Апостол Андрей, кириллица и их связь с хронологией
Апостол Андрей и кириллица
или Апостол Андрей, кириллица и их связь с хронологией.
Как всегда у автора этих строк, очень быстрое предисловие. Именно Апостолу Андрею, или Андрею Первозванному, или св.Андрею, согласно каноническим легендам, выпало проповедовать на Руси. Именно его имя было упомянуто в безвременном блоке в «Повести временных лет» ([1]). Именно в его честь был назван флаг русского флота – Андреевский флаг. Правда, при этом на нем были две диагональные полоски, как на флаге Шотландии, но об этом уже писалось немало.
Именно в его, Апостола Андрея, честь на территории русскоязычного пространства во времена императрицы Елизаветы была воздвигнута Андреевская церковь. На тот момент одно из самых роскошных культовых сооружений православной церкви. В городе Киев, как несложно вспомнить. И, если позволить себе бросить взор на нечто менее масштабное и более маргинальное, именно она дала название Андреевскому спуску – транспортной артерии, соединяющей в Киеве Подол – портово-торговую часть – и Верхний город – административную часть.
Ассоциативный ряд при желании можно продолжить: именно с Андреевским спуском связана жизнь преподавателя Киево-Могилянской академии Афанасия Булгакова, отца известного писателя Михаила, именно там происходит действие повести последнего «Белая гвардия», а также снятого по ее мотивам фильма Владимира Басова «Дни Турбиных», и именно этому спуску русская словесность обязана возникновением поговорки «что упало, то пропало». Эта поговорка звучала из уст транспортников, хозяев повозок, перевозивших товары с Подола в Верхнюю часть города, когда некий тюк, или коробка, или ящик с товаром, упавшая с повозки, автоматически переходила в собственность к ее владельцу. Это была своего рода мера по борьбе с перегрузом повозок, причем весьма эффективная.
Непосредственно у автора этих строк (внимание ! предисловие плавно перетекает в основную часть статьи ! - ВП) открылись глаза на эту тему, а заодно и возник интерес к ней, при работе над статьей «Занятная гипотеза о разделении христианства на католичество и православие в 1562 г.» с жаргонным названием «Православие-1562» ([2]). Там в определенном месте затрагивается тема униатства с той точки зрения, с какой она фигурирует у Николая Александровича Морозова в восьмом томе «Христа» ([3]). Николай Александрович упоминает тот факт, что, согласно ТИ, персоны, которым приписывается и первое проповедничество христианства у славян и разработка славянской грамматики ; Кирилл и Мефодий, ездили для неких объяснений к папе Адриану в Рим. Позволяя себе некую смелость, он высказывает предположение, что они ездили не к понтифику Адриану II (годы пребывания в этом сане – 867-873), а к папе Адриану IV (годы пребывания в сане наивысшего мостостроителя (pontificus maximus) ; 1154-1159).
Автор этих строк на том основании, что годы пребывания в этом сане вышеупомянутого папы Адриана IV согласно ТИ (1154-1159) лежат значительно раньше рубежа хронологической достоверности, приходящегося примерно на XIV век (а о последнем в книге автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([4]) - ВП), предпринимает попытку поискать его визави с таким же именем в хронологически более достоверные эпохи, и этот поиск увенчивается успехо, ибо среди таковых оказывается папа Адриан VI, в миру Адриан Флоренсзоон Буйенс ван Утрехт (2 марта 1459 ; 14 сентября 1523, пребывание в сане понтифика от 9 января 1522), голландец из Утрехта. Единственный папа-голландец, и последний папа-неитальянец перед Иоанном Павлом II. Первый папа после Льва X, которому выпало переварить зарождение протестантства.
Согласно статье о нем из википедии «… Известно, что он «Боролся с обмирщением Римской курии и против реформации в Германии. Призывал европейских государей к крестовому походу против турок… дал согласие на своё избрание папой, всё время откладывал свой приезд в Вечный город, поскольку получил известие о том, что римляне возмущены избранием «чужеземца», к тому же происходившего из «самой низкой фландрской нации»».
