Разговор через форточку - маленькая трилогия ч. 1

Посвящается всем простым маленьким принцессам, которые незаметно следят за нами


Сбить с толку. Это так просто - кого-то сбить с толку. Особенно если ты - ребёнок. У детей есть удивительная способность задавать такие вопросы, от которых взрослые начинают нервно теребить галстук, поправлять очки и вспоминать, не пора ли им срочно покормить хомячка. Даже если хомячка у них никогда не было.

Между собой дети общаются на каком-то своём, особом языке. Они могут спросить: "А почему у троллейбуса усы?", и другой ребёнок ответит совершенно серьёзно: "Потому что он питается электричеством, как мой папа питается кофе по утрам". И оба, чуть-чуть удивившись, будут абсолютно довольны этим исчерпывающим объяснением.

Чтобы взрослого сбить с толку достаточно лишь слегка нарушить привычный ход мыслей. Это легче, чем потерять носовой платок в стиральной машине, стоит только задать им по-детски простой вопрос, например: давай сегодня, понедельник уговорим притвориться пятницей?

Стоит только взрослому погрузиться в свои мысли, и всё - пиши пропало. Он готов! Идёт по улице эдакий костюм, а внутри - никого. То есть, технически человек там есть, но он занят важным делом - он думает. Потому что думать - это очень по-взрослому. Чем глубже морщины на лбу, тем, видимо, взрослее.

Андрей только-только получил свой диплом "Взрослого человека". Как и положено свежеиспечённому взрослому, он немедленно обзавёлся привычкой думать. Причём думать со всей серьёзностью, на какую только способен двадцатилетний философ. Когда Андрей думал, рядом мог хоть метеорит упасть - он бы только рассеянно отряхнул куртку от космического мусора и продолжил размышлять о вечном.

Особенно хорошо ему думалось по дороге с работы. Он только начал постигать эту опцию взрослого – регулярно ходить на работу. В это время его мозг работал как хорошо смазанный механизм, а тело двигалось на автопилоте, как робот, у которого к вечеру села батарейка, но инерция ещё несёт его вперёд. Именно в такие моменты любой неожиданный вопрос мог застать его врасплох, как таблица умножения - первоклассника на контрольной.

Этим обычно пользуются цыганки на вокзалах. Они безошибочно вычисляют таких "мыслителей" в толпе - по особому отсутствующему выражению лица, будто человек пытается вспомнить, выключил ли он утюг несколько дней назад. Для них задумчивый прохожий - всё равно, что для кота открытый пакет с рыбой. Впрочем, у Андрея был готов универсальный ответ на все случаи жизни: "Простите, я, кажется глухонемой!" После чего он начинал активно жестикулировать, изображая что-то среднее между азбукой Морзе и странной современной хореографией. Обычно это работало безотказно, если только не попадалась цыганка, владеющая языком жестов.

В тот вечер Андрей, как обычно, покинул офис с важным видом человека, который точно знает, куда идёт. Хотя на самом деле он просто следовал за своими ногами, доверив им весь процесс навигации, а сам погрузился в глубокие размышления о смысле жизни, вселенной и вообще всего. Как истинный начинающий философ, он искал "золотой ключик" к абсолютной гармонии, словно Буратино, только вместо волшебного театра кукол ему светила перспектива найти ответ на вопрос "как жить правильно, но при этом не забыть поужинать".

Погружённый в свои мысли, как подводная лодка в океан философии, Андрей проплыл мимо первой автобусной остановки. Затем, продолжая глубокий мысленный поиск гармонии, миновал вторую. Где-то на подходе к третьей остановке в его сознание, как незваный мудрец на молодежную вечеринку, ворвалась мысль о том, что неплохо бы вспомнить, куда он, собственно, направляется. "Ах да, домой!" - осенило его, после чего он немедленно вернулся к размышлениям о вечном, словно и не прерывался.

И вот, когда его внутренний навигатор уже почти довёл его до остановки, что-то необычное зацепило его взгляд. Это было похоже на то, как если бы посреди серого будничного дня вы вдруг увидели рыбу, сидящую на дереве, или  единорога, покупающего в фудтраке стаканчик кофе. В ярко освещённом окне первого этажа, словно кукла в витрине "Детского Мира", стояла девочка  лет десяти, высунув в форточку свою голову.

