В Крым я не поеду больше никогда...
После того, как мы (дети) выросли и стали взрослыми, то приобретенные привычки отдыхать на черноморском побережье, старались сохранять и развивать. Поэтому, почти каждый год стремились выезжать в теплые края уже со своими детьми.
В середине 90-х годов прошлого века, я с женой и детьми, на машине отправился из Брянска в Крым. Решили ехать в Судак. Прогноз погоды на время нашего отпуска был благоприятным – ни дождей, ни ветров, ни облачков.
По пути я решил сделать остановку – заехать на родину моего отца в Сумскую область – в Великую Писаревку. Туда меня родители каждое лето отправляли к бабушке… Все в этом поселке было для меня родным и знакомым…
В то время граница между Россией и Украиной уже была, но она были скорее символической, хотя какой-то пограничный и таможенный досмотр на КПП все-таки и происходил.
Вечером заехали в Писаревку. В окне дома наших соседей – Грабарей – горел свет. Я вышел из машины, открыл калитку и зашел во двор. Дверь в хату (на самом деле большой и просторный кирпичный дом) была открыта и заглянул вовнутрь. Мне навстречу вышел мой друг детства и юности – Сережа Грабарь. Мы не виделись около восьми лет. Обнялись. Быстро сообразили небольшой стол с нехитрой закуской. Я достал бутылку московской (вкусной) водки. Вскоре жена и дети легли спать – Сергей постелил им в зале. А мы продолжили общение.
Я рассказал вкратце о себе – напомнил ему о том, что когда-то ходил в моря, потом учился в университете, после распада Союза занялся коммерцией – стал «челноком»… Сергей в ответ рассказал немного о себе: после армии женился, родился сын, в честь отца назвали Михаилом. Выпивал… в семье начались скандалы. Разошлись. Бывшая жена – Наташа – ушла к своим родителям… Постоянной работы нет, но и без дела он не сидит – берет в аренду небольшие пруды (ставки), разводит в них рыбу, которую летом и осенью продает всем желающим…
Ночь была в самом разгаре… А мы никак не могли наговориться. Понимая, что нам есть, что вспомнить и о чем поговорить, Сергей пригласил нас заехать к нему в гости на обратном пути, чтобы пообщаться получше…Мол, сходим на речку, искупаемся в Ворскле, а, может и раков наловим или сходим за грибами. Я поблагодарил друга за приглашение и сказал, что обязательно приеду к нему, но в другой раз… Мол, на обратном пути делать большой «крюк» не хотелось… Сергей меня понял.
…Рано утром мы позавтракали и продолжили движение в сторону Крыма. Дорога была хорошей… Менты изредка останавливали, но поскольку у нас все было в порядке (техосмотр, аптечка, огнетушитель и т.д.), то отпускали с наилучшими пожеланиями. На въезде в Крым нас остановил какой-то эко-патруль, больше напоминавший «махновцев». Ни формы, ни документов… Нас засыпали вопросами: «Кто такие? Откуда едем и куда путь держим? А давайте проверим вашу машину на СО2»… Проверка прошла успешно, но какие-то деньги с нас все-таки взяли, вручив квитанцию-расписку от самого «пана-атамана Таврического»…, в которой говорилось о том, что наш новый автомобиль соответствует всем экологическим требованиям…
И вот мы в Судаке… Запах моря, теплый ветерок и аромат южных цветов быстро нас опьянил… И привел в состояние невесомости… Мы приехали в Крым на три недели. Поэтому решили снять жилье на весь период отпуска. Немного побегав по улицам, от одного дома к другому, нам вскоре удалось найти жилье – замечательный строительный вагончик, разделенный на две части, в котором была спальня – состоящая из четырех «солдатских» кроватей и предбанник со столом, стульями и шкафом для одежды. Все удобства – умывальник, душевая и туалет – были рядом - во дворе. На вопрос, сколько стоит отдых в таком «пятизвездочном» отеле, хозяйка, не моргнув глазом, заявила, что «так и быть, раз у вас дети и вы - семья, то по сто баксов за каждый день проживания, мы с вас возьмем, и это, мол, со скидкой…» Деваться было некуда и 2100 долларов быстро перекочевали из моего кармана в карман хозяйки «отеля».
Кроме нас здесь жили еще две семьи: одна из Минска, другая из Москвы. В сарае жили еще две девушки, уж и не помню из какого города они были… Да это и не важно. Главное – все люди были добрыми, спокойными и позитивно настроенными исключительно на отдых.