Далее автора этих строк хватает еще на пару мыслей смелых в этой связи. Кирилл и Мефодий, принадлежащие к объединение моравских братьев, разработав алфавит, который был для славянских народов несколько более удобным по сравнению с латынью, поехали утверждать его к папе неитальянского происхождения. Имевшего не лучшие отношения с итальянцами как этносом. Что проливает свет на весьма занятные события, ибо на тот момент книгопечатных проектов на кириллице были единицы.
Стоп. Предисловие завершилось окончательно и бесповоротно, исходный материал в основном изложен. А основная часть не будет очень длинной, ибо толочь воду в ступе не хочется.
Ну что, эпоха 1522-1523. До папского благословления, как можно предположить, имел место некий плюрализм шрифтов: и еврейский, и арабский, и латынь, и армянский, и глаголица, и греческий, и черты и резы, и, возможно, что-то совсем графическое, типа иероглифов. И еще что-то, пеплом времени занесенное. Чем, в конце концов, черт не шутит. Кириллица ; один из многих шрифтов, без ярко выраженного доминирования над остальными. Можно вспомнить ряд средневековых книгособраний, в частности, библиотеку в г.Каменец-Подольский, где вполне себе сохранились книги, к примеру, на армянском языке, напечатанные греческим шрифтом. И подобных книгоиздательских проектов в ту пору было немало.
И библиотека в г.Каменец-Подольский – случай отнюдь не единичный.
После папского благословения начинается эпоха доминирование кириллицы над другими шрифтами, и конец фактического равноправия различной шрифтовой записи. Такого нельзя сказать, пожалуй, лишь о латыни. Тем самым кириллица как шрифт фактически уже готова для огосударствления, т.е. и для ведения на нем необходимого делопроизводства, и для использования ее в учебном процессе. И – о чудо ! – наконец-то начинают появляться столь любимые нами (по крайней мере, автором этих строк - ВП) актовые архивы.
Что дальше интересного? Дальше у нас окончательное отделение православия от католичества в 1562 (более подробно в [1]) и начало книгопечатания в Московии и на Руси (или: и на Руси Северо-Восточной, и Юго-Западной - ВП) в 1564. Тем самым появляется не только делопроизводство на кириллице, но и книгопечатание !
Если имя Адриан, произнести путем произвольного или непроизвольного пропускания потока воздуха через нос, то будет слышаться носовой звук "н", а само имя будет звучать как «Андриан». Вот и «Андрей». Мифопоэтизация его имени до одного из учеников Христа? Вполне себе возможна, на то она и мифопоэтика. Окончательной версии Библии, к какому выводу пришел автор этих строк в результате исследовательской деятельности, тогда еще не было, и последние главы там появились по итогам событий примерно середины XVI века. Как это показано, к примеру, в «Тобольск и Тувалу. Сибирь и Океания» ([5]), одной из глав «Рыцарей Гипербореи» ([6]).
* * *
Как эту статью лучше всего продолжать? Может быть, тем путем, что здесь воспроизвести все житие Андрея Первозванного? Можно. Равно как и ограничиться тем, что мы просто дадим ссылку на его статью из википедии ([7]).
Эта статья обширна. Что и говорить: как считается, один из первых двух апостолов, учеников Иисуса Христа. И при ознакомлении с ней мы сталкиваемся со многими вещами, характерными для агиографии в целом. В частности, приписывание этому образу многих деяний разных исторических лиц и приписывание их заслуг. Есть при этом каноническая для православия редакция его жития, которая входит в сборники, содержащие тексты житийного и поучительного характера – т.н. Четьи-Минеи ([8]).
Из историй, не входящих в Четьи-Минеи, на автора этих строк наибольшее впечатление произвела т.н. «Золотая легенда». Она сообщает об одном из чудес апостола, которым можно объяснить почитание св. Андрея как покровителя мореходов: однажды он воскресил сорок мужей, направлявшихся к нему, чтобы получить учение о вере, но утонувших из-за шторма, вызванного дьяволом.
