Улица Ракова

     Шторы-маркизы свисают из-под высокого потолка. Я прикрываюсь ладонью от света керосиновой лампы, отвожу её в сторону, стараясь не опалить тонкую французскую ткань. За годы она кое-где потемнела, запылилась и отлетающие искры табака и спичек оставили в её кремовых складках заметные дыры. Сколько дивных вечеров было проведено в облаке папиросного дыма на старом кресле с пропахшим пледом в обнимку.

    Я устраиваюсь на подоконнике в оконной нише позади кресла, чтобы взглянуть на улицу. Сразу становится прохладней, тепло батарей сюда едва доходит. Покрытая глубокими выщерблинами дубовая доска, возможно, старше штор, повешенных, по рассказам тёти, уже после блокады. Летом, когда солнце, продираясь сквозь тучи, нагревает толстые стены, и подоконник, и рама пахнут старым деревом.

    Неприметная арка ведёт во двор-колодец, в углу которого прячется низкая, выкрашенная в цвет жжёного кирпича двустворчатая дверь. Парадной лестницы у дома нет, или, скорее, я никогда её не видел, а знал только эту, неприглядную лестницу чёрного входа с вечным сквозняком, окурками по углам и запахом плесени с Фонтанки. Цвет её облезлых стен и тогда был синим.

    Дом дореволюционный, грязно-охристый, стоит на бывшей улице Ракова. Улица эта меняла название с каждой эпохой, в восемнадцатом веке она называлась Большой Итальянской, потом просто Итальянской, а когда власть перешла к большевикам, название поменяли на имя одного их них. Череда названий не меняла главного, улица неизменно остаётся центральной, как осенняя слякоть или дующий с залива ветер, вот только торжественность русского ампира на долгие годы сменило безликое советское уныние. Нынешняя Итальянская превратилась в конореечно-жёлтое ухоженное  пятно Петербуржского ландшафта, но разукрашенность не значит аристократичность.

    Огонёк лампы отражается в мокрых стёклах, кажется, дождик решил взять передышку, и вот уже выступает из ночи сквозь блёклый свет портик театра Комиссаржевской. Уличные фонари, увы, не горят так дивно, давно не слышно ни скрипа трамвайных колёс, ни их ударов о рельсовый стык на Садовой, и тётушки давно нет. Да что там, не осталось ни единой родной души в этом городе, но только   плывёт всё также над её ковром синий трубочный дым, и слышится размеренное бум, бум - в дальнем конце комнаты настенные часы красивым приглушённым боем выстукивают полночь.


Рецензии
Тема сама по себе интересная, но советую Вам сменить название.Жена этого Ракова Феодора выступала в 50-х, хвастая , что она вспарывала штыком животы беременных жён офицеров, ходила в награбленных драгоценностях, в конце концов тысячи ею замученных приходили во сне и она повесилась, дочь спилась, бессмысленно погиб сын,десятилетиями не работавший, внук, не раз сидевший в тюрьме, убил других бабушку и деда по матери, которые его поили, кормили, одевали.Страшный чёрный шлейф тянется за революционером Раковым. Казалось бы какая связь между такими Раковыми и Гитлером- вдохновитель один -Энгельс. призывавший к зверскому истреблению целых народов и наций. аморален Энгельс потому, что Гитлер следовал лозунгам, прежде всего:"Передовая немецкая нация должна начать истребительную войну против консервативной нации русских и всех славян Австро-Венгерской империи!". "Чехам,южным славянам и русским обеспечена ненависть всей Европы и кровавая война всего Запада против них!" и т.д ЭНГЕЛЬС, можно привести и Маркса"Южно-славянские народы - это обломки народов; австрийские немцы и мадьяры должны кровавой ненавистью задушить славянских варваров!" Маркс призывал стереть с лица земли Кронштадт и Санкт-Петербург. Единственно верное признание Ленина:"Во всём марксизме от начала до конца нет ни грана этики". Зачем же улицы и города носят имена этих самых аморальных вождей?! Кстати исторические центры десятков тысяч городов были разрушены в нашей стране воинств. атеистами по лозунгу Маркса"Религия - опиум народа" под руководством секретаря ЦК ВКП\б/ Ярославского-Губельмана Минея Изр.По утверждению академика В.Г.Брюсовой было разрушено столько же памятников истории и культуры, сколько Гитлер за 4 года войны. А Вам всех благ! С уважением

Валентин Суховский   03.07.2025 16:59     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за столь сложный опус, менять название не буду, Вы уж простите. Я ведь не рекламой революционера занимаюсь, я вспоминаю квартиру своей тётки, ярой антисоветчицы, отца которой расстреляли, чьи дяди сгинули в лагерях, чью младшую сестру в блокаду нашли наполовину съеденной, старшая стала инвалидом, копая траншеи на оборонных работах.

Рашид Хайрулин   03.07.2025 17:16   Заявить о нарушении
Рашид, Вы весьма тонко и представимо описали квартиру и правы в том, что Ваша семья,тётя много пережили. Моих родных раскулачили и многих выслали по несколько семей по матери и по отцу. А Раковых я и хотел бы забыть, как страшный сон, если бы я знал хоть часть правды о них, я бы никогда не связался, чтобы 20 лет терпеть стервозную по неск. часов ругань его внучки только ради своих детей. Увы, иногда это , как метеозависимость, как магнитные бури. Вам, Рашид, добра, здравия.Люблю Питер, что сохранился, печатался когда-то в "Звезде", близко знал поэтов Мих.Дудина, Вяч.Кузнецова,Гл.Горбовского, академика Юр.бегунова. Всех Вам благ! С уважением

Валентин Суховский   03.07.2025 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.