Приложение 1. Тайна пропущенных лет Жил ли Иисус в
Основные трудности реконструкции образа исторического Христа заключаются в том, что отсутствуют или уничтожены почти все свидетельства исторических событий Его жизни. Сам Иисус хранил свою тайну (собственную истинную идентичность). Личность Его покрыта пеленой таинственности, события жизни скрыты туманом. Представления о Его деятельности основаны не столько на документированной биографии и историческом понимании, сколько на той концепции, которая выходит за пределы истории, за пределы всего того, что является для нас естественным и понятным.
Раннее детство Иисуса полно приключений и загадок. Бежал с родителями в Египет после того, как Иосифу, Его отцу во сне пришло откровение. Вернулся в Назарет или его окрестности спустя неопределенное количество лет.
Затем вместе с Марией и Иосифом мы находим 12-летнего Иисуса в Иерусалимском Храме, который Он называет «домом Отца моего». Возвратившись в дом земного отца,Иисус дает обещание послушания родителям , после чего — исчезает из поля зрения евангелистов . Мы встречаем 30-летнего Иисуса в начале Его миссии на реке Иордан, где Он принимает крещение от своего родственника Иоанна Крестителя.
Таким образом, пропущено приблизительно семнадцать лет его жизни, и хотя
дальнейшие события описываются достаточно подробно, загадок и сомнений не становится меньше. Даже окружавшие Христа ученики оказались не в силах верно интерпретировать проповеди и охватить идею учителя во всей полноте. Он представал личностью странной и загадочной, не видя ни малейшей необходимости в том, чтобы стать более понятным публике.
Согласно тибетским манускриптам, Иисус тайно ушел из дома Иосифа и Марии в тринадцатилетнем возрасте. Юный "Исса" присоединился к торговому каравану: цель путешествия - Индия и Гималаи.
«Иисус жил в Индии!» — уверенно заявляет автор книги с таким же названием, Хольгер Коснер. Ниже приводятся некоторые отрывки из этого труда.
Убежденности Коснера, как и других авторов, разделяющих его взгляды, противостоит не меньшая убежденность тех, кто считают, что все, что могло бы связывать Иисуса и Индию, - только миф! В первую очередь, это автоматическая реакция традиционных христиан: ни о какой Индии и речи быть не может; предполагать, что Иисус учился у языческих мудрецов, — значит принижать Его достоинство! Тем не менее, сомнения в связи с пониманием жизни и учения Иисуса и отсутствие исторических фактов не могут не привлечь внимание к этой стороне исследований Его жизни.
Итак, у нас нет никаких сведений о том, что происходило в жизни Иисуса между примерно 12 и 29 годами: о том, как Он формировался, как пришел к осознанию свой миссии. О восемнадцати годах,столь важных в жизни любого человека, из Евангелий или др. исторических источников нам ничего неизвестно; не говорят об этом и апокрифы.
ИСТОРИЯ Н.НОТОВИЧА И ЕГО КНИГИ
С 1887 г. стала широко и громко обсуждаться версия: Иисус Христос бывал в Индии и Непале. И вот,в 1894 году в Париже вышла наделавшая много шума книга «Неизвестная жизнь Иисуса Христа». Её автором был недавно приехавший из Индии, тогда британской, гражданин Российской империи Николай Нотович.Узнав в теософском обществе о жизни Иисуса в Индии, на Тибете,Нотович для проверки информации предпринял экспедицию на Восток.
В течении двух дней один из монахов читал ему принесённые книги, а Нотович через переводчика уточнял некоторые места из текста и делал записи. Рассказ об Иссе состоял из разбросанных по тексту двух книг отдельных стихов, некоторые из которых обрывались буквально на полуслове. Вернувшись на Родину, Нотович упорядочил записи, расположив их в хронологическом порядке. У него получилось 14 глав, рассказ которых указывал на связь с библейскими текстами. Они охватывали период от Моссы(Моисея) до Иссы(Иисуса), его распятия и вознесения. Известен был авторам и Понтий Пилат.
