Ребусы истории. Глава 12. Княжестров и Княжпогост

Ребусы истории. О чем рассказали географические названия.

Глава 12. Княжестров и Княжпогост. 
 
        Многие жители Великого Новгорода знают, что предшественником их города был город Словенск. Некоторые краеведы и историки считают, что Рюриково городище – это место, где был Словенск.
         Однако, если верить древнему «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», Словенеск/Словенск находился «от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща».
         На озере Ильмень, конечно же, находится исток Волхова, а не устье. В древние времена вряд ли исток был на современном месте, озеро более  полноводным было. Вот от того старого истока Волхова нужно отмерить по реке полтора поприща, то есть примерно 32 км (1 поприще = 21,2 км), и это будет место нахождения города Словенска Великого, построенного Словеном, который пришел с Русом более четырех тысяч лет назад.
          Но был еще один Словенск/Славенск Великий. Его место нахождения скрыто в более глубокой древности, чем того, который у Новгорода Великого.
          Из опубликованного В.Н.Татищевым списка Иоакимовской летописи о древнем городе Славена – Славенске Великом можно узнать:
         «… Еже сынове Афетове и внуки отделишася, и един от князь Славен з братом Скифом, имея многия войны на востоце, идоша к западу, многи земли о Черном море и Дунае себе покориша…
         …Славен князь оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастария, иде к полносчи и град велики созда, во свое имя Славенск нарече.
       По устроении Великого града умре Славен князь, а по нем владаху сынове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоряя, возвратися во град Великий... Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построи по единому граду, и в их имена нарече. И всю землю им разделя, сам пребывал в Велице граде лета многа и в старости глубоце умре, а по себе Избору град Великий и братию его во власть передаст.
        Потом измроша Избор и Столпосвят, а Владимир приат власть на всей земли… По смерти Владимира и матери ево Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимере… Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаши их и облада всю Бярмию до Кумени. Последи при оной реце побежден бысть, вся свои вои победи, едва сам спасся, идее во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, иде же князи подвластнии пребываху, и тамо пребывая, умре…Людие же терпяху велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во Велице граде. И егда Гостомысл прия власть, абие варяги бывшие ови изби, ови изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня победи, и град во имя старейшаго сына своего Выбора при мори построи, учини с варяги мир, и бысть тишина по всей земли… Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сынове его ово на войнах избиении, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы быша суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмогард вопросити боги о наследии, и взошед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобзи…»
         Сравнивая два текста о городе Словенске и Славенске можно понять, что это разные города, и построены они в разное время разными Словенами, или Словеном и Славеном.
        Если место нахождения Словенска на Волхове, построенного Словеном, у которого был брат Рус, можно найти путем применения современных методик при археологических изысканиях, то Славенск, построенный Славеном, у которого был брат Скиф, нашей наукой историей вообще не рассматривался.
         Попробуем пройтись по дошедшей до нас информации о городе Славенске Великом, по древним текстам, старинным и современным картам. Вдруг найдем?   
         Иоаким Новгородский рассказал, что в те времена, когда сыновья и внуки Афета отделились (то есть не менее семи тысяч лет назад),  Славен, у которого был брат Скиф, построил себе НА СЕВЕРЕ (в «полносче») град великий и назвал его СЛАВЕНСК. Этот город называли также Великим. Потомок его Вандал построил своему сыну Избору город Изборск. После смерти Вандала Избор правил в Великом городе Славена. Потомок Славена по линии сына Вандала Владимира в девятом колене именем БУРИВОЙ правил ВСЕЙ БЯРМИЕЙ, сам пребывал в городе БЯРМЫ, который был крепко устроен (крепость) на острове. Сын его ГОСТОМЫСЛ был правителем в Великом городе СЛАВЕНСКЕ.
         Давайте разберемся сначала, где была ВСЯ БЯРМИЯ и город БЯРМЫ, быть может, они подскажут, где был Великий город Славенск.
         В.Н. Татищев в своей работе «ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ С САМЫХ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН», КНИГА ПЕРВАЯ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ сообщает:
