Подражание Борхесу
Известны многие эссе Х.Л.Борхеса о прочитанных им произведениях самых разных писателей – от великих до мало кому известных. Иногда он может сделать краткий, но глубокий анализ крупного произведения большого писателя, а с ним может соседствовать полстранички об авторе, о котором мы даже не слышали. Иногда он отмечает у автора только одну мысль, на которую он обратил внимание. Подобное мы видим не только, скажем, в сборнике «Атлас. Личная библиотека», но и в известнейшем капитальном четырехтомнике Борхеса.
Сначала у меня было противоречивое отношение к этим мелким эссе писателя, положившего начало целому новому направлению в мировой литературе. Как-то не укладывалось в голове такое соседство каких-то якобы случайных литературных впечатлений автора, не связанных ни общей темой, ни временем написания прочитанного автором, ни страной, ни жанром рассматриваемых произведений. Мы привыкли читать то, что можно охарактеризовать как крупно-оптовый подход писателей к литературной критике, а здесь – что-то совсем иное, вроде штучной работы мастеров прикладного искусства. В конце концов, я полюбила этот жанр борхесовского творчества. Мне кажется, он очень близок к тому известному поэтическому перлу Уильяма Блейка ( в переводе С.Я.Маршака): « В одном мгновенье видеть вечность, / Огромный мир в зерне песка, / В единой горсти бесконечность / И небо в чашечке цветка.»
Открываем сборник «Атлас. Личная библиотека», стр.217. Находим: «Генри Джеймс. Урок мастера. Частная жизнь. Рисунок на ковре». Ниже – эссе на полторы страницы (не мелким шрифтом). Во-первых, длинноватый, к такому короткому тексту, заголовок, но он информативен, подчеркивает главные пункты предстоящего описания. Сразу ждешь: что это за рисунок на ковре?
Джеймс обрисован несколькими штрихами: старший сын богослова, оставившего безжалостный кальвинизм ради учения Сведенборга, родился в Нью-Йорке, отец хотел вырастить сына гражданином мира, дал ему безупречное европейское образование , из него вырос не деятель, а тонкий и глубокий наблюдатель. Пьесы ему не удавались, зато стал блестящим романистом и новеллистом.
Надо сказать, Генри Джеймс – культовый писатель, известный далеко не каждому. Родной брат его Уильям Джеймс – великий американский психолог, мировая величина. Об этом, кстати, автор умалчивает, позволяет читателю самому проявить эрудицию. Далее – одно предложение, составляющее глубокий анализ творчества Генри Джеймса, который «… не был творцом характеров, он выстраивал обдуманно двусмысленные, сложные ситуации, открытые для непредсказуемых, едва ли не бесконечных прочтений».
И до конца текста – ни слова о ковре. Мы же догадливы, понимаем, что это символ. Творчество Джеймса – это рисунок на ковре, где связь элементов орнамента определенно установить невозможно. И о частной жизни как таковой – ни слова. Только сказано, что жизнь писателя может стать прекрасной темой для прозаика. Хочется немедленно заполучить его книги. Наиболее известная новелла Г.Джеймса – «Поворот винта», где, кстати, ни о корабле, ни о капитане, речи не идет, а шторм происходит в сознании обычной гувернантки. Но какой силы шторм!
Невольно завидуешь Борхесу: он пишет так кратко, но его эссе – это причудливый план путешествия по именам, каждое из которых – целая вселенная. Возникает соблазн попробовать самому поучиться писать так же. Или хотя бы приблизиться к этой удивительной прозе хотя бы на дюйм.
21.02.2025г.
Свидетельство о публикации №225022101372