Покажите мне улицу, дом. Рецензия Игоря Льва

Стихи Сергея Радченко «Покажите мне улицу, дом» на канале "Сергея Радченко. Память":
https://rutube.ru/video/d4641f9ba063ac67d001b50275a7168c/ 

ИГОРЬ ЛЕВ. РЕЦЕНЗИЯ:

«Покажите мне улицу, дом. – Я устал быть в бегах.
В теле дрожь, во рту сухость, усталость в ногах».

Но мы же знаем, что это лишь оборот такой, традиционный, - обращаться к кому-то: мол, сделайте мне, дайте мне. Что герой наш и сам знает, что нет никаких таких, ао множественном числе, людей, которые занимаются вот такой помощью людям.
При этом я ловлю в себе именно такое же – очень спрятанное в подсознание - ощущение – что, мол, в самом деле есть какая-то группа всесильных, которые если захотят, если сжалятся надо мною, войдут в моё положение, то дадут мне, обеспечат уже меня мне необходимым.

«Покажите мне это окно, где мне свет притягателен, жёлт,
Где я буду согрет, не обманут, не брошен»,

«Окно» - это про ближайшее жизненное пространство. Про жилище, про близких. Это про то, что в самых близких не находишь любви к себе, заинтересованности в твоём, а не в своём благе.
Это про то, что ощущаешь, как эти близкие смотрят на сторону.

«Не навзничь положен лицом».

Это уже силовые структуры пожаловали. Впрочем, будет не буквально понимать.

«Назовите мне город, страну, континент…»

А далее – планету. Галактику. Космос как мир в целом. Герой ощущает всеобщее равнодушие к нему. Ну, как в «Я устал от зверей». Герой, но не автор. На то оно и искусство, чтобы совмещать противоположности. А потому не поведёмся на мытарства героя. Ведь нам знаки иронии – в этом «город, страну, континент»

 «ну, в конце-то концов!
Я устал, я измучен,  я больше уже не могу!»

Честное признание в своей внутренней ситуации. Мы-то, такие молодцы, полагаем, что всё у нас не так плохо. Но зайди в наши закрома, в закулисье наших благополучий – туда, куда нам вход, как правило, закрыт – потому и закрыт, что не снести нам правд, которые за этой дверью – сами же себе её и закрываем. Зайди туда мы – и собственный вопль боли может нас удивить – ту нашу часть, которая остаётся снаружи, которая «от мира сего» чинно-последовательно коптит небо своими вымышленными заботами.

«А быть может, - мне лучше не знать и застыть,
             как та статуя в парке, одна, на бегу?»

То есть, не дёргаться? То есть, подумать? Сродни медитации: ты расслабляешься, ты неподвижен, сосредоточен на потоках эмоций, мыслей, чувств-ощущений, через тебя перетекающих, но как бы не твоих. Ты внешен к ним, ты их наблюдатель, лишь свидетель происходящего в тебе.
Однако, именно так и приходят решения свыше: когда ты растождествишь себя со своими состояниями, сумеешь беспристрастно лишь фиксировать их, не вставая ни на сторону «за», ни на сторону «против». Просто честная фиксация внутренних правд и никаких им оценок.
 
«А быть может, - нет улицы, дома, окна и обманчив тот свет?»

Вот это «а быть может» очень и похоже на это прозрение-подсказку свыше, приходящую в ответ на твоё растождествление – на выход из своих состояний для наблюдения-фиксации их.
Герой почувствовал фиктивность своего этого поиска места на земле, где ему якобы будет хорошо.

«И тебя нет на свете, уж целую тысячу лет?»

Сначала я подумал, что это «тебя» - это герой говорит о себе, его, мол, нет на свете. Но потом – следующая строчка:

«И ищу не тебя, а бегу со своею тоской?»

Всё локализуется. Не город-континент, окно-очаг-комната нужны герою – всё это иносказательные обозначения Её.
И сразу же, тут же – как эпицентром темы – переворачивание монеты с негатива на позитив: вместо того, чтобы искать Её, то есть, вместо действия позитивного, он – он себя ловит сейчас на этом – он мечется внутри своих негативов. Как бы смакуя их, любуясь собой в одеждах несчастья. Призрак инфантилизма нашего: надо, мол, хорошо обрисовать свою беду, тогда нам взрослые сделают хорошо.

«Назовите мне имя. Ах, имя? – Надежда».

Да, это сущность надежды и есть – когда ты себе выставляешь впереди (той самой морковкой?) вдохновляющий образ. Самый сильный при этом манок – это, конечно же, Она, то есть, любовь.

«Есть город большой… в нём она».

Ну, вот, всё понято, всё сошлось, локализовалось: поиск «улицы, дома» - это на самом деле поиск Её.

«И кончается  сумрачный день».

Это похоже на финал стиха. Мол, теперь ясно: нужно искать Её. Но дальше:

«Здесь зима и снега. И она – лишь одна из потерь».

Он низводит Её до одной из потерь наряду с прочими «всё плохо» - бытовыми ли, деловыми ли проблемами своими? Она уже не сущность всех необходимостей? 

«Покажите мне улицу, дом. – Я устал быть в бегах.
В теле дрожь, во рту сухость, усталость в ногах.
Покажите мне это окно, где мне свет притягателен, жёлт.
Где я буду согрет, не обманут, не брошен,
Не навзничь положен лицом.

(20.12.2002)»


И снова вопль отчаяния. Нет, не в Ней дело? Герой перерезал стремление к Ней и снова оказался там, с чего начал.
Нет, мол, Она – это не решение.


Больше текстов Игоря Льва - на странице "Игорь Лев 2" Прозы.ру, ссылка: http://proza.ru/avtor/igorlev2?ysclid=m7adofa7bf128279810 


Рецензии