Фуга ля минор

_______________________________________________

- Коммерческое использование пьесы возможно только с письменного разрешения автора.
Адрес эл. почты: malahovart@inbox.ru

- О некоммерческом использовании материала (студенческие, детские, молодежные театры и пр.), просьба, сообщать автору по адресу: malahovart@inbox.ru
________________________________________________


• Луганский академический русский драматический театр им.П.Луспекаева (2025)

________________________________________________


Артем Малахов
malahovart@inbox.ru


ФУГА ЛЯ МИНОР
(в основу взяты реальные события рассказанные участниками СВО)


Действующие лица:

СКРИПАЧ –  Лёва Акимов, 26 лет
КРОТ – Тоха, 32 года
МИТЯЙ – Диман, 28 лет

МАМА – мама Скрипача
ПАПА – папа Скрипача
КАТЯ – жена Крота
ЖЕНА МИТЯЯ

Голос ДОКТОРА
Голос ТАШКЕНТА – по тапику (ТА-57)
Голос ПЯТОГО – по стационарной радиостанции
Голос ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО – по жёлтому телефону (АТСР связь)
Голос ДОЧКИ МИТЯЯ – по жёлтому телефону (АТСР связь)
Голос КОМДИВА – по стационарной радиостанции
Голос ЗАРИ – по зелёной (радиостанция Азарт)
*** –  помехи в эфире


Экспозиция
(звучит фуга из сонаты для скрипки соло ля минор И.С. Баха)
(большой стол накрытый скатертью, прибегают дети - ставят на стол тарелки, появляется женщина - ставит тарелку во главе стола, садятся… место во главе остаётся пустым)
(сквозь музыку, слышны далёкие низкочастотные звуки, словно тяжёлые удары, звуки становятся всё ближе и отчётливей…)
(врывается свист падающего снаряда,  раздаётся тяжёлый звук разрыва, свет резко гаснет… лишь слышен звук сыплющейся земли)


Сцена 1
(в темноте загорается индикатор стационарной радиостанции)

5й. Скрипач – Пятому! Скрипач – Пятому!

(пауза)

5й. Скрипач – ответь Пятому! Приём! Скрипач – Пятому! Да где ты там, ***?

(в темноте, показывается из завалов рука, затем подымается человек в экипировке и пробирается к рации)

СКРИПАЧ. На приёме…
5й. Обстановка, Скрипач?
СКРИПАЧ. Двадцать два.
5й. Принял. Конец связи.

(Скрипач отряхивает с себя землю, выбивает пыль)

СКРИПАЧ. Обстановка по кайфу…

(накручивает ручку ТА-57)

СКРИПАЧ. Ташкент – Скрипачу! Ташкент – Скрипачу!
ТАШКЕНТ. Да, дорогой, Ташкент на связи!
СКРИПАЧ. Что у вас там?
ТАШКЕНТ. Всё хорошо! Мина лететь, мы сидеть, укроп тра-та-та, мы мину им обратно кидать, укроп злиться, мы обед варить!
СКРИПАЧ. Кончай, Ташкент… Обстановка?
ТАШКЕНТ. Да жарко, Скрипач, жарко. Нам бы небо… Куда *** сам знаешь, кричать не буду… ***.
СКРИПАЧ. Знаю, брат. Принял.
ТАШКЕНТ. Давай, Скрипач… Жду.

(подсвечивая фонариком, Скрипач склоняется над картой)
(раздаются шаги, слышны чьи-то голоса)

СКРИПАЧ. (направив луч фонарика в темноту) Кто?

(шаги прекращаются, голоса смолкают)

СКРИПАЧ. Два!

(пауза)

ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ. (неуверенно) Двенадцать.
СКРИПАЧ. (щёлкает затвором) Повтори!
ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ. Двенадцать…

(пауза)

ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ. А чему кратное должно быть? Я не помню...
ВТОРОЙ ГОЛОС. Ты серьёзно сейчас?
ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ. Ну что, ну забыл уже, когда это было-то…
СКРИПАЧ. Крот, ты?..
ГОЛОС ИЗ ТЕМНОТЫ. Скрипач?! Митяй это Лёва… Лёва!

(вваливаются Крот и Митяй в грязной экипировке)

СКРИПАЧ. Тоха! Диман!

