Моя беседа со знатоком физики. 5. 0
фикшн. Тут всё по правде, без выдумок и фантазий.
Моя беседа по физике с Павлом началась путем переписки
на сайте Проза.ру 11 февраля 2025 года и продолжалась в
течение нескольких дней.
Напомню, всё началось с того, что в этот день Павел
написал рецензию на мою статью ,,Тайны вещей. Весы'',
которая была опубликована на сайте Проза .ру в 2022 году. В
рецензии, в частности, были такие строчки, Цитирую.
,,Интересно было вас читать, особенно когда вы все по перепутали... ''
,,Прежде чем статьи писать.... научитесь правильно вопросы формулировать... ''
Естественно, что я ответил ему, что на мой взгляд, это как
раз Павел сам путается, невнимателен и не может правильно
формулировать свои мысли.
Что ж давайте будем разбираться.
Павел имеет высшее образование. Сорок лет работает в
проектной организации в области строительства. Считает, что
в совершенстве знает ньютоновскую механику, он мне об этом
сам так и написал.
Виктор Томилов. Образование высшее. Сменил несколько
профессий. Стаж работы - 48 лет. Сфера увлечений: физика,
психология, биология, история, русский язык. Хобби —
занятие фотографией. Считает, что может носить гордое
звание - психолог-любитель.
Как психолог -любитель могу сказать, что случай с
Павлом мог бы стать основой для написания человеком,
окончившим университет и аспирантуру по специальности
психология для написания кандидатской диссетации по
теме ,,Когнитивные особенности работы мозга человека,
приобретенные при профессиональной работе в течение
длительного времени''.
Также можно сказать, что у Павла наблюдается
когнитивный диссонанс в понимании таких физических
величин как масса, сила тяжести, вес, который является
следствием проектной работы в области строительства в
течение 40 лет.
В психологии дается следующее определение
слову(термину) когнитивный — связанный с познанием,
мышлением, обучением.
В психологии под когнитивным диссонансом понимается -
Когнитивный диссонанс (от лат. cognitio «мысль» и dissonantia «несозвучность»,
«нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида,
вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований,
ценностей или эмоциональных реакций.
Полагаю, что сказанное мною, не может являться для
Павла поводом считать, что ему нанесли тем самым
оскорбление или обиду. Объясню.
Каждый человек имеет свои, только ему присущие
когнитивные особенности, это примерно, так, как обстоят
дела с отпечатками пальцев. Когнитивные особенности
человека определяются объёмом и качеством полученных
знаний при обучении в школе и вузе, опытом практической
работы, генетикой, ну и, конечно, воспитанием , полученным
еще в детстве.
Работа в течение 40 лет в проектной организации в
области строительства по одной и той же специальности
сыграла с Павлом очень злую шутку.
Когда человек, в течение жизни несколько раз меняет
профессию, профиль работы — это является положительным
фактором для его мозга. Говоря грубым житейским языком —
его мозг не закостеневает. Еще одним важным фактором,
препятствующим закостеневанию мозга, являются увлечения
человека, связанные с получением новых знаний.
Что происходит в мозге человека, который изо дня в день,
делает одну и ту же работу, решает одну и ту же задачу?!
В мозгу образуются своего рода дорожки, тропинки ,
состоящие из цепочек нейронов. Если в течение десятилетий
одно и тоже решается, то они утрамбовываются, эти тропинки
до каменной твердости и прочности(образно).. При
поступлении в мозг новой задачи, имеющей хоть какое
отношение к этим протоптанным тропинкам, мозг тут же
направляет решение задачи по имеющемся протоптанным
тропинкам — цепочкам из нейронов.
В таких случаях, получаемые новые знания, информация,
очень часто не могут, образно говоря, СОСТЫКОВАТЬСЯ со
старыми знаниями. Наступает состояние, которое у
психологов называется КОГНИТИВНЫМ ДИССОНАНСОМ.