- в главе семнадцатой «ИЗ КНИГ СЕВЕРНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. СОЧИНЕННОЕ СИГФРИДОМ БЕЕРОМ. КОММЕНТАРИЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ»:  «… как Торфей объявляет, и прежде его Верелий, Гандвик есть Белое море, которое по сему и Австироил называется. Когда Торфей до Двины реки дошел, то к востоку оныя положил Биармию… Биармии же от Саксона и от Иоанна Магна на дальную и ближнюю разделяется… Величины же сей области ни Олай Верелий, ни Торфей определить не отважились. Только река Двина или Вина, или Вымрь от древних Биармии причитаются, да еще так, что, по-видимому и часть  Биармии к западной стороне реки была. В оной области был Альдейгобург, … у Оддона Монаха Альдейгиубург. В житии Олава Тригвонида пишется: в наступающую весну в восточные страны поехал и был в Альдейгиобурге один год. О Магне святого Олава сыне Сноррон … пишет : Магнус, Олаев сын после Иолинскаго праздника в Холмогарде в Альдейгобург пошедши, корабли там построил…».
… Беер и другие мнят… Голмогард островный град, или область, но Сарматы и Русские именуют Колмогард, … т.е. третий град, был близ Нова града… он как был святости ради в язычестве почитан, как и Олвус Магнус написал, потому в него множество людей не токмо подлых, но и Короли северные для моления приходили… Сему прилично, что Кекс или Кексголм, яко вторый град, но точно значит два острова… Альденбург паки вандальский…».
- в главе двадцать девятой «БЯРМЫ, ИЛИ ПЕРМЫ, ГОРДОРИКИ, ОСТЕРГАРДИ, ХУНИГАРДИ, УЛМИОГАРДИЯ И ГОЛМОГАРДИЯ»: «…Адам Бременский, кн.II, гл.13: «Руссов престольный град, преизрядное греков украшение, есть Хива, или Шуе». Кранций именует Шуе».
       Мы узнали, что через Белое море можно было с запада попасть на реку Двину, к востоку от которой находилась Бармия. Кроме того, БАРМИЯ делилась на ДАЛЬНЮЮ И БЛИЖНЮЮ. В ЗАПАДНОЙ части реки ДВИНЫ был город АЛЬДЕЙГОБУРГ, который был недалеко от ХОЛМОГАРДА, в нем можно было построить корабли. Его называли еще Кекс, Кексголм, что значит ВТОРОЙ град или град на двух островах, называли также Альденбург вандальский.
       Из Альденбурга (второго города) ходили по Двине в город Голмогард/Холмогард/КОЛМОГАРД, то есть третий град, святой языческий город, куда даже короли северные на моление приходили.
     Был в этих краях престольный град руссов Шуе/Хива.
     Слово «шуя» обозначает «левая». В древности на старославянском языке правую руку называли «десницей», а левую – «шуей». Если объясняли, кто с какой стороны относительно конкретного человека сидит, то говорили: «Ошую сидит этот, а одесную тот». Следовательно, словом «шуя» называлась «левая» рука/река/ручей/протока, то есть объект, находящийся слева от кого-то/чего-то.      
     ДВИНСКОЙ ЛЕТОПИСЕЦ 1. КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ сообщает: «Двина же течет в великое море Студеное окиян на полночь трема устии… В лето 63 (1555) году. Пришли на Двинское устье аглинских 4 карабли. А вологоцкие суды с рускими товары ходили х кораблем на Корельское устье по 95-й год. Та в том же 63-м году пришли Галанские и Барабанские земель корабли, а на них торговые иноземцы, и с русскими людьми торговали на Корельском устье по 95 год … В лето 7092-е (1584) приехали с Москвы воеводы Петр Афанасьевич Нащокин да Залешанин Микифоров сын Волохов, и Архангельской город деревянной поставили одним годом на Пурнаволоке над Двиною рекою за тритцать верст от устья тоя Двины реки. А поставили город круг Архангельского монастыря, и съехали к Москве…Во 182 (1674) году…построены на Двинском Березовском устье на караулех в  трех местех деревянные роскаты для корабленного приходу».
     Три устья Двины в те времена назывались: Двинское, которое вело к городу Архангельску (ранее к монастырю Святого архангела Михаила); Березовское и КОРЕЛЬСКОЕ (куда прибывали торговые суда).
      Подведем  итог полученной из текстов информации:
- в северной части славено-русских земель была земля БАРМИЯ, которая состояла из двух частей: западной и восточной;
-  по земле Бармии протекает река ДВИНА, впадающая тремя устьями: Двинским, Березовским и КОРЕЛЬСКИМ в Белое море;
- на реке Двине находятся города КОЛМГАРД (третий город) и КЕКСГОЛМ (второй город) он же Альденбург;
- Буривой был правителем всей Бармии, его стольным городом был город-крепость Бярмы;
- столицей сына Буривоя Гостомысла был СЛАВЯНСК ВЕЛИКИЙ;
- Гостомысл построил для старшего сына Выбора город ВЫБОРГ;
- Гостомысл из своей столицы Славянска мог ходить (плыть) к весчунам в Колмогард, куда ходили и короли северных земель.
      Обратимся сейчас к старинным картам.
      На сайте РНБ в свободном доступе можно ознакомиться со множеством старинных карт (шифр хранения К 0-Мир 7/11).  На карте Олафа Магнуса 1539 года есть земля БАРМИЯ и находится она на КОЛЬСКОМ полуострове.
      На карте Восточной Европы (в половине IX века, пред началом Руси) № 1 мы можем увидеть множество старинных славено-русских названий городов, рек, озер и морей, которые в настоящее время имеют иные названия.
      На этой карте мы видим землю под названием «ПЕРМЬ (БИАРМИЯ)». В приток Северной Двины – Вычегду впадает река Вымь. На Выми южнее города ЧУДОКЕРАС находится город ПЕРМЬ.    
       На Северной Двине мы видим город Холмогоры, а на северо-запад от него ближе к устью находится город КОРЕЛА.