Прохожие, эти вечные участники стремительной городской гонки за счастьем, проходили мимо, не замечая этого удивительного зрелища. Они были слишком заняты своими взрослыми мыслями о взрослых проблемах, чтобы обратить внимание на такую мелочь, как ребёнок, использующий форточку не по назначению. Но Андрей, чей мозг как раз находился где-то между размышлениями о смысле бытия и попыткой вспомнить, что нужно купить в магазине, невольно повернул голову в ее сторону. Скорее всего, в этот момент на его лице отразилось удивление.

И тут, словно гром среди ясного неба (хотя какое там "ясное небо" - уже стемнело), раздался детский голос:
- Вы не скажете, сколько время?

Вопрос настиг Андрея врасплох. Он по инерции сделал ещё несколько шагов, а его мозг, как старый компьютер, пытался перезагрузиться и переключиться с поисков "золотого ключика" к гармонии с миром на текущий момент. "Загрузка… загрузка… ошибка системы… перезапуск… Глюк в матрице… Пип-пип!"

"Постойте-ка, – начал соображать Андрей, - девочка высунулась в форточку, чтобы узнать время? Это как-то не вяжется. Это всё равно, что выйти на балкон, чтобы узнать, какая погода в квартире". Его аналитический ум, только что витавший в облаках философии, теперь заработал как детектив на пенсии, которому подбросили интересное дело. Возможно, он был, как раз сбит с толку, но пытался теперь с этим справиться.

"Ага! " - подумал Андрей. - "Наверняка ей просто скучно. Сидит одна, как принцесса Фиона  в своей башне, и весь ее мир - форточка. И тут идёт такой я - единственный прохожий, который посмотрел на нее, а не смотрел всю дорогу себе под ноги, как будто там и потерялся смысл жизни".

Пока эти мысли проносились в его голове со скоростью черепахи на сумасшедшей реактивной тяге, ноги успели унести его на несколько шагов вперёд. И вдруг - срочно стоп-кран!!! Андрей застыл у края дома, как вкопанный, словно его переключили в режим паузы. "Загрузка системы комплитед…" В голову ворвалась новая мысль, страшная, как для всех нормальных людей понедельник утром: "А что, если она что-то уронила? Что, если этот странный невинный вопрос о времени - это как SOS, только в детской версии?"

Его душа, которая до этого момента мирно дремала где-то между желанием пойти домой и стремлением к мировой гармонии, вдруг встрепенулась и заголосила: "Караул! Ребёнок в беде! Спасайте, кто может!" И, не дожидаясь, пока тело соберётся с мыслями, рванула обратно к окну. Андрею ничего не оставалось, как поспешить вслед за своей душой - мало ли куда она может забрести в поисках добрых дел. Это всё равно, что отпустить котёнка гулять одного во двор: вроде бы весь такой самостоятельный, а всё равно тревожно.

И вот он, ещё секунду назад погружённый в философские размышления взрослый человек, теперь мчался обратно к окну, как бэтмэн или супергерой, получивший сигнал бедствия. Правда, вместо развевающегося плаща на нём была слегка помятая куртка, а вместо маски - озадаченное выражение лица. (Ну, и не сказать чтобы "мчался"… это выглядело совсем иначе!)

Андрей начал пятиться задом, как стремительный рак, внезапно осознавший, что все-таки забыл выключить утюг. Когда он снова оказался под окном, девочка взглянула на него с видом человека, который только что выиграл в шахматы у компьютера:
- Я же звала вас, - негромко и конспиративно сказала она, словно делилась секретом местонахождения пиратских сокровищ, - Ну, что же вы??

Андрей замялся, чувствуя себя, как двоечник у доски. Девочка была права - он едва не удрал, как кот от пылесоса, погрузившись в свои взрослые заботы размером с мелкое горчичное зернышко.

- Ты что-то обронила? - спросил он, изучая асфальт под окном с таким вниманием, будто там действительно могли обнаружиться пиратские сокровища.

- Ну, нет же! Вы что, забыли мой вопрос?! - в её голосе звучало столько справедливого возмущения, словно он забыл не вопрос, а день рождения своей любимой бабушки.

- Ах да, время! - спохватился Андрей, пытаясь отпихнуть чувство вины, как назойливого продавца "канадского компании", такого современного коробейника. - Ты хотела узнать, который час?