(бойцы снимают балаклавы, обнимаются)

СКРИПАЧ. Как вы здесь… Откуда?!
КРОТ. Да вот так!
МИТЯЙ. Героически пришли тебя спасать.
СКРИПАЧ. Тоха! Диман! Пацаны… (снова обнимает)
МИТЯЙ. Ну, всё, всё, хорош нас тискать… Целоваться ещё начнёшь…

(смеются)

СКРИПАЧ. Пацаны… Вы прям вовремя, у нас тут жопа полная!
КРОТ. Да мы ощутили уже.
МИТЯЙ. И темно как в жопе. Пойду дырчик толкну… Тоха, держи Покемона! (протягивает Кроту ПКМ)
КРОТ. Да нахрен мне его держать, сам постоит.
МИТЯЙ. Смотри - обидится, а он тебе жизнь спас. (ставит ПКМ, уходит)
КРОТ. Да помню, помню.
СКРИПАЧ. Тоха, ты шмотки бросай, я сейчас… (склоняется над картой)
КРОТ. Чё, сильно хреново, да?
СКРИПАЧ. Да жмут, суки… Нацбаты, зэки, мобиков нет почти. Пацаны там позиции зубами уже держат…

(Скрипач связывается по жёлтому телефону)

63й. Шестьдесят третий!
СКРИПАЧ. Старший лейтенант Акимов, заявка по цели…
63й. Секунду… Да, диктуй.
СКРИПАЧ. Два танка, опорный пункт, скопление живой силы противника, по иксу – 5452630, 5452630, игрик -  7415957, 7415957, высота 186, высота 186. Опорный пункт, 30 человек, по иксу – 5457281, 5457281, игрик - 7414769, 7414769, высота 160, высота 160. Как принял?
63й. Заявку по цели принял.
СКРИПАЧ. Конец связи. Работаем.
63й. Работаем.

(появляется свет)

СКРИПАЧ. О-о-о, да будет свет!
КРОТ. Значит зверьё одно, мобиков нет уже...
СКРИПАЧ. Ты всё об этом…
КРОТ. Да жалко их! Не могу я, ты же знаешь… Обычные пацаны, не за хрен жизни отдают, а их ведь просто в расход всех! Я же сам шахтёр, не военный, не как ты, только вот я сам пошёл, знаю за что пошёл, а они…

(появляется Митяй)

МИТЯЙ. Если так думать, Тоха – то войны не выиграть. Нас просто перебьют всех, пока думать будем, жалеть… Жалко не жалко - это ничего не меняет, войны это уже не отменит и либо мы, либо… (смотрит на стиральную машину) Лёва… А это что?
СКРИПАЧ. Р2Д2 из «Звёздных войн».
МИТЯЙ. Ещё скажи что она работает…

(Скрипач смеётся)

МИТЯЙ. Ё-Килиманджаро, война в стиле люкс! Прелести быть авианаводчиком, а не сраным пулемётчиком, Покемон – без обид.
КРОТ. И вода есть?
СКРИПАЧ. Конечно!
МИТЯЙ. Твою мать, ну тут сам Бог велел… (скидывает бронежилет, стягивает с себя куртку) Дважды на войне не помереть как и стиралку не встретить!
КРОТ. Грязные как черти всегда, что в шахте - что в окопе, ничего не меняется… (скидывает бронежилет, снимает куртку)
СКРИПАЧ. Ну, раз такая песня – я с вами. (снимает куртку, живот его перебинтован)

 (раздаются звуки прилёта и сыплющейся земли, мигает свет)

МИТЯЙ. У-ух! (смеётся) Страшно.

(раздаётся звонок жёлтого телефона)

СКРИПАЧ. (отвечает на звонок) Старший лейтенант Акимов! (пауза) Старший лейтенант Акимов! (пауза) Говорите, я слушаю. Говорите!

(раздаются звуки прилётов и сыплющейся земли, свет тускнеет)

МИТЯЙ. Они там чё, по нам целятся что ли?
КРОТ. Так и постираться не дадут.
МИТЯЙ. Да сволочи редкостные!

