И снова в путь. Глава 8. Замок Хёрста

11 июня мы отправились в город Сан-Симеон, известный тем, что в нём расположен Замок Хёрста. Когда в здании Центра для посетителей мы покупали билеты на тур «Casa Grande» («Большой Дом»), рекомендованный людям, впервые приехавшим в замок, билетёр сообщила, что мы должны присоединиться к группе, поскольку одиночные посетители в замок не допускаются. Кроме того, она поинтересовалась, смогу ли я преодолеть подъём к замку в 750 ступенек? Услышав об этом, я была очень огорчена, поскольку люблю осматривать экспонаты в музеях самостоятельно и столько времени, сколько мне захочется. Кроме того, известие о таком большом числе ступенек повергло меня в шоковое состояние, поскольку я могла бы преодолеть такой подъём, но в своём темпе, а группу, в которой преимущественно были молодые люди, я задерживала бы. Однако у нас с дочерью не было иного выбора, как ждать в Центре экскурсионный автобус, который должен был довезти нас до террасы, с которой начиналась экскурсия.
 
В центре для посетителей мы заглянули в сувенирные магазины, в которых можно было купить прекрасную коллекцию книг и видео о Замке Хёрста, подарки и сувениры на память: футболки, плакаты, стеклянную посуду, кружки, коллекционные ложки, амулеты, аутентичные репродукции архитектурных деталей замка, произведения искусства, историческую мебель, а также высококачественные продукты из ранчо, окружающих замок.
 
Когда мы выгрузились из автобуса, нас встретила гид, к которой мы обратились с просьбой предоставить мне небольшое транспортное средство для подъёма к замку. И действительно, вскоре после того, как группа туристов начала пешее восхождение, к нам на гольф-каре (тележке для гольфа) подъехала симпатичная, средних лет, весьма дружелюбно к нам настроенная женщина, которая не только подвезла нас к террасам и Эспланаде, окружающей замок, но и провела для нас замечательную экскурсию, рассказав об истории замка, его владельце и архитектуре зданий.

Замок принадлежал Уильяму Рэндольфу Хёрсту. В 1865 году его отец Джордж, богатый владелец шахт, купил около 194 квадратных километров земли на ранчо Пьедра Бланка и соседних ранчо Сан-Симеон и Санта-Роза. Первоначально названное «Кэмп-Хилл», это дикое место использовалось членами семьи Хёрст лишь для походов в «суровых условиях» и ночёвок в палатках. После смерти Хёрста старшего и его жены право собственности на имущество перешло к их сыну Уильяму Рэндольфу Хёрсту, издателю многочисленных газет и журналов, к тому времени уже весьма богатому человеку.

Уильям расширил ранчо до 1012 квадратных километров. В 1919 году 56-летний хозяин поместья нанял архитектора из Сан-Франциско Джулию Морган, первую женщину, получившую в Калифорнии лицензию архитектора, для строительства дома на вершине холма, который он называл «ранчо в Сан-Симеоне». Своё решение он мотивировал следующим образом: «Я хотел бы построить что-нибудь на холме в Сан-Симеоне. Мне надоело подниматься туда и ночевать в палатках. Я становлюсь немного староват для этого. Я хотел бы построить что-нибудь более комфортное…». Сотрудничество Уильяма и Джулии над проектом продолжалось с 1919 по 1947 год. Морган спроектировала поместье в стиле средиземноморского возрождения и наполнила его произведениями искусства и антиквариатом из обширной коллекции Хёрста.
 
Уильям официально назвал своё поместье «La Cuesta Encantada» («Зачарованный холм»). В своём стремлении максимально соответствовать пожеланиям заказчика, Джулия самым невероятным образом сочетала различные архитектурные стили и эпохи: Ренессанс, Средиземноморское возрождение и Испанское колониальное возрождение. Для постройки и украшения усадьбы из разных уголков Европы и мира было привезено огромное количество антиквариата. Его стоимость в 1920-х годах оценивалась в более чем 10 миллионов долларов. Это стало возможным благодаря тому, что после Первой мировой войны обнищавшие частные владельцы замков и поместий в Европе, а также монахи из разрушенных монастырей по дешёвке распродавали наследие предков — антиквариат.
 
Замок Хёрста ежегодно посещают сотни тысяч посетителей, которых привлекают его экстравагантные древности, архитектура и богатое наследие. Поместье на вершине холма восхищало и развлекало известных людей: Уинстона Черчилля, Гедду Хоппер, Грету Гарбо, Кларка Гейбла и Чарли Чаплина. После смерти Хёрста поместье в 1958 году стало доступным для широкой публики. Оно славится коллекцией произведений искусства мирового класса. Это единственный государственный парк Калифорнии, который является художественным музеем, аккредитованным Американским альянсом музеев. В 2019 году Замок Хёрста попал в список 100 величайших мест в мире по версии Time.
 
