Этно-опера Князь Владимир. Часть I

Размышления между премьерами в Москве и Петербурге.

Долгожданная премьера состоялась!
Поздравляю всех создателей и артистов,
всех зрителей и наблюдателей
всех, кто терпеливо ждал и предвкушал удовольствие от опубликованных впечатлений зрителей и выставленных в интернете видеоверсий этно-оперы «Князь Владимир»!

По итогам конкурса Президентского фонда культурных инициатив в 2023 году продюсерский центр композитора Игоря Игоревича Матвиенко получил грант на постановку этнической оперы «Князь Владимир».
В марте 2023 года я написала статью, в которой размышляла о предполагаемом сюжете, о непростом выборе князя Владимира, ведь именно он определил переход из язычества в самую близкую и справедливую веру для нашего народа, которая уже более тысячи лет является духовным стержнем загадочной русской души.

Анна Византийская

Мне было интересно, какую роль Анне Византийской готовит Игорь Матвиенко. Любое из возможных предположений вело к принятию христианства. Анна становилась княгиней в результате династического брака, как равная с равным или как награда за оказанную помощь?

Династический брак между князем русичей и принцессой Византийской империи — это не только укрепление политических, экономических и торговых связей, но и неизбежная христианизация восточных земель. Между Владимиром и Василием II был заключён договор, по которому Владимир послал императору 6000 воинов для усмирения мятежа Варды Фоки. За эту помощь была обещана рука сестры императора Анны, которая не захотела быть женой язычника и Владимир принимает христианство.

Вместе с Анной на Русь пришли христианские священники, началось строительство храмов, произошло крещение.
Русь могла стать иудейской (хазарской), но Владимир отверг иудаизм. Мы могли стать мусульманами (волжскими булгарами), но Владимиру не понравился запрет вина в мусульманстве.
Князь Владимир жил без отказов, он потакал всем своим желаниям, ему была нужна Анна и он согласился на христианство.

Я прочла почти всё, что было написано после премьеры «Князя Владимира», показалось, что Рогнеда оказалась победительницей среди женских ролей, что не удивительно, она главная героиня, много поёт, она почти всегда находится в гуще перипетий, происходящих на сцене.
 
Очень редкие зрители упоминают Анну Византийскую, но именно им я искренне благодарна. На роль Анны была приглашена студентка Московской Консерватории имени Чайковского Вероника Андрейченко. В отзывах о премьерном показе этно-оперы было упомянуто её «небесное сопрано».
Надеюсь, что после просмотра «Князя Владимира» в Ледовом, я смогу поделиться с вами собственными впечатлениями об исполнительнице.

Зрители оказались не готовы

Сегодняшняя Россия и Русь времён князя Владимира объединяются с трудом, поэтому многие зрители были не готовы.
Любая премьера вызывает интерес. «Князя Владимира» ждали, любопытство подогревала реклама, поэтому билеты были раскуплены заранее.
А кто прочитал хотя бы пересказ «Повести временных лет», которая стала основным источником для либретто «Князя Владимира»?
Почему Норвегия?
Кто этот грозный конунг Хаанон, блестяще исполненный солистом «Геликон Опера» Дмитрием Янковским?
Почему Владимир просит помощи у варягов и идёт на своего брата Ярополка?
Кто такой Ганград? Почему он хочет вернуться?
Вопросы возникали, ответы — не всегда. В программках их тоже не было. Мне кажется, что это несправедливо по отношению к зрительской аудитории. За доступную цену должны быть программки, информационные буклеты с кратким пересказом «Повести временных лет», листовки с сюжетом оперы, брошюрки с фотографиями действующих лиц.

От Игоря Матвиенко ждали сюрпризов

Игорь Матвиенко всегда волновал богатством и разноплановостью своего таланта, а теперь заявил о новой грани своего творчества. Совпадение его юбилея и премьеры этно-оперы не казались неожиданностью, все были заинтригованы и ждали сюрпризов. И оказались правы.
 
