Приложение 7. Сокрушенные сердцем, или о покаянии

"СОКРУШЕННЫЕ СЕРДЦЕМ", или  О ПОКАЯНИИ И ПРОЩЕНИИ
 
              После гибели Иоанна Крестителя  Иисус возвратился в Галилею. И  вот Он пришел в субботу в Назаретскую синагогу и «встал читать. Ему подали Книгу пророка Исайи, и Он , раскрыв книгу, нашел место , где было написано: «Дух Господень на мне, ибо он помазал меня благовествовать нищим,послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы». Он прервался на словах «проповедывать лето Господне благоприятное», а потом  продолжил :«Ныне исполнилось пророчество это, слышанное вами»  (Лк 4:17-22). Так, явным образом Он  указал своим слушателям на то, что сказанное в Писании относится именно к Нему самому.
               
                «ПРООБРАЗ»  ГРЯДУЩЕГО ЯВЛЕНИЯ МЕССИИ В ПОСЛАНИИ пр.ИСАЙИ

         За пять с половиной веков до рождения Иисуса Христа пророк Исайя писал в  послании к своим  современникам:
    «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы,
        проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих,
        возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.
        И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов.
        И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями.
        А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их...» (Ис 61: 1-6).

               Исайя благовествует бедным, сокрушенным сердцем,  пленным , узникам, сетующим  о наступлении лета Господня, т.е. юбилейного года- года полного прощения ( Лев 25:8). Это идейное и смысловое ядро всего послания. Речь идет  о народе,находящемся в Вавилонском плену. Бог через пророка возвещает сетующим на Сионе, что им дается радость о том спасении, которое « во дни их и для них »   совершает Господь. Он посылает своему народу весть об  освобождении из  плена. Тем,  кто возвратился из плена на родину,  предстоит вновь застроить города, восстановить страну, сделать ее процветающей (Ис 61:4). Вместе с этим произойдет духовное возрождение народа, и тогда наступит исполнение Божьего обетования:"благословятся в семени твоем все народы земли"(Быт 26:4): в этом смысл последующих слов пророчества.
        Согласно  традиции христианского толкования прообразов , Исайя, обращаясь к своим современникам, произносит для них пророчество,  которому суждено исполниться через пять с лишним столетий, и таким образом позволяет увидеть с помощью прообраза смысл и содержание того, что в полной мере реализуется в будущем служении  Иисуса .
        В христианстве «спасение, совершенное на Кресте», подобно открытию темницы для узников, принятию нищих, утешению сокрушенных сердцем...Др. словами, Исайя говоря о спасенных израильтянах,  говорил «через них» и о «спасенных»  Новым Заветом из всех народов .ТАК, вероятно, прочел пророчество Исайи Сам Иисус, отнеся его  к себе. Причем Он это делал не один раз.