Здесь число сорок напоминает о сорока годах, в течение которых Моисей водил иудеев по пустыне, а фраза «учение о вере» напоминает ту эпоху, когда еще не было разделения единой системы знаний на науку и религию. Тогда исследователям становления глобальной хронологии весьма несложно здесь увидеть связь сорока мужей с сорока годами – временной промежуток, на два года превышающий двойной метонов цикл и вполне достаточный для проведения анализа и осмыслений полученных измерений.
В связи с житием св.Андрея можно легко вспомнить «диагональный» крест.
Хочется еще вспомнить, что особенность культа многих православных святых состояла в том, что в случае выдающихся прижизненных деяний некой персоны и желания увековечить память о нем в его честь могло быть воздвигнуто некое сооружение или изготовлен некий артефакт, некий атрибут, некий предмет – как угодно, в случае совпадения его имени с именем общепризнанного святого этому сооружению или артефакту присваивалось именно имя этого святого.
Именно поэтому, когда мы сталкиваемся с тем, что фактически государственный флаг Шотландии непосредственно связан с именем св.Андрея, то берет интерес просто носителей этого имени взять и поискать.
И, если мы поиски этого имени начнем прямо с карты Шотландии, то, что бы вы думали? Мы первое, на что натыкаемся – это вал Адриана !
Здесь, на карте, он изображен красной линией. Его длина 117 км. Еще на карте имеется штрих-пунктирная линия границы между Англий и Шотландией. И весьма характерны сроки ее сооружения – 122-128 г. н.э.
И, самое занятное, в свете взглядов и убеждений автора этих строк, к которым он пришел в результате исследовательской деятельности, именной с северных берегов Шотландии имел место старт многих плаваний эпохи великих географических открытий (ВГО). Как об этом в его работе «География и диалектика» ([9]), являющейся главой его книги, посвященной этой эпохе, под названием «Рыцари трех океанов» ([10]).
Тогда…. Тогда на своих местах многое. В частности, более-менее понятно, зачем он сооружался: эпоха ВГО, массовые эпидемии в Южной Европе, гнев народный населения стран Южной Европы против стран Северной Европы. Деятельность папы Юлия как полководца и вполне здоровые опасения о возможном причинении ущерба непосредственно территории Шотландии. Что вызвало вполне адекватную реакцию во многих европейских кругах, где было принято решение предпринять оборонительные меры.
И вот в роли персоны номер один, причастной к строительству, оказался некий Адриан. Причем, что весьма характерно, руки так и чешутся его отождествить именно с нашим персонажем, папой Адрианом VI. К тому же, если согласно логическому формализму реконструкции истории человечества ([11]) попытаться построить вероятный оригинал времени строительства (есть такое понятие в этом логическом формализме), то у нас для временного промежутка лет 122-128 н.э. получится промежуток лет 1522-1528. Как раз год начала строительства вала попадает на первый год его понтификата.
Что еще можно? Можно еще построить две версии реконструкции (ВР) его судьбы. Первая была бы традиционной: разгневанные жители Рима, узнав о причастности нашего к строительству вала, подняли бы бунт и в гневе бы его убили. Традиционная дата смерти, хочется напомнить – год 1523. И обстоятельства смерти: почти полностью исчезли все его документы и работы. И вторая, конспирологическая: ему как-то удалось инсценировать свою смерть и куда-то сбежать. Как в мировой истории бывало неоднократно.
А строительство этого вала и в том, и в другом случае приписали т.н. древнему Риму. Сделав при этом из папы императора, подобно тому, как этому случилось с папой Юлием.
* * *
Можно еще вспомнить Адриатическое море, которое на южнославянских языках зовется “More Jaderske”. Буквально: море ядра. Образ ядра вполне понятен и легко географически объясним: это море ; ближайшее к Штирии, колыбели черной металлургии. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, с железными инструментами и главными изделиями, что с их помощью можно сделать – судами. Как об этом у автора этих строк в «Рыцарях Эллады» ([12]).
