История гульфика в живописи и в моде

Эпоха Возрождения подарила Европе гульфик — богато украшенный мешочек для мужского органа. Бархатные штаны прикрывали бедра и ягодицы, но гульфик — главное украшение костюма — был гордо выставлен на всеобщее обозрение.

Согласно легенде, Эдуард III (1327-1377) приказал сделать у своих доспехов гульфик покрупнее, потому что удача в военных делах, как он считал, в немалой степени зависела от мужественности человека. Мужественности во всех смыслах. А из моды гульфики выйдут только при Елизавете I, то есть триста лет спустя... Больше всего «повезло» королям — их портреты писали часто и, соответственно, в разных костюмах, так что можно делать целые подборки по тем или иным деталям костюма того или иного монарха.

Вот Генрих VIII, бывший «самым красивым мужчиной Европы». По одной из версий, он не просто носил гульфики, а сделал их весьма яркой частью костюма — стёганые, с декоративными прорезями, украшенные драгоценными камнями, — поскольку хотел продемонстрировать той же Европе, что у него есть чем похвалиться и чем зачать наследника мужеска полу. Про него порой язвительно говорили, что сперва в комнате появляется гульфик, а потом уже сам король.

Говорят, что гульфик оставался плоским многие годы. И вот однажды Фабрицио, герцог Болоньи, поторопился после любовного свидания предстать перед Генрихом VIII и королевой Анной Болейн. Анна, обратив внимание на внушительную выпуклость, спросила: «Это яблоко (codling), или же вы просто счастливы меня видеть?» Увы, в те времена слово codling применяли по отношению к яблокам маленьким, незрелым или же длинным зеленоватым сортам, так что неизвестно, то ли Анна польстила итальянцу, то ли, наоборот, оскорбила его.

Эпоха Возрождения продолжила эротизацию мужской одежды. В XV в. для мужских прибамбасов изобрели новую упаковку, в виде пристегивающегося к штанам кармана или мешочка, куда вкладывались «стыдные части». В русской литературе, в частности, в переводах Рабле, этот аксессуар называется гульфиком. На самом деле ни у Рабле, ни у его современников такого слова нет. По-английски это приспособление называлось codpiece, по-французски — braguette, по-немецки — Schamkapsel. «Русский» гульфик (в России их никогда не носили, эта мода закончилась до того, как Московия начала европеизироваться) происходит от голландского слова gulp. Иногда думают, что гульфик был продолжением рыцарских доспехов и сооружался из соображений безопасности — металлическая капсула спасала гениталии рыцаря от вражеского меча или копья. Это не всегда было правилом.

Гульфики чаще всего делались исключительно для красоты, чтобы одновременно прикрыть гениталии и приукрасить, выпятить их. Шились они из мягкой ткани, чаще из того же материала, что и штаны, но иногда дополнительно украшались, выделялись цветом или орнаментом. Гульфик служил также карманом, куда можно было положить носовой платок или кошелек. Это придавало гульфику внушительные размеры, делая его фаллическим символом.

В конце XVI в. гульфик сразу повсеместно вышел из моды и исчез. Явное подчеркивание мужских гениталий стало нетерпимым сначала при чопорном испанском дворе, а потом по всей Европе. В XVII в. пуритане даже закрасили гульфики на некоторых картинах Брейгеля и Гольбейна.

По публикации Елены Бадановой.


Рецензии
Отличная публикация! А гульфик на доспехе вижу впервые! Круто! Чем-то напоминает пушечки на немецких касках с боков!:)
А я где-то читал, что особо рьяные модники шли гульфики настолько длинными, что кокетливо перекидывать их, аки шарфик, через плечо!:)))

Neivanov   22.02.2025 20:09     Заявить о нарушении
я тоже об этом читал.

Валерий Варуль   22.02.2025 19:29   Заявить о нарушении