                «БЛАЖЕН, КТО НЕ СОБЛАЗНИТСЯ О МНЕ». МИССИЯ ИИСУСА

        Когда к Иисусу  пришли  ученики Крестителя, томящегося в тюрьме, с вопросом:    «Ты ли Тот, который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11:2-3), Он ответил,чтобы шли назад и сказали Иоанну о том, что происходит:«слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;и блажен, кто не соблазнится о Мне»  (МФ 11:5-6).
        Ответ представляет собой не просто описание происходящего, но описание в цитатах из Книги Исаии (35:5–6; 61:1).В своем ответе Иисус сообщает о слепых, которые прозревают, глухих, начинающих слышать ,и пр., цитируя 35 главу Книги Исайи:
        «Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь, и расцветет, как лилия. Пышно расцветет и веселиться будет, радуясь и ликуя;...
    ...Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся.
    Тогда поскачет, как олень, хромой, и запоет язык немого, ибо пробьются воды в пустыне и потоки – в степи.
    И станет сухая земля озером, и безводное место – источниками вод;...»( ИС 35:2-7..)
         В 61 главе Исайа,благовествует от имени Бога пленным узникам -израильтянам освобождение из плена и возвещает ,что Он   дарует им вместо пепла , вместо плача - елей радости,  вернет слепым -зрение, глухим-слух и т.д. Иисус ссылается на пророчества , где говорится о шести знамениях, которые исполнит Мессия в своё пришествие:он сделает так, что слепые прозреют , хромые будут ходить , прокажённые очистятся , глухие станут слышать , он воскресит мёртвых и будет проповедовать нищим . Итак, послание выглядело довольно ясно: Иисус – тот самый, кто должен прийти, Иоанну не нужно ждать другого. В самом конце идет предостережение: «Блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф 11-6).
        Ссылаясь на пророчества Исайи, где говорится о знамениях, которые исполнит Мессия в свое пришествие,Иисус исключил из признаков Мессии ( Ис 61:1 ) такие характеристики : "проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы" .  Очевидно, что для томящегося в темнице в ожидании казни праведника Иоанна именно эти признаки Мессии имели огромное значение. Не мог ли такой ответ Иисуса утвердить Крестителя в его сомнении, Мессия ли Он? Как он мог смотреть на ситуацию и как мог понять ответ Иисуса?  Иисус в чём-то соответствовал ожиданиям Иоанна, но в чём-то и совершенно не соответствовал. Поэтому чрезвычайно красноречив тот факт, что евангелисты не упоминают о реакции Иоанна на Его ответ . Этот ответ
    указывал вовсе не на Суд, не на наказание злодеев, а на милость Божию. Но если столь большая милость, то почему в тюрьме оказался праведник Иоанн ?
        Основное содержание Иоанновой проповеди- призыв к покаянию. Контекст этого призыва такой: в самое ближайшее время наступит драматическая развязка мировой истории, конец века сего. Поэтому те израильтяне, которые в чём-то уклонились от заповедей Торы, срочно должны покаяться: суд Божий будет суровым.
    Др.словами, ветхозаветный пророк Креститель считал, что  главным делом Того, Кто Грядёт, будет Суд, а не только сострадание к людям. Однако, будучи в тюрьме, он слышал только о чудесах сострадания Иисуса и ни слова о Суде.
        Согласно одной из христианских трактовок ,Иисус опускает  указанное знамение прихода Мессии в пророчестве Исайи( Мф11:4-5) потому,что подобное «освобождение» должно произойти при Его «Втором Пришествии», о чем, правда, нигде в Библии не сообщается.По другой версии, до жертвенной смерти Христа сущность плачевного положения людей была связана с тем, что они, потомки Адама, были рабами греха и остро нуждались в освобождении от этого рабства. Искупление Христа открывает «двери темницы рабства греха» и дает возможность выйти на «свободу праведности» .Но подобное «освобождение» опять же должно произойти лишь при Втором Его пришествии.
          Итак, миссия Иисуса  в соответствии с пророчествами Исайи, заключается, согласно христианскому толкованию, в следующем:
    благовествовать нищим(о чем Он говорит в Нагорной проповеди: « Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Мф. 5:11);
    исцелять сокрушенных сердцем , по Матфею,- плачущих (Мф. 5:4), или согласно христианскому толкованию,- "скорбящих о своей греховности"(исцелять утешением измученные человеческие сердца);
    проповедывать пленникам и узникам греха освобождение из уз и "темниц" (т. е. находящимся в плену «у диавола» - у греха);     давать «прозрении слепым» от греха; отпустить сокрушенных ,измученных скорбями о грехе, борьбою со грехом.            

    В предостережении- загадочная фраза, обращенная к Иоанну(и не только к нему): «Блажен, кто не соблазнится о Мне»(Мф 11-6). Обычно эти слова интерпретируют так:"блажен тот, кто не  усомнится во Мне, в том, что я Мессия".  В переводе одного из авторитетнейших знатоков арамейского языка проф. Иоахима Иеремиаса ( «Богословие Нового Завета». ч.1) указанная фраза имеет  след.   перевод :«блажен тот, у кого я не вызываю негодования».   К утверждениям о том, что слепые видят, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат и мертвые воскресают,  заключительные слова о возможном негодовании  относиться по всей видимости, не могут. Вероятно, в практике Иисуса  было нечто, в высшей степени задевавшее нравственные установления,и  Иеремиас считает, что  здесь имеется в виду предложение спасения «нищим». Когда преодолевших это "негодование" Иисус называет блаженными, Он тем самым подчеркивает важность этого утверждения. То, что эти слова действительно определяют главное в провозвестии Иисуса, подтверждается еще и с другой стороны тем же высказыванием, открывающим мощное эсхатологическое провозглашение обетовании блаженства:   — «блаженны нищие» (Лк 6,20).