Судак – это город, где в то время на каждом шагу можно было купить шампанское «Новый Свет». Иногда мне казалось, что здесь воду никто и не пьет. А все люди пьют исключительно или полусладкое шампанское или простое сухое виноградное вино… Шампанское можно было купить где угодно и у кого угодно…
Солнце было добрым, море – теплым, берег – почти чистым. Местные предприниматели из числа крымских татар каждые пять минут – наперебой предлагали загорающим на пляже людям – пахлаву и прочие беляши, на променаде постоянно висела дымовая завеса – повсюду жарились шашлыки из свинины, баранины и даже из осетрины… Цены были разные… но каждое утро мне приходилось доставать новую стодолларовую купюру, чтобы прокормить свою небольшую туристическую группу…
Те времена сегодня называют «лихими девяностыми». Так оно и было. Город был «захвачен» бандитами, приехавшим в этот славный южный город аж из Кемерово… Машины – вишнёвые «девятки» с кемеровскими номерами гоняли по городу туда-сюда днём и ночью…. Братва исправно собирала деньги. Местные торговцы говорили нам, что весь Крым захвачен бандитами, среди которых особо выделялась банда «башмаков» и им все платят, а, как и почему сюда попали именно кемеровские, они не знают, но поскольку все им платили дань, то платят и они… На вопрос, а сколько всего крымские предприниматели платят денег бандитам, назывались разные цифры… но все сходились в одном, что сумма дани за сезон составляет около одного миллиарда долларов. «А что вы хотите? Это же Крым!» - с достоинством и гордостью говорили приезжим местные предприниматели… Власть (на тот момент украинская) нас не дергает и работать не мешает, ментов не слышно и не видно, мы платим бандитам за покровительство и в городе нет проблем – вода, электричество подаются в жилые дома бесперебойно, автобусы ходят, бензин на АЗС есть кафе и рестораны работают почти круглосуточно. А что еще надо людям, чтобы чувствовать себя счастливыми? Кстати, люди, живущие в Крыму, говорят, что многие бандиты из девяностых до сих пор остаются у власти, при этом ссылаются на какого-то авторитета по кличке Гоблин. Мол, можете у него спросить… он всё знает.
Три недели отдыха пролетели быстро и незаметно… Мы купались в море, загорали, наслаждались местной природой и выпили, как нам показалось, по небольшой бочке вкусного вина. Всего отдых в Крыму нам обошелся в «сущие копейки» - за три недели мы истратили там чуть больше пяти тысяч долларов. Мы успели побывать в нескольких городах, расположенных на ЮБК (Южном берегу Крыма), посетили разные памятные места, музеи, в Никитском ботаническом саду вели себя культурно, ни в какие пушки никакие «бычки» не заталкивали…
Покинув Крым, мы оказались в Запорожском области… где на каждой остановке можно было практически «задаром» купить на выбор либо огромные сладкие и спелые арбузы, либо ароматные «мясные» помидоры… Что мы и сделали – всё свободное место в автомашине заполнили вкусными ягодами…
На обратном пути в Великую Писаревку заезжать не стали. Решив, что на одном дыхании долетим до Брянска, где в те годы жили мои родители, там выгрузим арбузы и переночуем, а потом поедем в Москву. После прохождения «границы» заправились российским бензином. Двигатель ответил нам ровным и спокойным звуком. В Украине бензина хорошего было мало, во всяком случае на трассе был только какой-то «турецкий», и почему-то розового цвета, который операторы АЗС называли 80-ым… Отвратительная гадость… судя по стуку «пальцев» в движке.
Перед нами ехала иномарка с московскими номерами. После заправки, водитель помчался словно угорелый, было видно, что очень ему хотелось побыстрее попасть в столицу, но вскоре мы увидели сияние аварийных огоньков. Остановились… Иномарка лежала в поле вверх колесами… рядом с машиной мы увидели четыре бездыханных тела – мама, папа и двое деток… повсюду на земле валялись разорванные в клочья куски арбузов… Несколько минут назад мы видели этих людей живыми, и теперь увидели мертвыми… Ужасная сцена взбодрила нас и заставила меня строго придерживаться разрешенной для трассы скорости…
Вскоре после поездки в Крым моя семья распалась. Пережив трудный развод… и оставшись с дыркой от бублика, я начал новую жизнь… Как говорят в таких случаях – «с нуля». Какое-то время было очень сложно… Особенно тяжело было после «Мальборо-премиум» привыкнуть к «Приме»… Но я не спился и не опустился. Много работал и через полгода накопил денег, которых хватило на покупку старенькой, но технически надежной машины. А вскоре у меня появилась и новая семья. Прошло несколько лет. Моему маленькому сынишке исполнился годик… Материальное положение было невысоким, но стабильным… Поднакопив немного деньжат, купив гостинцев, я отправился в Великую Писаревку. Жена отпустила на недельку.