(свет набирается, раздаётся звонок жёлтого телефона)

СКРИПАЧ. (отвечает на звонок) Старший лейтенант Акимов! (пауза) Говорите. Ничего не слышно. (пауза) Да что за нахрен…

(голос Мамы звучит из телефонной трубки)

МАМА. Старший лейтенант Акимов, во-первых не ругайся при матери, а во-вторых ответь когда ты уже будешь дома?
СКРИПАЧ. (улыбается) Скоро, мама, скоро.
МАМА. Когда? В котором часу, старший лейтенант Акимов?
СКРИПАЧ. Мам, как ты сюда дозвонилась?
МАМА. Лёва, ну возвращайся, зачем тебе это? Я же водила тебя на скрипку, ты был таким хорошим мальчиком, отзывчивый, воспитанный, так играл…
СКРИПАЧ. Мам…
МАМА. Хватит с тебя, Лёва… Напиши рапорт, возвращайся домой…
СКРИПАЧ. Мама…
МАМА. Отец… Представляешь, даже отец звонил, хочет с тобой увидеться… Пятнадцать лет не хотел, а тут вдруг хочет! Ну, Лёв? Я Наполеон испеку, как ты любишь…
СКРИПАЧ. Мам… Я тоже тебя люблю.
МАМА. Ну, Лёва? Ну, возвращайся…
СКРИПАЧ. Мам, ты же знаешь…
МАМА. Знаю. Знаю! Но хватит уже испытывать судьбу, одного раза вполне достаточно!
СКРИПАЧ. Мам, я… Папа правда звонил?
МАМА. Правда.
СКРИПАЧ. Я тоже хочу его увидеть.
МАМА. Вот и отличный повод.
СКРИПАЧ. Мам, ты же знаешь, я не буду торговать совестью… Это наша страна, я присягу ей давал, как и все, и мы не можем её бросить…
МАМА.  Да знаю я, Лёв, знаю.
СКРИПАЧ. И проиграть мы не можем… Задача поставлена.
МАМА. Знаю, сынок, знаю… Ты только береги себя, ладно?

(слышен тяжёлый звук прилёта, сыпется земля, затемнение)


Сцена 2
(в темноте)

ТАШКЕНТ. Скрипач – ответь Ташкенту! Приём! Скрипач – Ташкенту!
СКРИПАЧ. На приёме!
ТАШКЕНТ. Ну что, братик, будет нам небо, нет?
СКРИПАЧ. Жди, Ташкент, будет небо, будет!
ТАШКЕНТ. Прут ***! Трактористов наших пожгли, слонов подтягивают… Если *** нас сомнут, сам понимаешь что дальше ******…

(набирается свет)
(Митяй и Крот закладывают одежду в стиральную машину, заливают воду из ПЭТ бутылок, Скрипач меняет батарею в жёлтом телефоне)

МИТЯЙ. Лёв… Вот скажи мне как скрипач пулемётчику – на кого война больше похожа, на Моцарта или на Бетховена?
КРОТ. На Баха.
МИТЯЙ. Почему на Баха?
КРОТ. А потому что бахи бахают. Они бахают, мы бахаем, все бахают!
МИТЯЙ. Ладно… А шахта тогда на кого похожа?
СКРИПАЧ. А шахта на Армстронга.
МИТЯЙ. Почему на Армстронга?
КРОТ. По цвету. (Скрипачу) Слушай, ну подлатали вроде тебя нормально.
СКРИПАЧ. Жить можно. А воевать тем более.
МИТЯЙ. Ну, война-то войной, а обед по расписанию! Буржуйка в строю?
СКРИПАЧ. Сам сказал – война в стиле люкс.
МИТЯЙ. Есть предложение…

(раздаются звуки прилёта)

МИТЯЙ. Так вот, есть предложение…

(раздаются звуки прилётов)

МИТЯЙ. Они специально что ли? Есть предложение…

(раздаётся звук тяжёлого прилёта)

МИТЯЙ. Ух…
КРОТ. Рядышком совсем.
МИТЯЙ. Предложение стать не только красивыми и чистыми, но ещё и сытыми! Картофанчик-то пожарим?
КРОТ. Предложение принимается!

(бойцы чистят картошку, растапливают буржуйку)

МИТЯЙ. Я и не сомневался. Чтобы Тоха и не пожрал, да быть такого не может!
СКРИПАЧ. (достаёт из ящика для патронов соль и пару луковиц) Соль вот. Лук даже есть...
КРОТ. (достаёт из рюкзака банку тушёнки) Вот и тушнячёк, проклятый…
СКРИПАЧ. Убери. Сало есть.
МИТЯЙ. Убери, убери, Тоха. Мы на Донбассе всё-таки… Тут же сало с картошечкой, тут абрикосы цветут, тут, блин, рай!

