Скрипка
Согласно преданиям, знаменитый философ и математик античности Пифагор, был не просто посвящён в тайны звука, но, говорят, что он слышал музыку небесных сфер. Для него музыка была мистической производной от математики. Он же не раз говорил о глубочайшем воздействии звука на чувства и эмоции человека. Одна из легенд повествует, что, наблюдая за звёздами, Пифагор заметил пьяного юнца, ломившегося в соседний дом, угрожая его поджечь. Ярость юноши возбуждалась звуками мелодии уличного флейтиста. Пифагор лишь убедил флейтиста изменить фригийскую мелодию на медленную ритмичную музыку, отчего юный дебошир собрал хворост и ушёл. Об Эмпедокле, ученике Пифагора, известно, что он мелодией спас жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожали мечом. Знаменитый древнегреческий врач Эскулап лечил различные болезни, просто играя на трубе. Платон считал, что нет ничего более влиятельного на внутренние чувства, чем мелодия и ритм, соглашаясь с музыкальным учителем Сократа, – Дамоном из Афин, что невозможно изменить нотный ключ без потрясения основ государства. А жрецы утверждали, что каждый элемент в природе имеет свой нотный ключ. И, если эти элементы скомбинированы в сложную структуру, то существует струна, которая является результатом такого объединения. Когда эта струна зазвучит, её вибрация заставит распасться саму структуру на части. Подобным же образом каждый человек имеет свой ключ, такой, что если он зазвучит, человек будет уничтожен...
Мифы, былины и сказания многих народов повествуют о героях, которые волшебным звуком арфы или флейты, сдвигали горы, рушили крепостные стены, а также увлекали за собой несметные полчища крыс или стаи животных, очаровывали драконов и разгоняли орды врагов, наполняли отвагой воинов и вершили прочие чудеса.
Поиском тайных древних знаний заняты различные эзотерические сообщества и религиозно-мистические организации. В оккультном романе «Законодатели» автор приводит любопытный, возможно преисполненный мудростью веков, монолог Учителя, поучающего неофита: «Странная сила, которая привела тебя в такое недоумение, – не что иное, как вибрационная сила эфира, а умение владеть ею таит в себе скрытый смысл всех физических сил. Я уже раньше говорил тебе, что звук представляет одну из самых страшных оккультных сил. Звук собирает и рассеивает. Звук, равно как и запах, является в действительности веществом необычайно тонким и проистекающим из тела, будучи извлечённым при помощи толчка или удара. Звуки, вызванные в известном объёме и сочетании так, чтобы они могли дать эфирные аккорды, путём распространения тонических соединении, проникают во всё, что им доступно. Тем же самым законом объясняется могущество музыки, которая раздражает или приводит в восторженное состояние, или успокаивает, одним словом, влияет на душевное состояние. Равно как и придаёт соответствующую силу магическим формулам. Формулы, как и мелодия, образуют особые вибрации с преследуемой им целью». (В. И. Крыжановская. Законодатели. Кн. 5, Ч. 1, Гл. 2, 180 стр.).
Поиском различных феноменов, порождаемых звуком, занята и современная наука, однако, результаты исследований пока не оформлены в целостную картину, а отдельные опыты воспроизводятся для публики, словно фокусы в иллюзионе. Наиболее зрелищной иллюстрацией звукового воздействия являются фигуры, образуемые песком на металлическом листе, связывая воедино представление о звуке и форме.
Историческая наука не даёт представления о происхождении форм струнных инструментов. Наиболее приемлемым объяснением в большинстве случае остаётся признание использования в качестве резонатора высушенного плода тыквы, взятого, как есть и, со временем, доведённого до совершенства, но и таким представлениям не имеем достаточно свидетельств. Важным упущением, на наш взгляд, является исследование вопроса возникновения конкретного инструмента, а не формы, с последующей специализацией и превращением в тот, или иной инструмент.
Из разных источников узнаём, что самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, например, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения шумеро-вавилонского струнного инструмента – кинноры, упоминаемого и в библейских сказаниях, найдены при археологических раскопках в Месопотамии на глиняных барельефах. В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме – кифара.
Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным – из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из дерева. В некоторых культурах встречается использование в качестве резонатора мочевого пузыря крупных животных и выделанная кожа, натянутая на каркас. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань, или юань, и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV-XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.