                К КОМУ  БЫЛА ОБРАЩЕНА ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА   

       "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.И следовало за Ним множество народа"(Мат. 4, 23 - 25)
    Люди, которым Иисус принес радостную весть, неоднократно характеризуются как «мытари и грешники» , или «мытари и блудницы» (Мф 21,32), или просто как «грешники» ( Мк 2:17; Лк 7:37,39). Презрение, содержавшееся в этих определениях, указывает на то, что исходили они от противников Иисуса. Приверженцев Иисуса  часто называли «малыми», «малейшими», «простецами» (Мк 9:42; Мф 25:40, 11:25). Ученики Иисуса характеризовались как  люди необразованные, отсталые и вместе с тем, не набожные.
      
                «НИЩИЕ» И «НИЩИЕ ДУХОМ»

               Понятие «нищие»,первоначально  означавшее убогих и несчастных, у пророков охватывает всех притесняемых и бедняков, которые знают, что целиком должны полагаться на помощь Бога. У Христа круг «нищих» шире. Он называет их голодными, плачущими, больными, труждающимися, обремененными, последними, простодушными, потерянными, грешниками, делая акцент на разные стороны понятия «нищие». «Нищие» - это угнетенные в самом широком смысле слова: притесняемые, которые не в состоянии себя защитить, отчаявшиеся, неизлечимые, нуждающиеся, голодные и жаждущие, нагие и странники, больные и заключенные - все они, несомненно, принадлежат к «малейшим»: они его братья (Мф 25,31-46).
         Материальная бедность всё чаще понималась пророками и как бедность духовная, в противоположность гордости и надменности. Именно к ним, «беднякам Божьим» обращена радостная весть пророка Исайи: «Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем»Ис61.1-3. Палмопевец писал:"близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет"(Пс 33:19). «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»(Пс 50:19).
           Понятие «нищие», как показывает первое из обетовании блаженства, употребляется у Луки и у Матфея в разных смыслах: Лк 6,20 дает краткую форму- «блаженны нищие», Мф 5,3 - более длинную-«блаженны нищие духом». Разным словесным формам соответствует разный смысл. В передаче Луки подчёркивается материальная сторона дела:имеются в виду действительно нищие, точно так же как в продолжении обетовании блаженства - действительно голодные, плачущие и преследуемые (Лк 6,21-23). В передаче Матфея, напротив, первое из обетовании блаженства понимается в чисто религиозном смысле, о чем говорит добавление слова «духом» . Согласно этой точке зрения, под «нищими» понимаются смиренные, «нищие перед Богом, которые, подобно просящим милостыню, стоят перед ним с пустыми руками, сознавая свою духовную нищету».
    Выражение Матфея «нищие духом» соответствует также и подобному выражению из кумранской рукописи :«нищие по духу» (то есть добровольно). Кроме того, христиане времени жизни самого Иисуса Христа назывались не христианами, а «нищими».
    Точный смысл выражения «нищие духом» у Матфея становится практически неразрешимой экзегетической задачей, если пытаться оторвать его толкование от церковной традиции: в этом случае быть «нищим духом» означает «не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает, и имеет». Таким образом, нищета духовная является синонимом смирения; Христос говорит не о бедности , а о духовной нищете, о необходимости осознания своей греховности.
    Православная Церковь поясняет: «Нищими духом Господь называет людей смиренных, которые, хотя и имеют добродетели, но не гордятся ими, а, помня о своих недостатках, считают себя ниже и недостойнее прочих людей. Господь любит смирение и возвысит смиренных в Царстве Небесном».