(раздаются звуки ложащихся градов)

МИТЯЙ. А ничего так дискотека намечается!
КРОТ. У нас тогда тоже такая намечалась… Если бы Диман за мной не вернулся, последний раз я бы там сплясал.
МИТЯЙ. Да, танцор из тебя теперь так себе. Как ты вообще, Тох? По ноге скучаешь хоть?
КРОТ. Ага. Письма ей пишу.
МИТЯЙ. И что она, отвечает?
КРОТ. Да, разлучили нас, говорит… Я тогда, после эвакуации, я ж просил её сохранить и можно было… А просыпаюсь – всё, шиздос, нет ноги. Как так? А мне говорят: очередь на стол – пятьдесят человек, пока бы с твоей ногой возились, сколько пацанов бы погибло… Поэтому, не страшно, это всего лишь нога. Кстати, а ты куда потом делся?
МИТЯЙ. Я? Обратно пошёл.
КРОТ. Вернулся? После того, как меня до брони дотащил…
МИТЯЙ. Ну да. Там же Генка, Малой ещё…

(раздаётся звонок жёлтого телефона)

СКРИПАЧ. (отвечает на звонок) Старший лейтенант Акимов!

(пауза)

СКРИПАЧ. Митяй… Тебя. (протягивает Митяю телефон)
МИТЯЙ. Меня? (берёт телефон) Да?

(голос Дочки Митяя звучит из телефонной трубки)

ДОЧКА. Папа, привет! Я сегодня тебя рисовала и ты такой большой получился, до неба аж, а дома маленькие… Я там ещё лошадь хотела, но она не получилась и ещё… ты на рисунке без волос пока что, я не помню какого они у тебя цвета, волосы… Пап… А почему ты ко мне больше не приезжаешь? Пап? Ты меня слышишь? Пап?..

(Митяй сбрасывает)

КРОТ. …я как протез надел впервые – всю ночь ходил, остановиться не мог, а на следующий день нога распухла, так врач меня такими матами обложил, я аж покраснел. Кто там был Диман?

(пауза)

КРОТ. Диман?
МИТЯЙ. А?
КРОТ. Всё в порядке?
МИТЯЙ. Да. Энергосы будете? (бросает Кроту и Скрипачу по банке энергетика)
КРОТ. Кто был?
МИТЯЙ. Да так, ошиблись наверное…
СКРИПАЧ. (Кроту) Стой, стой, стой… (берёт его за руку, смотрит на пальцы) Уже?
КРОТ. (смеётся) Уже…
СКРИПАЧ. Когда? У тебя же никого не было…
МИТЯЙ. А Тоха везде поспел – и ногу потерять, и жену найти.
КРОТ. Да если бы не Диман, ничего бы не было… Новая жизнь теперь, Лёв, как заново родился. А я ему тогда говорил: Митяй уходи, уходи, а он…

(раздаётся звук прилёта, звенит в ушах, смена света)


Сцена 3

МИТЯЙ. (кричит) Крот! Крот! Тоха!
КРОТ. (кричит) Митяй! Уходи! Я триста, вдвоём не выйдем, уходи!
МИТЯЙ. (подобравшись к Кроту) Ты чё, Тоха? Выйдем! Все выйдем…

(вновь раздаются звуки обстрела)

МИТЯЙ. Покемон – полный короб, гранаты… Пойдём, пойдём…
КРОТ. Нога… Танчик, сука…
МИТЯЙ. (помогает Кроту подняться) Потихоньку… Так… Вот так… Всё нормально будет… Седьмая сейчас подойдёт, все выйдем, успеем, они прикроют…
КРОТ. Главное чтобы не в плен…
МИТЯЙ. Какой плен, о чем ты, Тоха?
КРОТ. После плена не люди уже, оболочка одна… Если что – уходи, гранату мне оставь, я взорвусь, а ты иди…
МИТЯЙ. Ты чё несёшь, Тоха, бль… Нам жить и жить ещё! Тебе ещё на Новый Год к моей дочери Дедом Морозом приходить, куклу дарить, помнишь?
КРОТ. Помню. Диман… Это ж если заново рождаться, это ж опять всё… Родители, школа, опять это всё…
МИТЯЙ. Тоха, ты чё? Тоха! Тоха не отключайся! Крот! Крот!..

(раздаётся звук прилёта, свет гаснет… Постепенно набирается луч, в луче - койка, на койке Крот)

КРОТ. (кричит) Пацаны! Митяй! Митяй! Малой! Генка!