Что же, на мой взгляд, никак не может состыковаться в
мозгу у Павла?! И почему?!
Объясню! У него не могут состыковаться знания по
официальной физике, полученные в процессе обучения в
школе и институте с опытом, полученным им на
практической работе по проектированию в области
строительства. На работе у Павла вес измеряется в кгс
(килограмм-сила), в физике же вес, это сила и измеряется в
ньютонах. В физике используется система СИ, а у Павла на
работе система МКГСС. Расшифровывается, как
метр;килограмм-сила;секунда. В этой системе(МКГСС) масса
и вес имеют одно и тоже численное значение, при
проектировании, это очень удобно. В физике в системе СИ,
где масса измеряется в килограммах, а сила в ньютонах,
численное значение массы и веса отличаются в 9,8 раза.
Получается, что 1 кгс=9,8 Н.
И когда перед Павлом возникает необходимость решить
новую задачку по физике, связанную с массой, силой тяжести,
весом, его мозг автоматически направляет решение задачи по
протоптанным тропинкам. Павел прекрасно знает, как в
физике вычисляют силу тяжести, вес, но его мозг упорно
направляет мышление по протоптанным тропинкам в его
мозге, по имеющимся нейронным цепочкам.
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС тут как тут.
В самом начале нашего разговора, беседы, Павел
настойчиво предлагал мне решить задачку по физике,
школьную по сути задачку, достаточно простую даже для
школьников. В этой настойчивости мне справедливо
чувствовался подвох, который, по моему мнению, будет
заключаться не в том, что я неправильно сделаю
арифметические вычисления, а в том, что буду использовать
неправильную методику при определении силы тяжести ,
силы Архимеда и веса. Условие предлагаемой задачки было
следующее:
,,Давайте прекратим теорию и займемся практикой.
У вас есть 1кг ваты.
Пишите значения (пишите конкретные цифры и [ед.изм.]):
Масса =
Вес =
Сила тяжести =
Сила Архимеда = ''
Я считаю себя довольно внимательным человеком, и
человеком, довольно хорошо знающим физику, поэтому я
заметил некоторую странность в условии задачи.
Дорогие читатели, а вы заметили некоторую странность в
условии задачи?! Нет?! Тогда я поясню. В физике в подобных
задачах величины, которые надо найти, перечисляются в
определенном порядке. Они перечисляются в том порядке, в
котором они будут находиться по мере решения задач.
Мною было обращено внимание на то, что у Павла после
массы сразу шел вес. В физике в подобных задачах
перечисление величин идет в другом порядке:
Масса =
Сила тяжести =
Сила Архимеда =
Вес =
Мне подумалось, что, всего скорее, порядок следования величин у
Павла вовсе не случаен. Так и оказалось!
Я послал Павлу свое решение, выполненное по правилам
официальной классической физики, а Павел послал мне свое
решение, выполненное по тем правилам, которые он считает
правильными, и надо сказать, они оказались напрямую
связанными с опытом его работы в проектной организации в
области строительства.
Как говорится, смотри сказанное мною выше о тропинках
в мозге. Масса у него равна — 1кг, (ожидаемо), а потом у
него сразу идет вес, который он НЕ ВЫЧИСЛЯЛ, как
полагается вычислять в физике, а в физике полагается для
нахождения веса сначала вычислить силу тяжести, потом
вычислить силу Архимеда, а затем из значения величины
силы тяжести вычесть значение величины силы Архимеда.
Павел, исходя из опыта своей профессиональной работы
просто напрямую берет, что ВЕС =1кгс.
Ну что, спросит читатель, Павел сделал что-то в этом
моменте неправильно?! Ответить можно так. По меркам
работы Павла и системы МКГСС Павел сделал правильно.
Но мы же решаем задачку по физике, и вес должен быть
найден по формулам в ньютонах. А Павел заявляет, что так
ему удобнее и так правильно. Конечно ему так удобнее! Это
нам совершенно ясно и понятно! Но вот правильно ли это?!