Имеющееся фонетическое сходство корней в названиях обладающих внешним сходством, но принадлежащих разным народам и культурам, музыкальных инструментов, например, ситар в Индии, тар на территории Персидской империи, а также некоторых других с современной гитарой, дают повод к исследованию вопроса о заимствовании самого инструмента, о преемственности или о родственности культур, но делать какие-либо выводы и однозначные заявления пока рано.
Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; к этому времени и началу XVII относятся известные изготовители скрипок – семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время имеющие чрезвычайно высокую ценность.
Важно заметить, что начало XVII-го века даёт как великих мастеров-изготовителей, так и выдающихся музыкантов и композиторов. Это время является завершением эпохи Возрождения, начавшейся после крестовых походов, и неразрывно со становлением оккультизма, под влиянием которого появились многие шедевры зодчества, живописи и другие. В тайных обществах не только возрождали забытые науки, но и переосмысливали современные познания, производя сопоставление их с получавшим широкое распространение учением каббалы. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас работы мастеров, например Леонардо да Винчи, вызывающие восхищение специалистов и впечатляющие своей таинственностью. Вероятно, ещё ждут своего открытия документы, связанные с применением тайных знаний во многих областях человеческой деятельности, что можно подвергнуть сомнению, так как человеку, просвещённому в этих областях, не требуются пояснения и комментарии – достаточно лишь одного взгляда, а глубина понимания зависит от уровня знаний. Тем более, что за разъяснения можно было и поплатиться жизнью, как за нарушение обета молчания и преступление против истины, которую нельзя открывать непосвящённым. И, как бы то ни было, мы не вправе отрицать влияния тайных обществ на развитие культуры производства музыкальных инструментов с применением достижений алхимиков, инженеров и мыслителей всего периода развития тайного знания в средневековье, начиная с IX века, когда в Европу хлынул поток манускриптов, не представлявших никакой ценности для уже оформившейся арабской исламской цивилизации. Так, например, до сей поры современным исследователям так и не удалось раскрыть секрет лаков, использовавшихся великими мастерами скрипичного дела, придающих, как принято считать, неповторимое звучание изготовленным ими инструментам.
Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Бьяджо Марини (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Карло Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.
Возвращаясь к символическому сопоставлению человека струнному инструменту – систруму, отметим, что из-за отсутствия сведений о символической системе Древнего Египта нам придётся оперировать понятиями современной каббалы, представляющей собой соединение элементов гностицизма II-III веков н. э. и неоплатонизма. Эти представления имеют графическое выражение в так называемом «дереве Сефирот», или «деревом Жизни», представляющем собой набор основных душевных качеств человека в их соотношении друг с другом и взаимосвязи. Сама традиция каббалы прослеживается, начиная с IX века н. э., со времени её возникновения. Расцвет каббалы приходится на XIII век, когда в мавританской Испании оформляется Жеронская школа, представлявшая собой эзотерические занятия небольшой группы посвящённых.
Рассматривая древо Жизни как динамическое единство, в котором проявляется активность Бога, можем полагать, что по такой же схеме должен происходить любой творческий акт. В идеальном случае само творение будет полностью соответствовать используемой схеме, вплоть до его видимых, проявленных форм.
Руководствуясь таким видением, будет достаточно сопоставить скрипку графическому описанию процесса творения, представленному деревом Сефирот, как их сходство и взаимосвязь становятся очевидны. При этом сравнении у нас нет прямых указаний на принятие дерева Сефирот за основу формы корпуса не только скрипки, но и многих других струнных инструментов. Тем не менее, соответствие настолько полно, что мы не вправе его игнорировать.
Дерево Сефирот
Прежде всего, отметим положение головки скрипки в области так называемого «Царства» и нахождения на ней четырёх колков, что может быть соотнесено с четырёхбуквенным священным именем Бога.
Такое положение головки, определяющей закон звучания инструмента, может показаться сомнительным, и что логично было бы совмещать её с областью «Венца», но это лишь на первый взгляд. Дело в том, что гриф, располагающийся между центрами, соответствующими Царству и Закону, служащего ему основанием, как раз и является областью применения закона извлечения звука, записанного с помощью нот. А области, сопоставимые качествам души, и представляют собой пространство пробуждения звука того, или иного качества, той, или иной природы. Это области анализа и сравнения, или Победы и Почести, область Гармонии, устанавливающей равновесие между верхней и нижней частями дерева, Милосердие и Строгость, Мудрость и Разумение, завершаемые областью Венца, или Короны.