       Обратим внимание, что на карте обознчены несколько городов, имеющих в корне своего названия «карел/корел»: Корельское на реке Онеге, Карелы на реке Свири, КОРЕЛЬСК на северо-западе Ладожского озера (озера Нево) – это крепость Корела в современном Приозерске. 
       Получается, что Бармии было две: одна на Кольском полуострове, другая – бассейн Северной Двины! Город Пермь на Выми – это город Бармия?!
       В «Книге Большому чертежу» подъячего Разрядного приказа Афанасия Мезенцова читаем: «А по реке по Вычегде с верьху с правые стороны город старая Пермь, от усть Вычегды 140 верст. А ниже Перми 70 верст на Вычегде город Еренеск». Сейчас это село Яренск. На старинной карте выше города Перми обозначен Чудокерас. Сейчас это деревня Керес муниципальный округ Княжпогостский, Республика Коми.
       По современной географической каре «пройдем» по Северной Двине к ее притоку Вычегде, а по Вычегде на Вымь. Проходим Яренск, идем по Выми, не доходя Кереса – «пришли» в древнейшее  место под названием  КНЯЖПОГОСТ. По левой стороне Выми город Емва.      
       У народов коми сохранились легенды о Паме, древнейшем  вожде из Княжпогоста, которого люди почитали как защитника, чаровника, наставника. 
       Хотя легенды о Паме и его противнике Кёрт Айке уходят в более глубокую древность, чем сказания о Вандале и Буривое, но место, которое сейчас называется Княжпогост является историческим – это Пермь Старая/Пермь Великая/стольный град Буривоя БЯРМИЯ. Он есть на средневековых картах как Пермь Великая или просто город ВЕЛИКИ.
       На странице 41 Словаря русских говоров Карелии и сопредельных областей, выпуск 1(А-ДРОЖЖАНИК), Санкт-Петербург, Издательство С.-Петербургского университета, 1994 г. можно прочесть: БАРМА, ж. 1. Насекомое овод, 2. Пчела-медовица.
        БАРМИЯ – это пчелиный край, от Кольского полуострова до «Кумени» -Кумёны-реки.
        Вспомним про Корельское устье Двины, на котором торговали вологодские купцы. Вспомним и стольный город Гостомысла, из которого он ходил в Колмогард к весчунам. Двинская Корела?!
     В описании населенных пунктов Архангельской губернии Архангельского уезда 1873 года под № 141 есть деревня Славенская (Словенская) на острове Княжестровском. Расстояние до уездного города (Архангельск) – 35 верст.
      На современной географической карте на северо-запад от Холмогор к устью Северной Двины находим острова и деревню Словенское в центральной части острова Княжестров  (Приморский район Архангельской области). Здесь есть протока Шуя. Если карту перевернуть: юг вверху, север внизу, то получается, что протока Шуя омывает Словенское слева, оправдывая свое название. На правом берегу Северной Двины, севернее Княжестрова, есть деревни Большие и Малые Карелы. Вот он, Славенск Великий/Шуя/Корела – Кексголм, второй город!
        Это место было священным долгое время, как и Холмогоры, куда приходили помолиться или «к весчунам» северные короли.
        В «Историко-статистическом описании Николаевского Корельского третьеклассного монастыря» 1879 года, сообщенного епископом Архангельского и Холмогорского Макарием, есть рассказ о новгородской Посаднице Марфе Борецкой (по первому мужу Филипповой) и событиях 1471 года: ее дети  Антоний и Филикс, обозревая по морскому Корельскому берегу свои вотчины, в море утонули, а тела их вода прибила к берегу Корельского монастыря. Они погребены были на том самом месте, где стоит монастырь, а над их телами выстроена часовня, где указаны их имена и год погребения – 1471, что свидетельствует об основании или возобновлении  Николаевского Корельского монастыря до покорения Двинской области великими князьями Московскими.   
       Сохранился подлинный документ последней посадницы вольного города Новгорода: «Грамота новгородской посадницы Марфы» (ГИМ.ОПИ.Ф.17 (Уваровы). Оп.2.Д.27.Л.2; опубликовано: ГВНП, № 129, с.185-186), где Марфа распорядилась своими владениями: «Во имя Отца и Сына и Св.Духа, се аз раб Божия Марфа, списа де рукописание при своем животе, поставила есми церковь-храм святого Николы в Корельском, на гробах детей своих Антона да Филикса, а дала есми в доме св.Николы куплю мужа своего Филиппа на Лавле острове село, да в конечных два села и по малокурье пожня и рыбная ловища, а по церковной стороне и до Кудмы, и вверх по Кудму и до озера, а в Неноксе вместо засенки полянка, а приказываю дом св.Николы господину своему деверю Федору Григорьевичу и его детям и Леонтию Аввакумовичу, и зятю моему Афромию Васильевичу, а на то Бог послух и отец мой духовный игумен Василий Святого Спаса, а кто сие рукописание преступит или порудит, а наши памяти залягут, сужуся с ними пред Богом в день страшного суда».
         На прилагаемой к настоящей работе картинке можно найти и Корелу на Северной Двине – Славенск Великий, построенный Славеном, братом Скифа, и часть земли Бярмии (Биармии), и город Пермь на реке Выми или просто город Велики,  построенный князем Буривоем!
                ***

 


Рецензии