Привычка использовать на работе единицу кгс для
измерения веса сыграла с Павлом очень-очень злую шутку.
Для него на работе масса в 1 кг, это вес 1кгс, масса 3кг
это вес 3кгс. И само собой вес в 1 кгс, это будет масса 1кг,
а вес 3 кгс — это масса 3 кг. Как мы видим, численные
значения здесь(в системе МКГСС) равны. 1 и 1. 3 и 3.
И в голове (в мозгу) создается стойкое убеждение, за
сорок-то лет, что масса и вес это одно и тоже и они равны. Ну
в самом же деле.!!! 1 и 1. 3 и 3.
Тем не менее, с точки зрения физики и русского языка в
технике, при использовании системы МКГСС было бы
правильнее говорить - массе в 1 кг СООТВЕТСТВУЕТ сила
(сила тяжести) в 1кгс. Силе (силе тяжести) в 3кгс
СООТВЕТСТВУЕТ масса 1кг.
К сожалению технари, в том числе, видимо и при
проектировании в области строительства, говорят с точки
зрения физики неправильно, они говорят ВЕС, а не СИЛА
ТЯЖЕСТИ. И это у них професиональное. Почему они так
говорят?! Видимо, они говорят так потому, что у
строителей, как и в повседневном быту не учитывается
Архимедова сила, и потому считается, что ВЕС равен СИЛЕ
ТЯЖЕСТИ. В физике это считается недопустимым!
И далее у Павла это выливается в то, что он, нисколько не
смущаясь пишет мне m=P . У профессионального физика
при виде такого, наверное, волосы встанут дыбом! Я ему
пишу, что это ошибка, так в физике никогда не пишется.
Масса и вес в физике, это совершенно разные вещи, и масса
никогда не может быть равна весу. Даже хотя бы потому, что
масса это скалярная величина, а вес векторная. Павел это
прекрасно знает, он также прекрасно знает, по какой формуле
находится сила тяжести, Архимедова сила и вес (разность сил
тяжести и силы Архимеда). Но он упорно считает, что у него
всё правильно, то есть m=P. Fтяж.=mg Fтяж.=P
Далее. Давайте посмотрим на размерность. Посмотрим,
какова она в физике.У массы она кг, а у силы, в том числе у
веса она будет, смотрим на формулу, выражающую второй
закон Ньютона (F=ma) - кгм/cc . 1Н=1кгм/cc ( килограмм на метр в секунду за секунду). Как может
килограмм равняться килограмму на метр в
секунду за секунду?! Бред бредовый!!! У ведь у Павла так и
есть, у него m=P.
Цитирую из переписки:
,, А значение Массы присваивается от значения веса.
Вес измеряется прибором (весами).
Масса определяется от Веса.
Масса всегда равна весу 1кг = 1кгс''
---------------------------
В чем здесь ошибка Павла?! И почему она у него
происходит. Ошибка у Павла заключается в том, что не масса
равна весу , на самом деле ЧИСЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
МАССЫ В СИСТЕМЕ МКГСС РАВНО ЧИСЛЕННОМУ
ЗНАЧЕНИЮ СИЛЫ(ВЕСУ) В ТОЙ ЖЕ СИСТЕМЕ МКГСС.
В система МКГСС используются: метр; килограмм-сила;
секунда. И , конечно, кг, как единица массы. В физике в
системе СИ используются: метр; килограмм; ньютон, секунда.
Соответственно в физике масса измеряется в килограммах,
а сила в ньютонах. При этом в физике численное значение
массы в килограммах НЕ РАВНО численному значению силы
в ньютонах. Разница получается в 9,8 раза!!!
Таким образом, имеется некий ПАРАДОКС! В системе
МКГСС масса и сила численно совпадают(равны) , а в
системе СИ, масса и сила численно не совпадают(не равны).
