Глава 21. Начало непримиримой вражды. Антииудаизм
Рождалась новая религия.Hовому учению, произошедшему из иудаизма , потребовалось три века борьбы, чтобы триумфально утвердиться на всех просторах Римской Империи.
До разрушения Иерусалима в 70 г. христианство являлось всего лишь одним из течений иудаизма. Оно отличалось от других направлений иудаизма только тем, что рассматривало Иисуса в качестве Мессии – посланца Господа и Спасителя еврейского народа. В то время христианские общины как Иудеи, так и греко-римского мира состояли исключительно из евреев и тех бывших язычников , которые фактически приняли иудаизм. Другие религиозные течения (фарисеи, саддукеи, ессеи) смотрели на христианство как на еще одну ветвь иудаизма.
Kровопролитная Иудейская война, разрушение Иерусалима и Храма, гибель и пленение почти миллиона евреев коренным образом изменили ход развития христианства.Римляне запретили иудеям не только восстанавливать Иерусалим, но даже селиться на его земле. Эта репрессивная политика империи против евреев резко ускорила выделение христианства в отдельную религию.
Христианские общины, не желавшие попадать под все эти ограничения и налоги, поспешили заявить о своей независимости от иудаизма.
Время разрыва между иудаизмом и христианством-конец I века. Именно тогда римская администрация начинает четко разделять иудеев и христиан.
После Иудейской войны центр влияния внутри христианского мира перемещается из Иерусалима в Рим и Грецию, где общины состояли в основном из бывших язычников и придерживались павлианской точки зрения на христианство.
Пока были живы апостолы, евреи сохраняли свое привилегированное положение в христианских общинах. К тому же вплоть до конца I века н. э. иудеи повсеместно составляли большинство членов этих общин.Но с течением времени массы бывших язычников стали преобладать в численном отношении среди христиан, и со смертью последнего апостола евреи утратили свою доминантную роль в христианстве.
Уже в первой половине 2 века бывшие язычники сменяют евреев в руководстве христианских общин .Христианские мыслители все больше отдаляются от иудейских корней христианства и зачастую намеренно стремятся изжить элементы христианства, которые в их глазах были слишком иудейскими.
Второе вооруженное выступление иудеев против Рима – восстание Бар-Кохбы в 132–135 гг. – привело к завершению процесса разделения двух религий.
Главной побудительной причиной этого стала новая волна антииудаизма, последовавшая за подавлением восстания. Император Адриан, пытаясь предать забвению даже имя страны евреев, меняет название «Иудея» на «Палестину», он запрещает евреям жить не только на месте их древней столицы, но и вообще во всей центральной Иудее.
Новые антиеврейские эдикты императора заставляют христиан ускорить свое полное обособление от иудаизма.
Выделение христианства из иудаизма породило активную антииудейскую риторику у
апологетов новой религии. Отцы ранней церкви должны были объяснить своей пастве, чем христианство отличается от иудаизма и почему оно лучше последнего.
Духовные вожди новой религии старались убедить членов своих общин в том, что они, христиане, и есть «Новый Израиль», с которым, согласно пророчеству Исайи, должен быть заключен «Новый Завет». Следовательно, прежняя богоизбранность евреев и все их духовное наследие перешло к христианам. Но, чтобы доказать все это, надо было дискредитировать иудаизм и объяснить, что после прихода Христа законы иудаизма потеряли свое значение.
Еще одной причиной антииудаизма ранней церкви было стремление привлечь на свою сторону тех язычников, которые колебались в своем выборе между двумя религиями с идентичным духовным наследием.
Все более отчетливо появляется тенденция враждебного отношение к иудеям.
Найден «подходящий» аргумент – обвинение в распятии Иисуса. Во II веке, появляются апокрифы, в которых антииудаистские настроения бывших язычников, проявляются наиболее полно.При этом христиане ссылаются на Евангелие от Матфея (27:25): "И отвечая, весь народ сказал: кровь его на нас и на детях наших". Из этих слов делался вывод, что еврейский народ несет на себе грех богоубийства и проклят Богом.Очевидно, что они не поняли собственное Писание и отвергли своего Бога. В результате -"Бог отверг их".
Именно в этом контексте возникло большое количество полемической христианской литературы Так, в Послании, приписываемом Варнаве, спутнику апостола Павла,говорится, что иудеи никогда не понимали свою религию правильно, поскольку толковали закон Моисея буквально, а не образно, поэтому "Ветхий Завет – это христианская, а не иудейская книга"
К концу 2 века против иудеев выдвигаются обвинения и посерьезнее. В одной из своих проповедей малоазиатский епископ Мелитон Сардийский заявляет, что поскольку Иисус был Богом, а иудеи Его казнили – выходит, они убили собственного Бога. Иудеи – не просто убийцы Христа,- они "богоубийцы". К 4 веку, придя к власти в империи, христиане начали обращаться с иудеями соответственно: отсюда ведет свое начало история христианского антииудаизма .
Таким образом, начиная со второго века, возникла неестественная картина:Единый Бог Израиля и Его Мессия, еврейские апостолы и Богоматерь-иудейка превратились в объект веры и почитания бывших язычников, которые,начали преследовать народ своего Бога и Мессии, потомков этих апостолов и Богоматери.
С другой стороны, духовные наставники иудейского народа стали отвергать еврейского Мессию и его апостолов – правоверных иудеев, пытавшихся спасти «заблудших овец Израиля».
Свидетельство о публикации №225022001816