Начав экскурсию с нашим гидом и проходя с ней по Эспланаде, проложенной вокруг замка, мы могли любоваться панорамным видом на Тихий океан и окружающие холмы, а также огромной территорией ранчо и его садами.  Украшением замка являются не только дворцы и скульптуры, но и богатейшая растительность. Мы видели в саду фуксию, азалии, разнообразные пальмы и цитрусовые деревья, стелющиеся лантаны, живые изгороди из самшита и произрастающие в этом районе прибрежные дубы. Эспланаду украшают античные мраморные барельефы, саркофаги-усыпальницы, пушки и скульптуры времён римских легионеров, а некоторые артефакты датируются ещё до новой эры.
 
Гид рассказывала нам о дворце и его достопримечательностях неторопливо, чётко выговаривая слова, так что я понимала почти всё, за что была ей бесконечно благодарна. Первой достопримечательностью замка, которую она нам показала, был роскошный бассейн Нептуна. Этот классический открытый бассейн длиной 31,7 метра, глубиной до 3 метров, вмещающий 1306 кубических метров воды, был построен в 1936 году. Бассейн обнесён балюстрадой, украшенной статуями мифических римских персонажей. В некоторых местах его обрамляют длинные каменные колоннады, их крыши, под которыми установлены скамьи для отдыха, создают спасительную тень. Над бассейном возвышается фасад римского храма с колоннами. Отсюда открывается 180-градусный обзор на холмы и океан.
 
Бассейн Нептуна, созданный в период 1924—1936 годов, был назван в честь римского бога моря. Итальянская статуя Нептуна XVII века встроена в фасад храма, представляющего собой составную конструкцию, построенную с использованием различных материалов, включая римские колонны I–IV веков н. э. Вода в бассейне иногда подогревалась для Хёрста и его гостей с помощью масляных обогревателей. Сейчас бассейн не подогревается, но вода в нём по-прежнему фильтруется с помощью системы песчаной фильтрации.

Вдоль Эспланады расположены три коттеджа: «Casa del Mar» («Дом моря»), «Casa del Sol» («Дом солнца») и «Casa del Monte» («Дом гор»). Каждый коттедж был назван в честь того вида, который открывался взору, если смотреть вперёд от фасада. Коттеджи были первыми построенными зданиями и использовались для размещения гостей и семьи Хёрста, которая занимала Casa del Mar до 1928 года, после чего переехала в Casa Grande. Во всех трёх коттеджах есть спальни, ванные комнаты и гостиные. Однако ни в одном из маленьких дворцов нет кухни и столовой, поэтому гостей потчевали в Большом доме.

Продолжая путь вдоль Эспланады, мы остановились перед скульптурой египетской богини Сехмет. Верхняя сидящая фигура и небольшой бюст справа имеют возраст более 3000 лет. Два других произведения не датированы. Эти четыре скульптуры, известные как «Скульптуры богини Сехмет», вырезаны из диорита (тёмного гранита) и датируются периодом Нового царства Египта (1550–1070 годы до н. э.). Эти скульптуры — самые старые произведения искусства в замке Хёрста — изображают кровожадную дочь Ра, египетского бога солнца. Сехмет имеет тело женщины, голову львицы, а на её голове диск, символизирующий солнце. Всё это вкупе означает «могущественная». Известны сотни изображений Сехмет, и многие из них были заказаны Аменхотепом III для храма богини Мут в южном Карнаке. Хёрст купил эти редкие артефакты в разных источниках, один из которых до отправки в Сан-Симеон находился в его коллекции в Нью-Йорке. По его рекомендации, Джулия Морган объединила их, создав впечатляющую группу на Эспланаде "Зачарованного холма".
 
После осмотра бассейна Нептуна мы направились в «Каса Гранде», имеющий поистине величественный вид. Его дизайн выполнен в стиле средиземноморского возрождения, в нём особенно заметно влияние архитектуры Южной Испании. Прототипом дизайна колоколен «Каса Гранде» послужил собор в Ронде, Испания, и в целом здание имеет вид церкви. Оно сооружено из литого бетона, армированного сталью, и имеет площадь около 6300 квадратных метров. В нём 115 комнат, включая 38 спален, библиотеку, кинотеатр, кухню и жилые помещения для домашнего персонала. Дом изобилует сокровищами из Европы, резной потолок XV века вывезен из монастыря во Франции.

