Стадион имени Пиночета
При Советской власти ВУЗы были храмом науки, источником разумного, доброго, вечного и гнездилищем народной мысли. Потом приключилась рыночная демократия.
Только ректор МФТИ Николай Васильевич Карлов сказал: "Образование - не сфера услуг, а способ формирования будущего". Остальные ВУЗы дружно ломанулись на панель - зарабатывать, как им показалось, миллионы и миллиарды.
На пиночетовских стадионах, для того чтобы оставаться в живых, нужно было очень быстро бежать, а то и с грузом в руках. Типичный современный российский ВУЗ аналогичен такому стадиону. Потому что политика нашего излюбленного государства Российского в отношении интеллигенции состоит в том, чтобы 100% времени занимало бы суедневное выживание, чтобы думать было бы некогда. Иначе профессор или преподаватель, чего доброго, оглянется вокруг, задумается и его сознание посетит невосторженный образ мыслей. Или ещё хлеще: вдруг инженер сделает изобретение, а учёный открытие, и Россия сделает шаг подальше от нефтегазоуранозлатопровода - это же сплошной убыток властям предержащим.
Вот и сваливают на голову профессорско-преподавательского состава тысячи законов, указов, приказов и стандартов. Шаг влево, шаг вправо считается побег. Надо их читать. Нет времени делать учебные пособия, новые эксперименты, писать диссертации. Пока ты молодой - тебе дают полторы-две ставки с соответствующей нагрузкой, чтобы не было времени на подумать, на диссертацию, на плодиться и размножаться. Когда ты в возрасте - тебя обязывают написать очередную диссертацию , но снимают педнагрузку и оклад уменьшают до нескольких тысяч. Живи, как хочешь, и ни в чём себе не отказывай. Только единицы могут прорваться через такие барьеры на стадионе. Став доктором наук, ты получаешь ненулевой шанс получить от государства грант. Один - два раза в жизни вздохнуть свободнее. Потом можно и умереть.
Ибо клиент всегда прав. Клиент - это студент-контрактник, то есть те, которым не хватило знаний и умений поступить на госбюджет. Кто альма-матери более ценен - студент или преподаватель? Ответ ясен. Студент приносит деньги в кассу, преподаватель их уносит. Мало кто из деканов и ректората университета заботится о нуждах преподавателей - а для студентов декан есть отец родной. Конечно, все деканы разные, как разные и факультеты. Если ты учишь математиков, физиков, химиков или хотя бы специалистов сервиса и лёгкой промышленности при русском декане, то ты для декана человек уважаемый и твоё мнение о студентах весит существенно. Но если ты учишь экономистов, социологов, юристов, металлургов-вечерников, программистов или специалистов сервиса и лёгкой промышленности при декане-еврее, то твоё мнение весит ровно ноль, потому что достоинства и чести у преподавателя, по мнению такого декана, быть не может принципиально, он - раб при студентах, приносящих пользу.
Студента-контрактника деканы холят и лелеют. Как сказал один юный социолог ЮУрГУ в автобусе, "Учиться в ЮУрГУ не надо. Они сами всё сделают, только плати". На моих глазах зам.декана факультета экономики и управления разрешил студенту, желающему получить КРАСНЫЙ диплом, пересдать ТРОЙКУ. Блин, если бы это был МФТИ, то с тройкой о красном дипломе даже думать не смей, какие к чёрту пересдачи! Но ЮУрГУ и тем более ЧелГУ - увы, не МФТИ. В ЮУрГУ студента Надина, посмевшего замахнуться на строптивого преподавателя, и студента Кузнецова, пообещавшего "зарубить и в багажник упаковать", декан не наказывает, а увольняет преподавателя. В ЮУрГУ студент Капацина может ночью травить через замочную скважину двери в общежитии баллончиком с тараканьей отравой, и ничего ему за это не будет. В ЮУрГУ новый декан-еврей, придя вместо русской, первым делом увольняет 70% профессорско-преподавательского состава, а из набранных на их места 50% - соплеменники декана, и ничего ему за это не будет. Студентов-социологов со 2-го курса гоняют в полугодовые командировки на соцопросы, где они зарабатывают деньги, а учиться не обязательно. Потом декан и завкафедрой социологии организуют "экзамен" по материалу ... прошлого учебного года и подменяют экзаменатора и день экзамена, а преподавателя, посмевшего пожаловаться проректору на эту наглейшую фальсификацию экзамена, декан просто увольняет, не заплатив ни рубля. Таким образом, добросовестные студенты, посещавшие занятия, учившиеся настоящим образом, оказались в дураках. Слава, слава российской системе образования! Студентка-социологиня перед экзаменом вопит паровозом на весь вычислительный центр: "Мы лююуубим доводить преподавателей! Мы самовыражаемся!" В ЮУрГУ студенты-юристы жалуются декану, что злой преподаватель задаёт домашние задания (!) и проводит учебные социологические (пишут - "социалистические") опросы (предусмотренные программой) и использует греческие буквы и слова, "мы его поэтому боимся и просим заменить!". Когда программистам ЮУрГУ хочется вместо последнего занятия поехать отдыхать на озеро Тургояк, то завкафедрой встаёт на их сторону. Юный программист жалуется заведующему кафедрой (с близкими родственниками в США), что преподаватель ругает США (!). Критикуешь политику Израиля, значит, ты "вот и ещё один враг Израиля!" и вскоре тебя увольняют. Это ещё хорошо, некоторых просто режут ночью. Преподавателя информатики Чернову один двоечник пообещал убить, та поняла, что защиты ей не дождаться, и перевелась в инженеры - так, на всякий случай. Когда нерадивый студент-прогульщик ЧелГУ начинает саботировать лекции и практические занятия по помехоустойчивому кодированию многократным переспрашиванием на каждой лекции "А что такое свёрточные коды?", конспекты товарищей смотреть отказывается, а на зачёте десятки раз выходит якобы "в туалет", отвлекая внимание преподавателя и студентов и тем срывая зачёт. Когда преподаватель наконец-то запирает двери, тот начинает ломиться в них и вызывает проректора по режиму, который организует увольнение такого злого преподавателя. Ведь деньги - это святое, нельзя же бросать святыню псам.
Не знаю, хватает ли на жизнь профессору или доценту, но вот зарплаты старшего преподавателя на жизнь не хватает. Приходится подрабатывать где-то ещё, чтобы прокормить семью. Либо работать на 2 ставки, 2 педнагрузки, в 2 смены.
Итак, все российские ВУЗы разные, все факультеты и деканы очень разные. Гуманитаризация бывших технических ВУЗов стала крупнейшей диверсией, превратив кузницу двигателей прогресса в (не сказать бы маргинальное) меркантильное заведение.
Все они разные. Это уж как Вам повезёт. Если Вы оптимист - поступайте на работу преподавателем в российский ВУЗ! Добро пожаловать! На наш стадион имени Пиночета ...
(20.02.2025)
Свидетельство о публикации №225022000297
Владимир Огонь 20.02.2025 10:21 Заявить о нарушении
Алексей Владимирович Горшков 20.02.2025 14:42 Заявить о нарушении