         Сходные выражения встречаются в Ветхом Завете: «смиренный духом» (Притч. 16:19;29:23), «смиренные» — это те, которые ни над кем не превозносятся, но считают себя ниже всех и хуже всех ; это те, о которых Бог устами пророка Исаии говорит: «Вот на кого Я обращаю взор: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).
    Считается, что все эти выражения ВЗ подтверждают правильность традиционной церковной интерпретаций первой заповеди Блаженства: в ней говорится о смирении. Эта категория — смиренные, не надеющиеся на собственное знание, — очерчена, согласно церковной традиции, в словах «Блаженны нищие духом»:
    Однако, ни в Ветхом Завете, ни в античной литературе смирение не воспринималось как качество, которое можно поставить на первое место в списке добродетелей. В большинстве случаев смирение противопоставляется гордости. Однако, в учении Иисуса смирение занимает столь исключительное место, что именно этим качеством открывается вся духовная программа, изложенная в Нагорной проповеди . Последующее содержание Нагорной проповеди проясняет выражение «нищие духом»: это те, кто не противятся злу силой, но подставляют левую щеку, когда ударяют в правую; те, кто любят своих врагов; те, кто молятся не напоказ, а втайне...
    В центре учения — требование смирения, осознание своего духовного ничтожества:первый шаг к этому — сознать свою духовную нищету, свою греховность и ничтожество, смириться.

                ПОНЯТИЕ «ГРЕШНИК» ДЛЯ СОВРЕМЕННИКОВ ИИСУСА.КЕМ БЫЛИ МЫТАРИ?
            
               В Мк 2,17 провозглашение радостной вести описывается словами: «призвать грешников». Радостная весть заключается в том, что Иисус приглашает грешников на праздничный пир Божий.
    Понятие «грешник» имело в окружавшей Иисуса среде весьма определенный оттенок. Оно применялось не только в общем значении - к тем, кто явно пренебрегал Божьими заповедями но и к представителям презираемых профессий. К таким людям относились «мытари и блудницы» (Мф 21,31), «грабители, обманщики, прелюбодеи, мытари» (Лк 18,11).
        Типичными грешниками в евангелиях выступают мытари. Их предавали особому поруганию.  Мытари были субарендаторами богатых откупщиков , купивших право сбора пошлин на данной территории на аукционе
    Вот как характеризует мытарей Х. Маккоби:
    «Взимание налогов отдавалось на откуп частным лицам, заключившим с римлянами контракт. Откупщики были немногим лучше, чем гангстеры. Их выгода зависела от того, чтобы собрать как можно больше налогов сверх установленной свыше номинальной суммы. Подробности о деятельности этих откупщиков (в Новом Завете их именуют «мытарями») можно найти в сочинениях Филона.
    Они нанимали банды злодеев, которые требовали столь огромных сумм, что их жертвы часто в отчаянии бежали со своих земель. Когда так случалось, откупщики подвергали семьи беглецов пыткам на дыбе, на колесе и другими способами, добиваясь, чтобы они указали, где скрывается беглец, или заплатили вместо него. Нередко жертвы шли на самоубийство, чтобы избежать пыток. Если все старания откупщиков оказывались напрасными, жертву или ее семью продавали в рабство. При необходимости откупщики всегда могли обратиться к помощи римской армии. Обычно контракты на откуп заключались с римскими гражданами, а их помощники вербовались из подонков обираемой ими страны. Эти мерзавцы, готовые участвовать в организованном ограблении собственных соотечественников за процент в грабеже, рассматривались их земляками как преступники. Вот кто такие «мытари», с которыми общался Иисус, чтобы вернуть их с пути греха. Они были подонками общества, и это не случайно. Степень оптимизма и веры Иисуса показывает то, что Он надеялся наставить на путь истинный даже самых отъявленных пыточных дел мастеров и вымогателей.»
              Понятно, почему ненависть населения была обращена именно на мытарей;  к ним относились, как к откровенным обманщикам; бойкот распространялся также и на их семьи. Мытари были лишены гражданских прав: они не могли занимать никаких выборных должностей и выступать в суде в качестве свидетелей. Если перед тем, как стать мытарями, они принадлежали к фарисейской общине, то их исключали Сборщику налогов и мытарю было трудно покаяться, поскольку покаяние включало также возмещение ущерба  всем, кого они обманули, что мытари не могли знать точно.
             Таким образом, в круг приверженцев Иисуса - входили преимущественно люди с дурной репутацией,необразованные, невежественные, которым их религиозное невежество и аморальное поведение, согласно убеждениям того времени, преграждали доступ к спасению.Однако когда на тех же самых людей мы смотрим глазами Иисуса, они предстают в ином свете. Он называет их  плачущими, больными, труждающимися, обремененными,  потерянными, грешниками. С  состраданием смотрит Иисус на этих нищих перед Богом. Их бремя вдвойне тяжкое: это и открытое презрение людей, и отсутствие надежды когда-либо получить спасение у Бога.

          РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ О ПРОЩЕНИИ ГРЕШНИКОВ:"ВАШЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО БОЖИЕ"

             Радостная весть, принесенная Иисусом нищим, согласно первому из обетовании блаженства, гласит:  «ваше есть Царство Божие» (Лк 6,20). В Мк 2:17  радостная весть заключается в том, что Иисус приглашает грешников на праздничный пир Божий. Тем самым нищим обещано заступничество Бога и  не в неопределенном будущем: для них время спасения проявляется и становится реальностью уже сейчас. Притчи о двух должниках (Лк 7, 41-43), о хитром рабе (Мф 18,23-35) и об отеческой любви (Лк 15,11-32) показывают, что в этой радостной вести говорится об освобождении от долгов.
    Иисус говорит в своих притчах об освобождении от уплаты долга, составляющего огромную сумму
    (Мф 18,27), большого и малого долгов (Лк 7,42), о том, что просьба грешника услышана (18,14), о возвращении домой заблудшего (15,5), о нахождении потерянного (15,9) и   о принятии  его в отцовский дом (15,11-32).  Притчи Иисуса образно говорят о прощении и восстановлении единства с Богом.

           Иисус объявляет о прощении не только словом, но и делом. Для людей того времени наиболее впечатляющей формой такого объявления о прощении было его участие в застолье с грешниками. Иисус приглашает их к себе домой (Лк 15,2 ; возлежит с ними за праздничной трапезой у стола (Мк 2,15). Язвительную насмешку  содержит стих Мф 11,19  ( Лк 7,34,) восходящий, как считает большинство ученых , ко дням деятельности Иисуса:«Вот человек, обжора и пьяница, друг мытарей и грешников»  . Однако, обычный круг участников трапез Иисуса и Его приверженцев не ограничивался «грешниками», но чтобы вызвать негодование противников Иисуса, было вполне достаточно и того, что Он ни одного из них не исключил из этого круга.
     Приглашение разделить трапезу  и сегодня  нередко рассматривается как оказание чести,  доверие, братство и прощение; короче, общность застолья - это и общность в жизни.  Трапезы Иисуса с мытарями и грешниками - это не только  выражение Его человечности и сочувствия презираемым; это также выражение миссии и вести Иисуса (Мк 2,17) Услышав, как  « книжники и фарисеи «говорили ученикам Его:как это Он ест и пьет  с мытарями и грешниками, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17).
    Помимо трапез с мытарями и грешниками у Иисуса есть и другие способы  выражения вести о прощении. Он делает это, например, демонстративно останавливаясь в доме главного откупщика пошлин мытаря Закхея (Лк 19,5) ,или призывая мытарей в группу сопровождающих его учеников (Мк 2,14; Мф 9,9; 10,3).

            Когда в первом из обетовании блаженства говорится: «блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие»(Лк 6,20; Мф 5,3) ,  особое значение придается слову «ваше» (у Луки) или «их»  (у  Матфея).Иеремиас  подчеркивает значение правильного перевода :  « Царство Божие принадлежит только нищим» . «Поскольку семиты часто опускают ограничивающее «только», в том числе и там, где наш язык этого не допускает, это слово в ряде случаев следует добавлять при переводе.  Поэтому первое из обетовании блаженства гласит: спасение предназначено только нищим и грешникам. Об этом со всей определенностью говорится в Мк 2,17:   «я пришел призвать(имеется в виду эсхатологический пир) не праведных, но грешных». О том, что спасение предназначено грешникам, а не праведникам, Иисус говорил неоднократно  . Поэтому свадебный зал  в притче  будет полон, даже если все званые гости откажутся прийти (Мф 22,1-10 ; Лк 14,16-24) ; блудный сын снова будет восстановлен в своих правах, оставшийся дома отдалится от своего отца (Лк 15,11-32); мытари и блудницы будут «идти впереди» благочестивых в Царство Божие (Мф 21,31), причем  слова «идут впереди вас» означает не предшествование во времени, а опережение, оставляющее других ни с чем, так что эта фраза означает: «Мытари и блудницы войдут в Царство Божие, а вы - нет»»