В вестибюле Большого дома наше внимание привлекла скульптура «Пигмалион и Галатея» скульптора Жерома. В первом веке новой эры римский поэт Овидий написал поэму о Пигмалионе, царе Кипра, который высек статую из слоновой кости, настолько прекрасную, что влюбился в неё. Пигмалион обратился к Венере с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Богиня сжалилась над ним и оживила статую. В этой работе Жерома, показанной на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго и приобретённой Хёрстом в 1910 году, Пигмалион обнимает ожившую статую.
 
Наш тур по «Большому дому» включал знакомство с кухней, Залом собраний, Трапезной, Бильярдной, Театром и Римским бассейном.
В огромной по своим размерам кухне во времена Хёрста готовились изысканные блюда для хозяина и его гостей. В ней сохранилось множество механических реликвий прошлого, в том числе кастрюли, промышленные миксеры и первые в то время холодильники. Здесь же мы увидели редкие столешницы из монеля, металлического сплава никеля и меди с примесью железа, марганца, углерода и кремния.

Выйдя из кухни, мы присоединились к группе, совершившей пешее восхождение, и вместе с ней прошли в Зал заседаний, расположенный, как и кухня, на первом этаже. Теперь нашу экскурсию вела другой гид, которая говорила быстро, так что я практически мало что понимала из её лекции, и мне приходилось постоянно обращаться за помощью к дочери.
 
В Зале собраний знаменитости того времени наслаждались коктейлями и беседами в ожидании прихода Уильяма Хёрста. Он заполнил своё поместье тысячами произведений искусства со всего мира. Мы любовались великолепными панелями из орехового дерева, гобеленами эпохи Возрождения и барокко, шедеврами неоклассической скульптуры, удивительной красоты каминами, великолепными люстрами и светильниками.
 
В этом большом музее собраны египетские, греческие и римские древности, а также картины, скульптуры и декоративно-прикладное искусство старых европейских мастеров, китайское и ближневосточное искусство, а также около тридцати исторических резных и расписных потолков из Италии и Испании эпохи Возрождения. «Зачарованный холм» стал уникальным музеем, объединившим шедевры разных веков. К ним относятся такие выдающиеся произведения искусства, выставленные в Зале собраний, как картина «Благовещение» и статуя Венеры Италийской.

Картина «Благовещение» является шедевром испанского художника Бартоломе Переса де ла Дехеса, художника короля Карла II. Существует лишь несколько его крупномасштабных фигуративных композиций, к которым относится и «Благовещение». Его стиль характеризуется контрастами перламутровых, бледных красок и мрачного фона. «Благовещение» и «Распятие с Иоанном Евангелистом, Девой Марией и Марией Магдалиной», написанное, вероятно, уже другим художником, были куплены Уильямом Хёрстом в 1927 году.

Венера Италийская, или Венера Италика, также является одним из величайших шедевров Замка Хёрста. Композиция была создана Антонио Кановой для замены древнегреческой статуи во Флоренции, захваченной Францией во время вторжения Наполеона. Канова, сначала собиравшийся вырезать копию, вместо этого придумал новую фигуру, названную им «Итальянской Венерой», чтобы отличать её от греческой скульптуры. Брат Наполеона купил мраморную статую, которая вскоре была продана маркизу Лансдауну, известному английскому коллекционеру. Когда его коллекция была выставлена  в 1930 году на аукцион, Хёрст приобрёл эту статую.
 
Осмотрев достопримечательности Зала собраний, мы направились в Трапезную, названную в честь древних монастырских столовых Европы. В ней Хёрст устраивал роскошные званые ужины и общественные мероприятия. Трапезная оформлена в готическом стиле. На её стенах — резные панели, рыцарские флаги, фламандские гобелены с вытканными на них картинами, в комнате высокие окна, на столе сверкающие серебряные подсвечники, блестящее столовое серебро и посуда. Потолки являются не меньшим достоянием замка, чем его скульптуры, гобелены и другие артефакты. Они украшены резными или мозаичными панелями с изображением богов и амуров. Интерьер трапезной передаёт атмосферу Средневековья. При этом сохранившиеся ещё со времён Хёрста бутылки с горчицей и кетчупом не могли нас не позабавить.
 