Самыми интересными оказались главы с четвертой по восьмую, в которых речь шла о тех самых «потерянных годах» в жизни Христа. В них рассказывалось, что в возрасте примерно 13 лет, когда иудеи уже могли вступать в брак, Иисус покинул дом и с караваном купцов ушел на Восток. В Сингхе ( теперь это территория Пакистана) «белые жрецы Брамы» стали учить Его читать и понимать веды, исцелять молитвами и совершать чудеса». Познав веды, Христос начал проповедовать среди низших каст равенство всех перед Богом. Брахманам это не понравилось и они изгнали Его. После шести лет путешествия по долине пяти рек (Пенджабе), посетив в том числе и священный город Варанаси, Иисус уходит к буддийским монахам, где в течении последующих пяти лет постигает их вероучение и духовные практики. Познав учение Будды, он решает вернуться на Родину, в Палестину. В Персии Христос ссорится с местными священниками, недовольными Его проповедями, и те изгоняют Его в пустыню на растерзание диким зверям. Но Провидение хранит Иисуса и Он целым и невредимым возвращается на домой, где продолжает свои проповеди. …
Вернувшись на Родину, Нотович, не сомневающийся в подлинности записей из Хемиса, решает опубликовать свои заметки, но вначале обращается за советом к киевскому митрополиту Платону. Тот признав огромное значение записей Нотовича, печатать книгу в России отсоветовал. После этого Нотович уезжает в Европу, пытаясь опубликовать уже готовую книгу на Западе. Это удалось ему только в Париже,-и практически сразу на Нотовича обрушился вал критики. Его называли лжецом и обманщиком;дело дошло до того, что Нотовича обвинили в том, что он не ездил в Индию, а монастырь Хемис просто придумал. Началась настоящая травля Нотовича, и он был вынужден вернуться в Россию. Но на Родине черносотенцы, в лице Союза русского народа, обратились с кляузой в Священный Синод, требуя «воздействовать» на «поносящего веру» писателя.Без суда и предъявления каких-либо обвинений Нотович был сослан на два года в Сибирь. Его называли авантюристом и шарлатаном, а его труд - «наглой ложью» . Казалось бы, в деле Нотовича поставлена жирная точка,а посещение Индии Христом признано мистификацией и фантазией.
Нотович, возражая своим критикам, не раз призывал организовать в Ладакх настоящую научную экспедицию. Но только в 1922 году Хемис посетил Свами Вивекананда, ученик реформатора индуизма Рамакришны.
Прибыв в Хемис, Свами, который для лам был « своим», нашел с монахами общий язык. Они подтвердили существование рукописей о Христе и показали одну из них. Свами Абхедананда провел новое исследование и по его итогам издал книгу «Путешествие в Кашмир и Тибет», где содержались выдержки из книги Н. А. Нотовича и приводились свидетельства того, что Иисус обучался в ашрамах Кашмира.
Еще одним человеком видевшим тексты о Христе стал Николай Рерих, посетившим Лех и Хемис в 1925 году. Ссылаясь на буддийских священников, а также на членов эзотерических сообществ, Рерих рассказал о свидетельствах того, что Христос под именем Иссы странствовал в Индии и на Гималаях, занимался в местных ашрамах.Он писал:«Мы узнали о подлинности рукописи об Иссе. В Хемисе лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхассы …
ИИСУС И БУДДА:ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ
До прихода на Землю Будда пребывает на небесах, среди богов, в образе духовного существа, после чего , по собственной доброй воле, снисходит до того, чтобы творить земное благо.
Подобно рождению библейского Христа, рождение Будды окружено атмосферой чуда. Ангелы объявляют его Спасителем и предупреждают мать: «На тебя снизойдет вся радость, царица Майя, возрадуйся и исполнись счастья, ведь рожденный тобою младенец — святой!»
Даже самые осторожные ученые не сомневаются в том, что евангельские идеи берут свое начало непосредственно в буддизме. Еще во время ученичества Будда свободно владеет священными текстами. Он отправляется в недалекое путешествие, во время которого исчезает. Его начинают искать и вскоре обнаруживают погруженным в глубокую медитацию. Невозможно не заметить аналогии с двенадцатилетним Христом, которого родители нашли в храме увлеченно беседующим с учеными книжниками.
В возрасте примерно тридцати лет, то есть в том же возрасте, что и библейский Иисус, Будда начинает свой духовный путь. Соблюдая пост и исполняя епитимью, он подвергается искушению точно так же, как Иисус, соблазняемый дьяволом после долгого, продолжающегося сорок дней и сорок ночей, поста. Аналогичный опыт искушения пережил и Зороастр; этот же, столь популярный на востоке мотив, появляется и в житиях христианских святых.