Девочка смотрела на него сверху вниз со светлой улыбкой Моны Лизы, только помладше лет эдак на пятьсот, явно наслаждаясь произведённым эффектом.

- Ага! - продолжая улыбаться, подтвердила она.

- Сейчас скажу... - Андрей поднял руку к свету от окна, как археолог, изучающий под факелом древний свиток, - без десяти восемь... То есть, семь часов пятьдесят минут, - уточнил он, вспомнив, что разговаривает с ребёнком.

- Вообще-то я у вас не время хотела узнать, - выдала девочка с невозмутимостью мастера дзен Кихара Даичи.

- А что же? - спросил Андрей, чувствуя себя как человек, который долго разглядывал текст, пытаясь осознать написанное, а потом узнал, что держал его вверх ногами.

Девочка молчала и улыбалась, как кот, который не только съел канарейку, но и успешно свалил всё на собаку.

- Как вас зовут, юная мисс? - спросил Андрей, внезапно ощутив то особое уважение, которое испытывает мужчина к представительнице прекрасного пола, даже если она пока юная и роста небольшого, но уже проявляет обаяние.

- Даша! - выпалила девочка с таким энтузиазмом, словно объявляла о своём намерении завоевать Вселенную.

Андрей растерянно посмотрел на часы, которые теперь казались такими же неуместными, как строгий деловой костюм на пляже. Ситуация начинала напоминать сцену из "Ромео и Джульетты", только в версии для младшего школьного возраста. Он, двадцатилетний Ромео в слегка помятой куртке, стоит под окном Джульетты, которая, судя по всему, только что рассталась с куклой Барби.

Со стороны это, должно быть, выглядело как сцена из какой-нибудь странной комедии. Между ними было не больше десяти лет разницы, но эти десять лет - это как между "Каникулами в Простоквашино" и "Матрицей": вроде оба про приключения, но уровень сложности несопоставимый. Или как между велосипедом с дополнительными колёсиками и мотоциклом: технически ведь оба на колёсах, но категории совершенно разные.

Даша, похоже, находила всё происходящее безумно увлекательным, так как ей удалось заманить в свою игру настоящего, пусть и очень молодого, но взрослого. Андрей же чувствовал себя как человек, который пришёл на деловую встречу, а попал на детский утренник: вроде все люди, но один ещё верит в Деда Мороза, а другой готов разоблачить "старика", заявив, что его борода и усы - ненастоящие и приклеены.

- Даша, Даша... - начал он, пытаясь придать голосу строгость, но получилось скорее умилительно, - Даша, солнышко, заставила ты меня играть в твою весёлую игру! Признавайся, что за хитрый план ты придумала для случайного прохожего?

От его слов девочка за окном вдруг засмущалась, как будто её поймали родители за попыткой стащить печенье из верхнего шкафчика. Сначала она спрятала пол-лица за ладошками, словно играя в прятки сама с собой, а потом и вовсе спорхнула с подоконника, как птичка с жёрдочки.

Теперь она стояла за стеклом, как редкий экспонат в музее детской непосредственности, и улыбалась той особенной улыбкой, которой умеют улыбаться только дети, когда им одновременно и стыдно, и весело, и чуточку гордо за свою маленькую удачную проделку.

Андрей не мог не улыбнуться в ответ. В конце концов, не каждый день судьба подбрасывает тебе встречу с настоящей принцессой, пусть даже окно в ее башне – это форточка, её корона невидимая, а дворцом служит обычная городская квартира. Он помахал ей рукой, как машут уходящему вдаль кораблю – с лёгкой грустью и без надежды на новую встречу.

Поворачивая к остановке, Андрей подумал, что, возможно, это и есть тот самый "золотой ключик" к гармонии - способность остановиться, забыть на минуту о взрослых заботах и попытаться увидеть мир глазами ребёнка, для которого любая форточка может стать окном в сказку, а случайный прохожий - героем их удивительной истории.

И кто знает, может быть, где-то в своём форточном королевстве маленькая Даша записала в дневник: "Сегодня я познакомилась с настоящим взрослым, который ещё не разучился удивляться". Возможно, это дорогого стоит.

2002 г. (соврем. редактура)


Рецензии