А там, где суда – там и плавания на них, причем для прибрежных, каботажных плаваний вдоль берегов Европы умелым мореходам предоставляются неплохие шансы за обозримый срок достичь пределов тогдашней Ойкумены. В роли одного из которых и оказывается Шотландия. Берега которой, в свою очередь, и оказываются в роли места старта для многих новых плаваний на север и запад. Ровно туда, куда летят птицы.
И… еще одна вещь. О чем уже писалось в «Как возникла глобальная хронология» ([4]). Как известно, изначально латинский алфавит состоял из 19 букв. Ровно по числу лет в метоновом цикле. По сравнению с нынешним английским в нем не было букв J (была лишь I), К, U (писалась так же, как и V), W, X, Y, Z. На это обращается внимание, помимо прочего, и в учебниках по латыни.
С изначальным кирилличным алфавитом веселее. Согласно «Сказанию о черноризце Храбре» ([13]) в древнеславянском алфавите было тридцать восемь букв.
«Всего их двадцать четыре, подобных греческим буквам.
И четырнадцать – по славянской речи
»
Итак, количество букв в латинском алфавите было изначально подогнано к числу девятнадцать, по числу лет в метоновом цикле, в основу древнеславянского – в тридцать восемь… Простой, одинарный метонов цикл в одном случае и двойной – в другом.
Различные цифровые игры именно с двойным метоновым циклом и привели к современному цифровому оформлению иудейского и христианского летосчисления. Как об этом у автора этих строк в «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([14]).
Вот и вся история с кириллицей.
Мнение читателей: тема раскрыта? Тема полезна?
Поддержка автора: 2200 2460 7492 8055
Литература
1. Повесть временных лет. https://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_временных_лет
2. Поляковский В.Т. Занятная гипотеза о разделении христианства на католичество и православие в 1562 г. https://www.academia.edu/126156010,
https://dzen.ru/a/Z1V7ZhB-9zGW1RuQ
3. Морозов Н.А. Христос. Том 8. Новый взгляд на историю русского государства. М. Крафт+Леан, 2001.
4. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
5. Тобольск и Тувалу. Сибирь и Океания. Научно-популярная статья по одному из вопросов, затрагиваемых в книге «Рыцари Гипербореи» https://www.academia.edu/120101370, https://dzen.ru/a/ZlSF1zBBSlv50vQ5, видеоматериал https://youtu.be/NBnua88B-N8
6. Поляковский В.Т. Рыцари Гипербореи. М. "Крафт+". 2015 г., facebook.com/rycari.hyperborei, плей-лист https://u.to/l4LwIQ
7. Андрей Первозванный. https://ru.wikipedia.org/wiki/Андрей_Первозванный
8. Четьи-Минеи. https://ru.wikipedia.org/wiki/Четьи-Минеи
9. Поляковский В.Т. География и диалектика, или постановка под сомнение факта достоверности первых плаваний у берегов американского континента в тропических широтах. С подзаголовком: или постановка под сомнение традиционных маршрутов плаваний под руководством Христофора Колумба, считающихся первыми из таковых. Одна из глав "Рыцарей трех океанов". https://www.academia.edu/41600573, https://dzen.ru/a/ZWCHbrgY1yB6brVV
10. Поляковский В.Т. Рыцари трех океанов. М. Крафт +, Сказочная дорога, 2013. facebook.com/knights.of.three.oceans
11. Поляковский В.Т. Логический формализм реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала. https://www.academia.edu/35598244, https://dzen.ru/a/ZFjdP7x1EVvgaXJm, https://youtu.be/lUyS3nELIv4 - "Теоретические основы реконструкции истории человечества. Видеоверсия"
12. Поляковский В.Т. Рыцари Эллады. М. Леан-Крафт. 2010
13. Сказание о черноризце Храбре. http://newciv.relarn.ru/work/2-09/bukvi/book.htm#Сказание
14. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
г.Москва
февраль 2025
Свидетельство о публикации №225022001721