Согласен, понять такое сложно! Но знать в любом случае
надо!
21.02.2025
Свидетельство о публикации №225022101113
Цитата:"И когда перед Павлом возникает необходимость решить
новую задачку по физике, связанную с массой, силой тяжести,
весом, его мозг автоматически направляет решение задачи по
протоптанным тропинкам. Павел прекрасно знает, как в
физике вычисляют силу тяжести, вес, но его мозг упорно
направляет мышление по протоптанным тропинкам в его
мозге, по имеющимся нейронным цепочкам."
Мозги всех людей, в том числе и Ваши, автоматически направляют решение задач по "протоптанным" нейронным цепочкам.
Цитата:"Таким образом, имеется некий ПАРАДОКС! В системе
МКГСС масса и сила численно совпадают(равны) , а в
системе СИ, масса и сила численно не совпадают(не равны).
Согласен, понять такое сложно!"
Какой здесь парадокс? Масло масляное,ничего нового, Вы или Павел просто как тот прапорщик:
«Солдаты, сегодня взвод идет грузить люминий!»
— «Не люминий, а алюминий, товарищ прапорщик».
— «Взвод будет грузить люминий!»
— «Не люминий, а алюминий…»
— Сказал «люминий» — значит, люминий. А дюже грамотные, после того как погрузят люминий, пойдут грузить чугуний!
Если по сути, то Ваш школьный подход мне ближе, хотя нагрузки на работе меряем и в килограмммах, и в ньютонах, никто не заморачивается...
Один и тот же атом излучил:
1. Инфракрасный фотон.
2.Ультрафиолетовый фотон.
При испускании какого фотона импульс атома будет больше?
Еин= h* vин
Еуль= h* vуль
Импульс фотона:
m* c*c= h* v
m*c= h* v/c, c= v* l, v/ c= 1/ l
Следовательно, импульс фотона равен аш делить на лямбда ( длина волны, в нашем случае, l)
p фотона= h/ l (1)
Тогда используем закон сохранения импульса:
mя* u= h/l (2)
Находим соотношения импульсов для инфракрасного и ультрафиолетового фотонов, массу ядра принимаем за массу атома, u- скорость атома(ядра) после излучения фотона:
mя* uин=h/ l ин (3)
mя* u уль= h/ lуль (4)
Делим ( 3) на (4):
u ин/ uуль=lул / lин (5) или
u ин*lин= u уль"l уль (6)
Из классики следует, что чем больше скорость ядра( импульс атома), тем меньше длина излученного фотона:
uя= h*v/ mя* с (7)
Чем больше частота ( энергия ) фотона, тем больше " откат" атома.
Итак Виктор, какой Ваш ответ на заданный вопрос: при излучении какого фотона импульс атома больше?
Ляпко Николай Николаевич 21.02.2025 18:03 Заявить о нарушении
Виктор Томилов 21.02.2025 18:55 Заявить о нарушении
Виктор Томилов 21.02.2025 19:19 Заявить о нарушении
Но человек склонен упрощать жизнь и расчёты. Поэтому пользуются килограмм- силой.
Т.е. в стандартных земных условиях 1 кг соответствует силе в 1 кгс( удобно, практично) , которая примерно равна 9,8Н.
Ровно так мы пользуемся расстояниями в световых годах и массой в электронвольтах.
Виктор, а почему масса есть энергия? Энергия чего?
Ляпко Николай Николаевич 21.02.2025 23:08 Заявить о нарушении
Виктор Томилов 22.02.2025 06:58 Заявить о нарушении
Но Вы( далеко не первый) своими ответами и подозрениями убили все желания и надежды. Понимаю, что где- то и я резко и прямолинейно, но это ответ на Вашу рецензию, где Вы не поняли главного и нового- тепловые фотоны и квантованное пространство- время. Удачи и всех благ.
Ляпко Николай Николаевич 22.02.2025 09:16 Заявить о нарушении