               Откликом на радостную весть была буря негодования. Провозвестие Иисуса было резко отвергнуто, и в первую очередь - фарисейскими кругами.  Ведь отделение от грешников считалось в иудаизме первейшим религиозным долгом. В Кумране к застолью допускались только чистые, полноправные члены общины.  Одних только заявлений  Иисуса о прощении Божьем  было достаточно, чтобы противники Иисуса увидели в этом присвоение божественных прерогатив.Из того, что Иисус для оправдания своего собственного милосердия к грешникам, своей собственной, осуществляемой словом и делом проповеди прощения ссылается на Божье милосердие к грешникам, следует важный вывод: своими вызывающими возмущение действиями Иисус претендует на осуществление любви Божьей;  этим Он претендует на то, чтобы действовать в качестве «заместителя Бога».
              Однако, и в Ветхом Завете Бог  также проявляет милосердие и может прощать. И для грешника есть возможность спасения, но только после того, как он докажет серьезность своего раскаяния исправлением и переменой образа жизни. Тогда, и только тогда, как полагали фарисеи, человек становится объектом любви Божьей. Сначала он должен сделаться праведным.
    У Иисуса любовь Отца распространяется именно на презираемых и потерянных детей. Его призыв относится к ним, а не к праведным, что казалось отказом от всякой этики; это выглядело так, как если бы моральное поведение в глазах Бога ничего не значило. Согласно представлениям окружавшей Иисуса среды, отношение Бога зависит от нравственности поведения. Отсутствие этого в Евангелии выглядело как посягательство на сами основы религии. Поэтому именно радостная весть, а не сам призыв Иисуса к покаянию ,- вызывает скандал.
    Иисус вынужден отвечать на возмущенные замечания, которыми фарисеи встречают Евангелие. Он делает это преимущественно в форме притч; все притчи, в которых идет речь о прощении грешников, представляют собой не изложение, а оправдание радостной вести.

                РАСКАЯНИЕ  В ИУДАИЗМЕ: «ТШУВА»

              Библия придает Богу такие качества, как: человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх.34:6), называет Бога Отцом (Втор.32:6) . «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15) – восклицает Господь через Исаию. «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был » – передает слова Божии Иезекииль(Иез.33:11)
              За сотни лет до  рождения Иисуса еврейским пророком было сказано, что «нет человека праведного на земле, который делал бы только добро и не грешил бы» (Экклезиаст 7:20). Это относится как к отдельным людям, так и ко всему народу.  Библия говорит о том, что даже величайшие праведники, такие, как Моисей и Давид, в определенных ситуациях не могли совладать с собой и совершали грех, но затем раскаивались и возвращались в рамки Закона, Учения и заповедей Божьих, после чего к ним возвращались Божественная Благодать и пророческий дар.
    При том, что иудаизм, безусловно,  не желает, чтобы люди нарушали Законы Торы, — он провозглашает, что тот, кто оступился, всегда может раскаяться и вернуться к Богу на путях «тшувы». Буквальное значение ивритского слова «тшува», которое обычно переводят как «раскаяние», обращение к Творцу это — персональное покаяние совершившего  грехи, совмещенное с молитвой.   В хасидизме ( одном из крайних течений фарисеев, к которому  ряд исследователей, напр.,  Полонский, Флуссер, Вермеш , Маккоби, относят Иисуса Христа )
    понятие «Тшува» имеет особеную важность:раскаявшиеся грешники  стоят выше чем «законченные» праведники. Тшува в хасидизме ставится в  центр всего служения человека Всевышнему. Без покаяния невозможно спасение и искупление как отдельной личности, так и всего народа ( Иезек. 18,30-32; Исаия 55,6-10; Лев 4,5 ; Втор 31,18 ). Во власти человека порвать с грехами и вернуться к Богу, который по милосердию своему, всегда готов принять РАСКАЯВШЕГОСЯ грешника. «Пусть нечестивый оставит свой путь и грешник свои замыслы и пусть обратятсяк Господу, и Он помилует его» ( Ис 55,7)
    Нет абсолютно праведного человека в мире,  никогда не согрешавшего, поэтому каждому смертному необходимо напоминать о покаянии , т.е. о том, чтобы Он вернулся к Богу. Каждый раскаявшийся, согласно иудаизму, принимается  обратно  своим небесным  отцом, прощающим грехи.
    Даже злодей, совершивший подвиг полного исправления, удостаивается имени праведника, но: « Нет большего греха ,чем показная  праведность». «Тшува» состоит из четырех шагов: человек, сделавший неправильный поступок, должен осознать свой грех; он должен испытывать искреннее раскаяние и угрызения совести; он должен постараться исправить последствия своего неправильного действия, и, наконец, он должен принять сознательное и твердое решение вернуться к праведной жизни. Он должен  отстраниться от совершения греха, исповедаться перед Творцом, раскаяться в сердце, принять на себя обязательство , что оказавшись в будущнем в подобной ситуации, он не совершит этот грех еще раз. Полная «тшува», как считают иудеи, искупает грех и возвращает человека к Богу: это путь, по которому оступившийся человек может не только исправить грехи, но и прийти к святости.
    В древности у евреев существовал еще один, последний, пятый шаг в процессе раскаяния: жертвоприношение. Но еще в эпоху Храма пророки предсказывали, что настанут времена, когда Храм будет разрушен, и тогда жертвоприношения будут заменены молитвами.
           Америанский библеист, специалист по христианской эсхатологии  Дж.Э.Лэдд  в монографии «Теология Нового Завета»  пишет:«Иисус не обещал прощения грехов: Он их уже прощал. Он не просто уверял людей в том, что они войдут  в грядущнее Царство: Он звал их пойти за ним как за носителем этого Царства. Он не просто обещал  им орправдание в день суда, но уже сейчас вменял им праведность.».
            Весть о том, что Бог хочет иметь дело с грешниками,  что любовь Бога предназначена им, не имеет параллелей в свидетельствах того времени.  Эту Весть Иисуса иллюстрируют Его притчи, и в первую очередь, притча о возвращении блудного сына и притча о мытаре и фарисее

                ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ(Лк. 18:9-14)

              В притче  показаны два человека, пришедшие в Храм помолиться. Эти  двое  представлены  как  полные  противоположности.Один  из них- высокомерный фарисей, изображенный  несколько карикатурно самодовольным,исполненным сознания собственной праведности и достоинства . Его молитва -благодарность Господу, что он не таков, как прочие  грешные люди, презираемые им, например, как этот стоящий недалеко мытарь:  «Боже! благодарю Тебя, что я — не таков, как прочие люди или как этот мытарь». В то же время  он честно  исполняет заповеди Торы и казалось бы, не заслуживает порицания.

     Другой- мытарь, представляющий  образ «сокрушенного сердцем» . Он робко стоял, не смея   поднять в молитве глаз на небо, «но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! » ;все его поведение отражало глубокое раскаяние в своих грехах.

    После такой молитвы мытарь«пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий, возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.»
    Эгоистичная, полная гордыни молитва фарисея , человека, в ком нет любви к ближнему , не была услышана Богом.
    Притчу можно  рассматривать как  контраст между духовным самодовольством и духовной нищетой или смирением.. Также ее можно интерпретировать  как метафорическую историю о том, что в Царстве Божьем совсем иные ценности, чем в мире,что всякий  возвышающий себя  будет унижен и наоборот, всякий уничижающий себя  будет вознесен.  Тот, кто нуждается в прощении , получает его, а тому, кто считает себя праведником, прощение не нужно. В результате мытарь пошел домой  более «оправданный».чем фарисей.
    Притча   переворачивает  привычные  ожидания: Иисус  назвал  грешника-мытаря «более праведным» чем тот, кого
    признали  бы  праведником,  так  как  он  совершал  благие  дела  даже сверх  предписанного  законом  .
    Этот фарисей,видимо,   считал,  что  можно  исполнить  требования  Торы,  не  обращая  внимания  на  заповеди  о  любви . Он был убежден,  что его  дела  заслуживают  Божьей  благосклонности,  а  его  набожное  поведение
    возвышает  его  над  окружающими.  Однако, Иисус  часто  подчеркивал,  что нельзя  исполнить  Божий  закон,  не  возлюбив  ближнего,  как  самого  себя.
     То.  что  мытарь  получает  оправдание,  потому  что  взывает  о  милости,  соответствует  учению  Иисуса  о  прощении  и  милосердии  Бога. Кроме  того,  притча  косвенным  образом  защи¬
    щает  обыкновение  Иисуса  есть  и  пить  вместе  с  мытарями  и  грешниками .
    В притче использовано понятие из богословия и лексикона апостола Павла -«оправдание»( мытарь пошёл более «оправданным»), которым Иисус не пользовался; есть намёк на то, что для спасения достаточно веры, а не дел (опять же тема Павлова богословия).Возможно, притча  дошла до нас в несколько отредактированном виде .