В произведении Игоря Матвиенко мы наблюдаем его версию происходящих событий тысячелетней давности. Они основаны на сохранившихся письменных документах, но автор видит через призму собственного вдохновения и видения. Поэтому то, что происходит на сцене — это творческое озарение, это авторский калейдоскоп событий. Сценическое действо максимально точно передаёт зрителю замысел композитора и создателя этно-оперы о князе Владимире и Крещении Руси.

На сцене будет море и плывущий драккар, река, с клубящимся туманом и двумя, плывущими в лодке, будут сражения, пиры, любовь и предательство, будут переходы между мирами, песнопения, танцы, выбор между злом и добром, борьба, преображение и прощение.

Главная интрига

В театр ходят на актёра. Думаю, что эта премьера не стала исключением. Всех интересовал князь, а если ещё точнее, шли на Ярослава Дронова. Среди зрителей были  его поклонники и фанаты, желающие услышать и увидеть Ярослава в новом образе.
Шли те, кто хотел собственными глазами и собственными ушами убедиться в провале певца.
Были те, кто любит оперу и искренне считает, что на оперной сцене должны быть профессионалы с академическим вокалом.
В интернете появилось много публикаций: от восхищённых до уничижительных. Мы все разные и всегда видим то, что хотим.

"В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой — листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое."

Воспоминания юности и игры воображения

В ранней юности я прочла книги «Святослав» и «Владимир» Семёна Скляренко. Может потому, что это было в юности, я плакала, сопереживая Малуше, и грустная история запомнилась.
Конечно, эти книги не могут быть исторически точными, писатель погружается в глубину веков, перед ним возникают картины и образы, вымысел и фантазия. Силой воображения он оживляет своих героев, наблюдает за их жизнью и рассказывает о них своим читателям.

Повествование может быть плавным, может переноситься во времени и пространстве, вовлекать новых героев, вызывать непередаваемые эмоции. Чем богаче и красочнее внутренняя фантазия автора, тем  заинтересованней читатель.

Об одном и том же явлении разные авторы расскажут по-разному. Я очень ждала либретто оперы, даже гораздо больше, чем воплощения на сцене. В 2023 году Игорь Матвиенко обещал этническую рок-оперу, оперу-реконструкцию.

«Меня буквально затянуло в Х век, в голове сегодня все время эти образы. Перечитал массу литературы по этой теме, как выяснилось, не все события по «Повести временных лет» совпадают. Но время было очень интересное. С одной стороны, влияние северян, то есть викингов, с другой — Византии. Поэтому Русь того времени — это было смешение стилей. И опера будет не классическая, а смешанная — будут элементы и рэпа, и рока» Игорь Матвиенко.

Второстепенные, но не случайные

Так и случилось. В произведении много мелодий, перекликающихся с народными, есть исландские лирические мотивы, речитативы, рэп, классический вокал и знакомые и любимые темы группы «Любэ».
 
Не случайно в этно-опере появился музыкант, сохраняющий традиции игры на гуслях — Дмитрий Парамонов. Не современную этническую музыку, а традиционную, по крупицам собираемую в экспедициях по сибирским землям России. В его исполнении услышим «Под Киевом, под Черниговом два брата шли».

Ещё одна жемчужина — Ольга Юкечева, певица и режиссёр Ансамбля Дмитрия Покровского. Она исполнила партию княгини Ольги.

Никого не оставил равнодушным иеродиакон Герман (до принятия пострига — рок-музыкант Геннадий Рябцев). Он исполнил роль греческого философа. Иеродиакон Герман — регент хора московского хора Валаамского монастыря, но он не поёт, он отвечает на вопросы строками Святого писания. Фактически, на сцене происходит проповедь перед зрителями. Кто-то обязательно задумается, кто-то пойдёт в церковь, чтобы получить ответы на свои мучительные вопросы.

26 февраля увижу спектакль в Ледовом, жду этого события с нетерпением. А сейчас я могу читать о уже пережитых впечатлениях зрителей, первыми увидевших оперу в Кремлёвском дворце и продолжать свои размышления о грандиозной постановке Игоря Матвиенко, о Крещении Руси, о задействованных в этно-опере артистах и творческих коллективах.


Рецензии