(слышен голос Доктора)

ДОКТОР. Антон! Антон, успокойся, всё хорошо, ты в госпитале, все живы…
КРОТ. Где нога? Где моя нога?! Я же просил… Она же была тёплая…
ДОКТОР. Время, Антон, время… Трёхсотых слишком много - или нога, или жизни…Не страшно. Протезирование сейчас хорошее, ещё бегать будешь, ещё из больницы сбегать будешь, так что… Не падай духом, боец, ещё вся жизнь впереди.
КРОТ. Митяй где? Из третьей бригады есть кто?
ДОКТОР. Я не знаю, Антон…

(Крот вскрикивает от боли)

ДОКТОР. Терпи, я смотрю… Ампутация прошла удачно, вот что я знаю. Кстати, волонтёры принесли фрукты, шоколад там, всякое, пустить?
КРОТ. Не нужно, спасибо. Передайте им «спасибо», но… Можно я пока что сам…
ДОКТОР. Да, конечно. Конечно… Сам так сам… Поправляйтесь.

(пауза, свет нестабилен, Крот стонет от боли)

КРОТ. Сука… Чтоб её… Сестра! Сестра! Дайте обезбол! Сестра! Обезбол!..

(свет нестабилен)

КРОТ. М-м-м… Дайте промедол!  Хоть что-то! Что значит нельзя?! Болит если! Мне ногу отрезали, дайте промедол! Сестра! Промедол!..

(раздаётся телефонный звонок)


Сцена 4

КРОТ. Да! Говорите!

(слышен голос Кати звучащий из телефонной трубки)

КАТЯ. Добрый день…
КРОТ. Да, кто вы?
КАТЯ. Фонд «Своих не бросаем»… Меня зовут Екатерина.
КРОТ. Что вы хотите? Мне ничего не нужно.
КАТЯ. Извините, но я… Я понимаю, но может вам…
КРОТ. Мне ничего не нужно, говорю!
КАТЯ. Ладно. Извините. Я просто хотела… Ещё раз извините.
КРОТ. Стой! Погоди... Катя, да?
КАТЯ. Да.
КРОТ. Ты прости, я не хотел…
КАТЯ. Всё в порядке, я понимаю. Может вам всё таки что-то нужно, вы скажите, может поддержка, финансовая, может быть вам нужно выговориться, может…
КРОТ. У тебя красивый голос, Катя. А можно не по инструкции?
КАТЯ. Не по инструкции?
КРОТ. Да. Давай я не буду говорить… Ты будешь говорить, а я буду слушать, у тебя очень красивый голос. Ничего что я на «ты»?
КАТЯ. Ничего…
КРОТ. Тогда говори… Катя.
КАТЯ. Я не знаю… Что мне говорить?
КРОТ. Всё что хочешь, только не молчи. Что ты любишь?
КАТЯ. Что я люблю?
КРОТ. Да. Что ты любишь? Что-нибудь, что угодно.
КАТЯ. Какао люблю.
КРОТ. Вот, какао. Сто лет не пил какао, уже и не помню какое оно на вкус… Может я тоже люблю какао?
КАТЯ. Может. Нужно попробовать.
КРОТ. Да, обязательно. Продолжай.
КАТЯ. Собак люблю.
КРОТ. Я тоже. А коты – предатели.
КАТЯ. Ещё какие!
КРОТ. Коты точно не любят какао.

(Катя смеётся, а потом продолжает говорить, говорить, говорить… Звучит музыка, сквозь которую не разобрать их разговора... В луче света, кружится девушка в летнем белом платье… Девушка собирает чемодан)

КАТЯ. Я бросаю работу. Антон, слышишь? Я увольняюсь.
КРОТ. Слышу. Ты будешь мне звонить?
КАТЯ. Нет, не буду. Я еду к тебе.

(Катя появляется у койки Крота с термосом в руках)

КАТЯ. Привет.
КРОТ. Привет.
КАТЯ. Я… привезла тебе какао.

