Последний резерв формализма
Текст романа складывается в повествовании, в котором читатель зачарованно отслеживает, как автор, соблюдая определенные ритмы и наложенные на себя строгие правила, выстраивает из кубиков макет некоего города, который, по его собственному признанию, «входит к нему в печенки».
На первый взгляд может показаться, что целью романа является критика однообразия, усредненности и уродливости советского пространства, сохраняющиеся и в нашу, посткоммунистическую эпоху. Может быть, и так, но здесь, на мой взгляд, интересно другое; по мере того, как, кружа над макетом города, автор его постепенно достраивает, в этом искусственном сооружении происходит самозарождение какой-то неведомой жизни, и это очаровывает.
Данный этот эффект заинтересовал меня настолько, что я и сам решил применить аналогичный прием в своей прозе. Я принялся за написание рассказа, в котором в духе жесткого минимализма без всяких красот и отступлений фиксируется последовательность действий героя. Сначала все шло строго согласно задуманному, но, начиная со второй половины, все больше принялось о себе заявлять, беря на себя управление, мое «пишущее я», которое , как известно, само знает, как надо писать. И вышло то, что получилось.
Возможно, что и у автора «Описания города» все происходило таким же образом, и в тексте пробудилась жизнь, и он ее оставил, вскрыв последний резерв формализма: выход из повиновения «пишущего я»
Октябрь 2024 г.
Примечание: Дмитрий Данилов. Горизонтальное положение и другая крупная проза. Том 2. «Описание города» Роман. «День или часть дня» Повесть. М.: Городец, 2022
Свидетельство о публикации №225022101482