Подставка, находящаяся в нижней части пяти верхних областей, отделяет доступную для извлечения звука область Гармонии, ограниченную с другой стороны нижней частью грифа, от оставшихся четырёх. А место извлечения звука – выше, или ниже, будет придавать ему соответствующие окрашенность и оттенки.
Скрипка.
Классическое положение скрипки на левом плече исполнителя, прижимаемой к нему левой скулой, обеспечивает расположение Венца её корпуса на линии, соединяющей области Мудрости и Милосердия музыканта, а протекающий по этой линии его духовный потенциал и реализуется в корпусе инструмента в процессе извлечения звука, объединяя музыканта с инструментом в одно целое.
Такое понимание формы скрипки ярко иллюстрирует заложенное в неё подобие человеку, причём четыре устоявшихся размера музыкальных инструментов скрипичной группы представляют, в частности, четыре темперамента, составляющих квартет. А их корпуса-резонаторы по-разному соотносятся с энергетическими центрами тела исполнителя и главной электромагнитной осью его сердца. И, видимо в силу таких соответствий, скрипичная музыка завораживает слушателя, вызывая в его душе глубинный отклик, пробуждая глубокие и яркие переживания.
Развитие масонства, ставившего перед обществом цель установления нового мирового порядка, основанного на строго выстроенной иерархии и ведущего мир к симфонии, равновесию и гармонии, нашло своё выражение и в организации симфонического оркестра. Оркестр представляет собой общество, авангардом которого является скрипичная группа, где каждый инструмент реализует полноту соответствия образу и подобию создателя, а также приглашаемый солист. Остальные инструменты располагают в соответствии с иерархичным устроением существующего мира, в котором каждому духу – гению и демону, отведено определённое место, своя гамма звуков и свой инструмент. Высшую форму симфонии оркестра и зала порождает совместное творчество, как, например, Марш Радецкого (для аплодисментов с оркестром) Иоганна Штрауса [https://ok.ru/video/278350465680].
Главной фигурой в оркестре является дирижёр. Атрибуты дирижёра – дирижёрская палочка и пульт, а также его одеяние, заимствованы в ритуальной магии: алтарь, священная книга, перо и чернила, а также светильник, имеют своё обрядовое предназначение, а каждый предмет преисполнен особенным смыслом. Облачённый в чёрное снаружи, белое изнутри, одеяние, маг-оператор держит в руках волшебную палочку, магический клинок, или шпагу, которой и осуществляет управление невидимыми, не имеющими плоти, силами.
Приведённая схема организации человеческого сообщества, стремящегося к симфонии для обеспечения гармонии мирового устройства соответствует представлениям определённых слоёв западно-европейской христианской элиты, организованной в жёстких рамках логики латыни, обеспечивающей функционально-математическое восприятие. В рамках такого восприятия формируется мужская активная позиция, обуславливающая строго определённую линию реформаторства, проявляемую во всех сферах жизнедеятельности, что является отличительной чертой западно-европейской христианской цивилизации.
Двойственности скрипки, представляющей образ дерева познания, в поздней культурной традиции противопоставляется флейта, семь отверстий которой аналогичны семи церквям, и уподобляют инструмент дереву жизни. Такое видение делает флейту инструментом совершенства и чистоты, придавая ему силу магического воздействия. А способность флейты оказывать завораживающее воздействие легла в основу сюжета некоторых сказок. И, складывается впечатление, что флейта призвана дисциплинировать разбуженную и растревоженную скрипкой душу слушателя. Возможно, что подобное видение этой особенности инструмента дало материал для написания Моцартом знаменитого произведения «Волшебная флейта», ставшего культовым в определённых кругах европейской элиты, оставляя скрипке первичную в духовном пробуждении, роль. Но, так оно, или нет, а скрипка остаётся незаменимым инструментом народных гуляний, свадеб и похорон, средством самовыражения одинокого музыыканта-лирика, скрипача на крыше, вызывающая калейдоскоп ярких образов и глубоких эмоциональных переживаний, ни кого не оставляя равнодушным к её нежному звучанию.
Свидетельство о публикации №225022000721