(продолжает звучать музыка, Катя подходит к Кроту: они смеются, беседуют, она помогает ему подняться и сделать первые шаги, голоса их звучат в пространстве…)

КРОТ. Я словно знаю тебя давно…
КАТЯ. Я словно знала тебя тысячи лет…
КРОТ. Я словно помню тебя…
КАТЯ. Нас разлучили словно…
КРОТ. Ну что, привет?..
КАТЯ. Привет…

(Катя танцует с Кротом, он хромает всё меньше, ходит всё лучше, он срывается с места - он бежит…)

КРОТ. (взяв Катю за руку) Идём в город?
КАТЯ. Как в город? Зачем?
КРОТ. В Исаакиевский собор, идём? Никогда там не был!
КАТЯ. Нач.мед  сказал что никуда тебя не выпустит.
КРОТ. Да я ему уже сказал что мы сбежим.
КАТЯ. Как? А он что?
КРОТ. Хрен вы у меня сбежите, говорит. Пойдём! Главное, идём уверенно мимо охранника и не смотри ему в глаза.

(смеются, сбегают)
(в луче света Крот утыкается лицом в Катины ладони, делает ей предложение)
(раздаются звуки войны, затемнение)


Сцена 5
(в темноте видны только индикаторы раций)

ТАШКЕНТ. Скрипач *** *** где ***, нас жмут ***, черти ***… Шестнадцать триста, пять двести за пол часа! У арты стволы горят…*** птички *** нужны, птички, брат!.. ***

(набирается свет, Скрипач говорит по жёлтому телефону)

СКРИПАЧ. Да насрать всем кто ответственный за авиацию!.. Людей положат всех просто, фланг продавят…
63й. Мы *** тут что по-твоему, *** *** не знаем ***?!.. Всё понимаю и ты пойми – делаем всё возможное, это война и да ***, на войне гибнут и фронт иногда горит! Жди Акимов! Будут птички! По зелёной выйдут штатно, жди!..

(пауза)

СКРИПАЧ. Это какой-то багнутый квест!
КРОТ. И чекпоинта нет…
МИТЯЙ. Зато графа реалистичная! Картофан будешь, Лёв?
СКРИПАЧ. Нет. Не лезет. Энергос есть ещё?
МИТЯЙ. (бросает банку энергетика) Последний.
СКРИПАЧ. Ну… За встречу что ли?
КРОТ. Да. Рад тебя видеть!
СКРИПАЧ. Я вас тоже. И за тебя Тоха. За жену, за новую жизнь!
МИТЯЙ. Ну чё думаешь, птички-то будут?
КРОТ. Воды надо долить.
МИТЯЙ. Всю выпила уже?

(доливают воду в стиральную машину)

СКРИПАЧ. Не знаю, Диман.  Но если их не будет… Ташкент не откатится, они там до талого будут стоять. Всех потеряем… И фланг прорвут, и мирных там закошмарят, мы даже эвакуировать не успеем.
МИТЯЙ. Да, бывает и такое…
КРОТ. Да нет… Ну что значит «бывает»?.. Знаете, это уже фигня полная когда бойня такая, делом обычным становится… Ладно мы, мы привыкли, для нас это работа, будни, но для них, для мирных, вот для Кати моей, это не «бывает», это жизнь ломается вся, в тартарары всё, это горе, слёзы ручьём!
МИТЯЙ. Тоха, ты слишком много думаешь.
КРОТ. И всё это дерьмище случается и из-за такого отношения тоже! «Бывает»… Типа нормально это, допустимо… Да не хрена не допустимо! Мир горит, а мы – «бывает». Вот все мы и виноваты в том что мир наш горит, мы - для кого это всё «бывает»!
МИТЯЙ. Тоха, это война, братан… Ну чё тут рассуждать? Там тоже рассуждают – кто прав, кто виноват… И чё это меняет? Всё равно везде люди… И здесь и там. Там такие же люди как и мы, только что с промытыми мозгами. И у них там своя правда. Только вот, правды её много, а истина одна – события. День прожили – очень хорошо, поставлена задача – её нужно выполнять, так ведь, Лёв? Так что не вижу смысла рассуждать, думать… Война кончится - тогда будем думать. А пока война, думать вредно, пацаны.
СКРИПАЧ. Ты всё верно говоришь, Диман, но… Если совсем не думать, то война никогда не кончится, оскотинимся все просто. И будем мочить всех подряд, как звери, не думая ничего, не чувствуя. Забьём на всё и будем мочить. Многие так восемь лет и забивали, не думали ничего и что теперь? Хорошо хоть в последний момент подумали всё же, ударили на упреждение, а так бы и не было этой операции, потому что людей бы этих уже не было бы, за которых мы воюем и воюем потому что люди мы, а не звери. Вот теперь и думай, думать или нет?

(пауза)

МИТЯЙ. Знаешь что, Скрипач?
СКРИПАЧ. Что?
МИТЯЙ. Выходит, на словах ты Лев Толстой… а на деле – мина бах?