          Притча  о фарисее  и  мытаре достаточно  близка  к  притче  о  блудном  сыне.  Обе  притчи  говорят  о  тех,  кто  считает  себя праведным, отвергая  других  людей  как  недостойны,


                ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ(Лк 15:11–32)

    В центре проповеди Иисуса стоял призыв к покаянию в преддверии скорого Царства (Мк 1:15).   Притча о блудном сыне  является квинтэссенцией того, как Иисус представлял себе покаяние.
    Сюжет притчи прост и понятен.
    Один из двух сыновей (младший)потребовал свою часть наследства ещё при жизни отца.  Затем он покидает родину и отправляется на языческую чужбину, где «расточил имущество своё, живя распутно». В стране начинается голод, денег больше нет, и ему приходится работать у язычников нищим свинопасом. Отчаявшись  и «придя в себя», он решает вернуться домой: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец! Я согрешил против Неба и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном. Прими меня в число наёмников твоих».
    «Увидев его, отец «побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отец! Я согрешил против Неба и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном». Но отец не даёт договорить до конца заготовленную мольбу о прощении: блудного сына ждёт богатая одежда и роскошный ужин. Тем временем возвращается старший сын.Узнав о возвращении младшего брата и приеме, оказанном ему, старший возмущён и обижен: неужели его послушание ничего не стоило, что отец оказывает невиданные почести другому сыну, столь сильно его оскорбившему? Он не хочет даже войти в дом, и отец, выйдя, сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё — твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мёртв — и ожил, пропадал — и нашёлся».
            Проповедь Иисуса была обращена в первую очередь не к праведникам Израиля, которые соблюдали заповеди Торы, а к грешникам: людям, которые, подобно блудному сыну в притче, нарушали простейшие заповеди (не почитали родителей, пьянствовали, ходили к проституткам, распутничали и т. д.). Именно эти люди вызывали у Него наибольшую боль и тревогу. Именно с ними Он старался больше всего общаться, рассчитывая привести их к покаянию.Главная тема этой притчи - не столько обращение грешника, сколько восстановление верующего в общении с Отцом.Иисус «со  знанием  дела»,  уверенно  говорит  о  том,  как  Сам  Бог  оценивает  поведе¬
    ние  двух  героев  притчи.
    .Уход  за  свиньями  презирался  даже  в  греко-римском  мире,  но  евреям вообще  было  запрещено  разводить  свиней,  поскольку  в  Ветхом  Завете  они названы  нечистыми  животными,  к  которым  нельзя  прикасаться  и  которых нельзя  есть.   Аналогия  между  блудным  сыном, пасшим   свиней   язычника,  и  мытарями,  нанявшимися  работать  на римлян,  совершенно  очевидна.
    Вернувшись домой, блудный сын готов пасть к ногам отца и молить о пощаде.
    Так и кающийся грешник, отбросив всю гордость и чувство собственного достоинства, приходящий к Богу, по учению Христа, остро осознает свою духовную нищету.

    При толковании этой притчи принято считать, что фарисеи и законоучители изображены в образе старшего брата. Они вели внешне безупречную жизнь и считали, что они заслуживают Божью благосклонность,в отличие от окружающих их недостойных грешников.
    Притча призывает    вернуться  к  своему  истинному «я»  —  «прийти  в  себя» и возвратиться  к  Богу . Люди нередко  обращаются  к  Богу  в  момент  кризиса,  но  неужели  для  обращения человек  обязательно  должен  испытать  «голод»?
    Притча о блудном сыне толкуется разными богословами достаточно схоже. Считается, что данный фрагмент из Евангелия отображает милостивую любовь Бога даже к согрешающим людям в лице Его неблагодарных сыновей: старшего и младшего.


Рецензии