Подобно Иисусу, Будда скитается в обществе своих учеников, ведя исключительно скромный образ жизни. Общается он с ними, изъясняясь, главным образом, афоризмами, образами и метафорами. Как и у библейского Христа, у Будды двенадцать учеников. Первыми его последователями становятся два брата, опять-таки в полном соответствии с первыми учениками Христа. Верные приверженцы Будды, призванные учителем, собираются под смоковницей, которая представляет собой символ буддизма. Иисус тоже встречает одного из своих последователей именно под этим деревом. И Будда, и библейский Христос сталкиваются с предательством одного из своих учеников, и в то же самое время пользуются поддержкой самого верного и любимого из них. Девадатта, предатель Будды, не достигает успеха в своих происках, однако, так же, как и Иуду, его ждет печальный конец.
С тем же пылом, с каким Иисус критикует фарисеев, ортодоксальных приверженцев Торы, Будда подвергает осуждению учение Браминов, ортодоксальных последователей Вед, зажатых в узкие рамки ритуала: «Торгаши ученностью, жрецы плетут сети своих речей и неизменно присутствуют повсюду, где зарождается зло».
Похожие слова Иисус говорит о фарисеях: «Связывают бремена тяжелыя и неудобоносимыя и возлагают на плеча людям; а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои (*) и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф. 23:4–5).
Будда определяет браминов в следующим образом: «Вы лакируете свою внешность, а внутри остаетесь грубым, неотесанным деревом». Иисус разоблачает лицемерие фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». (Мф. 23:27).
Иисус порицает кровавые жертвы, приносимые евреями, так же, как и Будда решительно отвергает кровавые жертвы браминов. Будда осуждает ритуал омовения, а вместе с ним и поверхностные понятия о чистом и нечистом, и аналогичным образом Иисус выступает против подобных предрассудков».
ИДЕИ БУДДИЗМА В УЧЕНИИ ИИСУСА
Тесная связь межу этическими учениями Будды и Иисуса хорошо известна. Как тот, так и другой осуждают убийство, воровство, ложь и беспорядочные сексуальные связи. Оба требуют почтения к старшим. Оба высоко ценят покой в сердце. И Будда, и Христос стремятся преодолеть зло добром, учат любить врага своего, советуют не увлекаться излишним накоплением земных сокровищ и милость предпочитать жертвоприношениям. Параллели между учениями весьма многочисленны, а некоторые мысли совпадают почти буквально. Будда называет себя «сыном человеческим» — и так же, как Иисус, величает себя «пророком», «Господом», «учителем». Будду называют «Оком мира» и «Несравненным светом», что соответствует относимым к Христу эпитетам: «Светоч мира» и «Свет истины».
Самооценка Будды и его понимание собственной роли столь же высоки, как и у библейского Христа. Так, Будда изрекает: «Я знаю Бога, Его царство и тот путь, который ведет к Нему. Я познал это так же, как тот, кто вступил в Брахмалоку (царство Божие) и рожден в ней». Далее он продолжает: «Верящие в меня и любящие меня неизбежно обретут рай. Верящие в меня могут быть уверены в спасении».
Это высказывание удивительно близко словам Христа, обращенным к святому Иоанну: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). И далее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).
Будда говорит ученикам: «Те, у кого есть уши, пусть слышат». Он творит чудеса, исцеляет недужных, возвращает зрение слепым, слух — глухим, движение — увечным. Он проходит по водам Ганга так же, как Иисус по глади озера. Ученики Иисуса тоже обретают способность творить чудеса, подобно ученикам Будды. Например, умение святого Петра ходить по водам ранее встречается среди последователей Будды. И точно так же, как тонет очнувшийся от медитации ученик Будды, святой Петр начинает тонуть при первом же сомнении в истинности собственной веры. Так же, как Господь спасает Петра, Будда помогает своему ученику. Тот факт, что Новый Завет заимствовал идею о возможности глубоко верующих ходить по поверхности воды, очевиден, поскольку сама идея подобного чуда совершенно не известна евреям, однако давно и широко распространена в Индии.
Мог ли Иисус ходить в Индию? Комментарии
Если задаться вопросом: а возможно ли было посещение Христом Индии, то ответ скорее всего, будет «да». Никах сомнений в том, что Нотович был в Ладакхе и посещал Хемис , нет. Как и то, что он мог видеть тексты рассказывающие о пребывании Иисуса в Индии. Торговые связи между Римом и Индией в то время были как никогда крепкие, а римские фактории на побережье Индийского океана хорошо известны. Как и взаимное культурное влияние. Как и то, что проповеди Христа находят явные параллели в Буддизме, и противоречат в некоторой части так называемой аврамической традиции. И призывы «не отдавать Христа буддистам» выглядят нелепо. Да, Христос был в Индии, да познакомился с джайнизмом и буддизмом, но придя на земли Палестины он проповедовал вовсе не их."