Была зима. Снежная, холодная. Дорога была сложной… Какие-то участки пути в Сумской области были и вовсе не убраны от снега. Ехать пришлось по глубокой колее. Я понимал, что если остановлюсь, то вновь тронуться с места мне будет уже весьма непросто…
Вечером подъехал к знакомому дому. Во дворе было темно… Не было света и в окнах. Пройдя через двор, поднялся на крыльцо и постучал в дверь. На стук мне никто не ответил. Тогда я дернул за ручку и вошел в дом. Было видно, что здесь кто-то есть – в печи светились огоньки. С кровати поднялась чья-то «тень».
- Кто здесь? – услышал я голос, в котором едва можно было узнать моего друга.
- Серёга, это я – твой сосед, - поспешил я представиться, чиркнув зажигалкой и поднеся огонёк к своему лицу, чтобы меня можно было бы разглядеть.
Мы обнялись… Смахнули с лица скупые слезинки. Я загнал машину во двор. Из багажника достал водку, закуску, гостинцы. Развели посильнее огонь в печи. В комнате стало светлее и теплее.
В процессе общения, выяснилось, что совсем недавно Сергей вернулся из колонии, где отбывал почти пятилетний срок за «кражу со взломом» - подломил «по пьяни» стену в каком-то сарае, где и стащил двух кур и трехлитровую банку консервированных огурцов. Украденных кур они с товарищем сварили и съели, огурцы пошли на закуску к самогонке. Участковый быстро вычислил похитителей частной собственности, следователь возбудил дело… А потом стал вымогать у Сергея деньги. Мол, заплатишь пятьсот долларов и дело закроем, а не заплатишь – «закроем» по-настоящему и пойдешь под суд, а там и до зоны недалеко… И было это ровно за месяц до нашей последней встречи, состоявшейся в 1994 году, когда я с семьей ехал в Крым. На мой вопрос, почему он мне об этом ничего не рассказал, Сергей, потупив взгляд, ответил, что не думал – не верил – в то, что ему влепят реальный срок за столь незначительную кражу, думал, что отделается небольшим денежным штрафом…, а вышло иначе… Мол, кто ж знал? Да и не было у него тогда таких денег… На что я ему возразил, что «такие» деньги были у меня, что в Крыму мы истратили за три недели свыше пяти тысяч долларов, и что у меня эти деньги не были «последними», и что пятьсот долларов я бы ему дал просто так… Для меня в то время такая сумма не была какой-то особенной…
Выяснилось, что пока Сергей отбывал срок в колонии, в его доме жили какие-то люди, которые не платили за электричество, и когда долг достиг определенной суммы, энергетики просто отрезали дом от сети. Жильцы, пожив какое-то время в обесточенном доме, вскоре съехали. А дом был ими оставлен на произвол судьбы… Когда он вернулся домой, то возрождать в нем жизнь было весьма непросто. Особенно, если учесть тот факт, что в кармане у него не было ни гроша…
На следующий день мы поехали к местным электрикам, восстановили договор о поставке электроэнергии, оформили новую абонентскую книжку, я заплатил долг и пени. На следующий день приехали специалисты и восстановили электропитание в доме.
Оказалось, что у Сергея нет паспорта, но была справка об освобождении. Поехали в райотдел милиции, написали там заявление на оформление паспорта, принесли фотографии, заполнили анкету. После чего менты пообещали оформить ему новый паспорт в течение недели.
Потом решили вопрос с отоплением. Поскольку в доме было две печи, а дров не было, пришлось искать людей, у кого можно было бы купить дрова. И таких людей нашли, я заплатил им денег за пять кубов дров, вскоре к Сергею во двор привезли дрова - целую тракторную телегу. Сергей сказал, что этого количества ему хватит до лета…
А еще мы съездили на базар (местный рынок), где купили по мешку соли, сахара и муки… Купили подсолнечного масла, макароны и чай. Нашли людей, у кого можно было купить свежего мяса - половину свиной туши. Часть мяса мы засолили, остальное варили, жарили и ели в течение недели. А еще, раздобыв у соседки дрожжи, мы начали печь свой домашний хлеб.
Поговорили с соседями, и они пообещали весной помочь Сергею с огородом, сказали, что поделятся семенным картофелем, выделят рассаду капусты, помидоров, дадут семена огурцов и прочих овощей. Сергей сказал, что обязательно заведет хозяйство – ближе к весне купит кроликов, кур и уток.