На вечеринках в выходные в поместье собиралось человек 20–25 гостей, которым предлагалось лишь несколько напитков, поскольку Хёрст не одобрял чрезмерного употребления алкоголя. Позже гости наслаждались роскошным ужином при свечах в трапезной, а заканчивали вечер фильмом в личном театре Хёрста. Хотя эти вечеринки редко становились шумными, но такие актёры, как Кэри Грант, были известны тем, что тайком подливали себе дополнительную выпивку. Ужин подавался в модное время: в 10—11 часов вечера, а то и в полночь.
 
Бильярдная в Каса Гранде служила для гостей Хёрста зоной отдыха. Здесь они могли расслабиться и поиграть в пул. В этой комнате взгляд привлекает испанский потолок XV века, украшенный сценами из жизни двора, и редкий фламандский гобелен, датируемый 1500 годом.

У Хёрста был свой собственный кинотеатр на 50 мест, выполненный в римском стиле, с позолоченными статуями девушек, поддерживающих светильники. Это было место, где хозяин и его подруга, голливудская кинозвезда Мэрион Дэвис, присоединялись к гостям, чтобы посмотреть полнометражные фильмы и кинохронику. Вход в кинотеатр на просмотр фильма «Замок Херста: строительство мечты» включён в каждый билет на дневную экскурсию. Мы посмотрели фильм о любви семьи Хёрст к Сан-Симеону и любви Уильяма к искусству, архитектуре и древностям, а также о его знаменитых гостях.

Хёрст любил не только искусство, но и животных. Он держал частный зоопарк, чтобы развлекать своих гостей. Посетители его ранчо могли увидеть антилоп, верблюдов, лам, страусов, кенгуру, быков, яков, жирафов и зебр. В период 1937–1958 годов зоопарк стал медленно пустеть: животных продавали или дарили общественным зоопаркам. Но потомков тех зебр всё ещё можно увидеть бродящими по ранчо даже сегодня, особенно в тёплую погоду.
 
Не менее, чем бассейн Нептуна, нас очаровал крытый Римский бассейн, построенный в 1927–1934 годы. На создание этого симметричного по форме и наполненного светом бассейна Джулию Морган вдохновили традиционные римские бани с водными «комнатами» и коридорами. Поверхность крытого Римского бассейна состоит из более чем миллиона мозаичных плиток из муранского стекла, некоторые из которых внутри содержат слой сусального золота. На украшение этого бассейна использовано несколько кг золота. Основная чаша бассейна имеет длину 25 метров и глубину 3 метра, а его элегантный декор включает алебастровые лампы, мраморные лестницы и классические античные статуи.

Над крытым бассейном находятся теннисные корты. В 1935 году на кортах были установлены стеклянные световые люки, помогающие обеспечить больше естественного света в Римском бассейне. Однажды Хёрст поделился с Морган, что теннисные корты «являются наиболее используемыми из развлекательных объектов ранчо».
 
В 1947 году Херст навсегда покинул замок, поскольку нуждался в постоянной медицинской помощи. Он умер в 1951 году. Его замок так и остался частично недостроенным.  Особенно это касается Северной незавершённой террасы. Джулия Морган продолжила бы работу, если бы не болезнь Хёрста, поскольку его страсть к изменениям была неутолимой. Жена Хёрста, с которой он расстался в середине 1920-х, но не развёлся, жила в Нью-Йорке. У супругов было пятеро сыновей. Хёрст построил замок для себя и своей подруги Мэрион Дэвис, с которой познакомился в 1917 году. Она оставалась с ним до конца его жизни.

Такой оказалась удивительная история о «Зачарованном холме» и его хозяине Уильяме Хёрсте, увлечённом человеке с непростой политической позицией, которая остаётся за скобками этого репортажа.

В коллаже:
Верхний ряд - Бассейн Нептуна, на подходе к Casa Grande, барельеф в переходе, Трапезная,
Нижний ряд - Зал Собраний, Парадный вход в в Замок, Римский бассейн.

Окончание следует.


Рецензии
Аллочка, о каком интересном месте узнала я сегодня! Спасибо большое. Так приятно, что первый экскурсовод сумел сделать так, чтобы можно было и легче преодолеть трудности подъёма, и решила проблему с пониманием её рассказа. Это так важно. И настроение поднимает.
Жду продолжения.
С весенним приветом,
Галя.

Галина Мяздрикова   03.03.2025 21:08     Заявить о нарушении
Я действительно очень благодарна первому экскурсоводу. И вообще экскурсии с небольшим числом людей гораздо более доходчивые, чем когда собирается большая группа.
Спасибо тебе, Галочка.
Поздравляю тебя, Галочка, с Днём писателя 3 марта!
С теплом и наилучшими пожеланиями,
Алла.

Алла Валько   03.03.2025 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.