Мог ли Иисус ходить в Индию? Разумеется, мог. После походов Александра Македонского (IV век до н. э.) стена между средиземноморским и индийским мирами рухнула. С одной стороны, в Индии всё чаще появлялись эллинистические купцы, учёные и путешественники. Кто-то шёл поучиться индийской мудрости: духовные силы самой-то греко-римской религии были на излёте. Кто-то хотел просто повидать невиданные места, о которых рассказывали много чудного. В Индию проникали греческая наука (в частности, астрономия, астрология) и искусство (до нас дошли изображения Гаутамы Будды, явно сделанные под влиянием образа Аполлона).
С другой стороны, постепенно наводняли Средиземноморье и жители Востока, в том числе проповедники, философы. Через Красное море интенсивно шла торговля: особенно ценились индийские благовония и драгоценные камни. В целом, если Иисуса в какой-то момент перестала удовлетворять национальная религия еврейского народа, он действительно мог отправиться в путешествие на Восток.
Не всё, однако, что может нарисовать нам фантазия, происходило на самом деле. Поэтому реальный вопрос состоит не в том, мог ли Иисус ходить в Индию, а в том, есть ли у нас данные, что он туда ходил. И вот тут мы начинаем видеть первые серьёзные недостатки этой версии. Ни один мало-мальски ранний источник не сообщает, что Иисус был в Индии, да и вообще отлучался за пределы Палестины. Сведения Матфея и Луки естественнее всего понять в том смысле, что Иисус вырос в Галилее. Может, что-то вырезано ортодоксальной христианской цензурой? Но нет, в неканонических источниках мы тоже не находим ничего подобного. Правда, гностические учения в чём-то напоминают тибетский буддизм ваджраяны, но гностические Евангелия не содержат ни намёка на то, что Иисус научился этому у мудрецов Востока. И даже в этих текстах пока не удалось найти ни одной цитаты из древних индусских или буддийских сочинений. Более того, концепции ваджраяны были разработаны спустя значительное время после служения Иисуса, а значит, едва ли могли на него повлиять. Все гностические тексты являются источниками поздними и малодостоверными: наиболее ранний пласт предания об Иисусе гностицизма не содержит.
Многие ученые на основании самых древних источников, касающихся Иисуса , на вопрос: есть ли в них что-то индийское или тибетское? - отвечают следующим образом.
Некоторые имеющиеся пересечения представляют собой культурные универсалии, то есть идеи, характерные для многих народов и культур (например, «золотое правило» этики). Ничего специфически индийского не просматривается. Отсюда следует возможный вывод: если Иисус в Индии или на Тибете и был, то ему тамошние учения не понравились, и он, разочаровавшись в мудрости Вед, решил снова припасть к духовной традиции родного ему иудаизма…
Разумно, однако, вместо всех этих фантазий применить «бритву Оккама» и не умножать сущности без необходимости: поскольку евангельские учения глубоко укоренены в еврейской и вообще средиземноморской культуре и иудаизме и поскольку надежных сведений о посещении Иисусом Индии у нас нет, здравомысленнее считать, что никаких разочарований, связанных с индуизмом, Иисус не переживал, а неизменно жил, впитывая мудрость предков и наследие иудаизма. (И, видимо, ничем особенным среди других людей не выделяясь.)
Собственно, некоторые евангельские эпизоды только так и можно объяснить. Евангелие от Марка сообщает, что, когда Иисус вышел на проповедь и стал учить, его односельчане были в шоке: неужели этот ничем особенным не примечательный провинциал может что-то сказать важное Израилю? Его воспитание и среда, казалось, не давали к тому поводов...
Скорее всего, молчание евангелистов о молодых годах Иисуса объясняется прозаически: ничем ярким эти годы не были отмечены. Иисус жил, подобно своим родственникам, в галилейской деревне под названием Назарет, занимался ремеслом и вёл простую, неброскую жизнь. И если мы хотим узнать что-либо дополнительное о Его молодых годах, мы вынуждены делать это опосредованным образом, на основании косвенных данных о том, какой была жизнь в Назарете, да и вообще в Галилее, в начале первого века н. э.; какое воспитание мог получить житель Назарета, что мог узнать о мире.
Жизненное, "человечное" изображение личности Иисуса может быть создано лишь путем объективного и масштабного исторического исследования, свободного от церковного догматизма.
Свидетельство о публикации №225022101222