На чердаке мы с ним нашли старую бензопилу «Дружба» (удивительно, как ее не украли за эти годы?), разобрали, перебрали, смазали, залили бензин, пила завелась… И мы поняли, что на какое-то время у Сергея будет работа – можно ходить по дворам поселка и «пиляти дрова».
Было видно, что неожиданная помощь с моей стороны, придала моему другу сил и бодрости. С зоны он вернулся разбитым, подавленным, беззубым и, казалось, полностью больным человеком. На вид ему легко можно было дать больше шестидесяти лет… Не верилось, что до отсидки этот парень мог сгибать и разгибать руками подковы… А ведь Сергею не было тогда и сорока лет…
Однако время моего пребывания в Украине подошло к концу. Мне пора было возвращаться домой в Россию - к жене и маленькому сынишке. Оставив себе немного денег на обратную дорогу – на бензин и возможный штраф, я оставил всё, что у меня оставалось, Сергею – на сигареты. Последний вечер, проведенный вместе, мы много говорили о прошлом, вспоминая годы детства и юности, и строили планы на будущее… Я как мог настраивал своего друга на позитив и развитие.
А потом мы расстались… Но стали переписываться. Я отправлял другу письма, с вложенным конвертом, на которые всегда получал ответы… Сергей писал, что всё у него хорошо, что у него появилась девушка, с которой у них складывались романтические отношения. Но вскоре весточки от Сергея приходить стали реже, а потом и вовсе связь прервалась. Я подумал, что наступило лето, у человека много дел по хозяйству и ему просто некогда писать письма.
Но ближе к осени, взял и написал письмо соседям Сергея. И вскоре получил от них ответ. Мне сообщили о том, что в июне… мой друг… умер, не дожив три месяца до своего сорокалетия...
В 2002 году мы с женой и маленьким сыном взяли отпуск и поехали в Крым. Побывали в Евпатории, Севастополе, Алуште. Отдых был замечательным: солнце, море, пляж… всё, как мы любим… Но одна мысль мне не давала покоя… я понимал, что когда-то я не смог помочь своему другу… Мог реально повлиять на его судьбу, если бы он мне тогда в момент нашей встречи, рассказал бы о своей проблеме… Но он промолчал, и я ничего не знал… А далее наступила череда событий, на которые уже мало кто мог как-нибудь повлиять, и которые в итоге привели к печальному исходу… Я понимал, что моей вины в том, что произошло с моим другом никакой нет… Обычно в таких случаях люди говорят – «ничего не попишешь - судьба»…
Но как бы там ни было, а в Крым я решил больше не ездить… никогда…
Да будет так…
Свидетельство о публикации №225022000194
Андрей Николаевич Рощин 25.04.2025 21:59 Заявить о нарушении
Из 193 стран-членов ООН 100 высказались «за», 11 — «против», 58 стран «воздержались» и 24 страны не голосовали.
Сегодня корабли ЧФ покинули Севастопольскую ВМБ, значительная часть кораблей ЧФ уничтожена... Туристам сегодня отдыхать и просто находиться в Крыму стало небезопасно - систематически происходят прилеты со стороны Украины... У Вас может быть иное мнение... Стало Вам от этого лучше в 100 раз? странная логика. Долгие годы отдых в Крыму был приятным и безопасным... сегодня всё изменилось...
Сергей Олексенко 30.04.2025 00:34 Заявить о нарушении
Андрей Николаевич Рощин 01.05.2025 00:39 Заявить о нарушении
Андрей Николаевич Рощин 01.05.2025 00:59 Заявить о нарушении
Тяжёлые кадры из Севастополя попали в Сеть - на них видно, как у многолюдного пляжа сначала в воду начинают приземляться смертоносные осколки, а затем бьют по песку, где люди в ужасе пытаются спастись и прикрыть собой своих детей. жертвами трагедии стали четыре человека, двое из которых дети - двухлетний малыш и девятилетняя девочка, - ещё человек, из которых 27 детей, пострадали, получили ранения... http://dzen.ru/a/ZnrC_OFfEimNiHMU
Сергей Олексенко 01.05.2025 17:08 Заявить о нарушении
Удары по логистической инфраструктуре препятствуют снабжению российских сил в оккупированных частях Херсонской и Запорожской областей Украины. Украина наносит удары по кораблям и расположению ЧФ РФ, уменьшая его возможности.
Удары Украины оказывают также серьезное информационное и моральное воздействие на российское командование и население. за ТРИ года кол-во отдыхающих в Крыму людей снизилось в ДВА раза.
Сергей Олексенко 01.05.2025 17:56 Заявить о нарушении
Андрей Николаевич Рощин 01.05.2025 22:12 Заявить о нарушении