(смеются)

СКРИПАЧ. Кстати, тогда я как раз не подумал. Мне ещё говорили вдруг там мины, а я - ща проверю и пру на Дастере!
КРОТ. Проверил?
СКРИПАЧ. Проверил. Не соврали! Так как вы здесь всё таки оказались, я не понимаю? Тоха вообще с костяной ногой…
КРОТ. Как, как… Сами не знаем, это у тебя надо спросить!
МИТЯЙ. Ё-Килиманджаро!  Это что, мафон?! Мафон. Касетник. Боюсь спрашивать, так как знаю ответ – он рабочий?
СКРИПАЧ. Ну… Ты знаешь ответ.
МИТЯЙ. Определённо, обменял бы что угодно на мафон и стиралку! Кроме тебя, Покемон, успокойся. Видели как он на меня посмотрел? Страшно обидчивый. Как-то я сказал, что павербанк спас мне жизнь, так его на следующее утро заклинило, обиделся! Помнишь, Тоха? Тоха! Не спать на посту, боец!
КРОТ. Я скучал по твоим историям, Митяй. И ты же знаешь – я вижу ушами, просто глаза закрыл. А не сплю я уже давно, не могу…
МИТЯЙ. Да, есть такое дело. Сон нам только снится… Ну, а сейчас, дамы и господа, пока придурки перестали нас обстреливать – музыкальная пауза!

(Митяй включает магнитофон, звучит песня «Трава у дома» группы «Земляне», бойцы танцуют, дурачатся, Митяй танцует с Покемоном)
(то ли раздаётся звук прилёта, то ли звуки музыки становятся настолько громкими, что расслаиваются… свет моргает, сыпется земля…)


Сцена 6

5й. Скрипач – Пятому! Скрипач – Пятому!
СКРИПАЧ. На приёме!
5й. Обстановка?
СКРИПАЧ. Двадцать два, без происшествий. По крайним позициям…
5й. (перебивает) Ну, а у нас с происшествиями… Оттягиваемся, Акимов. Снимай людей, дивизия отходит.
СКРИПАЧ. Как отходит? Будет же авиация, ударим и…
5й. Это приказ, Акимов, решение сверху! Мы же, вы же - *** все на лыжи. Полтора километра осталось, танки, пикапы, дронов ***, полный комплект, *** букет Абхазии, мать его. Времени нет, как принял? *** *** Скрипач, как принял?
СКРИПАЧ. Принял.

(тишина)

КРОТ. (шёпотом) Тихо как, слышите? Будто всё кончилось.
МИТЯЙ. Да… Будто ничего и не было.
КРОТ. А ведь когда-то так и будет. Кончится вот это всё… Грязь, кровь, смерть, страх, ненависть… И тихо будет. Вот как сейчас. Просто тихо и больше ничего. И не нужно никому никого убивать. Все мы есть и просто тихо так…
МИТЯЙ. Будто и не было ничего… Да, так и будет. Так и будет, так всегда бывает, будто и не было ничего… Только вот вопрос – зачем тогда всё это было, если будто и не было ничего?..
КРОТ. Диман…
МИТЯЙ. А что, Диман? Мы расходник, Тоха, если смотреть в целом. Живая сила, безликая, юниты, боты... И это, блин, верно, иначе войны не выиграть, если шашечки все беречь.
КРОТ. Митяй…
МИТЯЙ. Всё обман какой-то, кем бы ты и сколько бы тут не был… Нет читеров среди нас, перки не прокачать, неуязвимости никакой ни у кого нет, обманчивое чувство это… Да вам ли не знать: один одноногий, у второго кишки наружу… Всё обман, случай!
СКРИПАЧ. Митяй. Баба-Яга…

(прислушиваются к едва различимому гулу боевого дрона)

КРОТ. Срисуют?
СКРИПАЧ. Вряд ли. Укрепили в три наката, тепляк не прошьёт…
МИТЯЙ. А вот дырчику всё по ходу, в сарае-то.
КРОТ. Ну, дырчик срисуют, значит и блиндаж найдут.
МИТЯЙ. Зато теперь ясно почему было так тихо. Красоты природы, блин.

(раздаётся хлопок, свет тухнет)


Сцена 7
(гул коптера сменяет гул стиральной машины, работающей в режиме отжима)

СКРИПАЧ. Ташкент – Скрипачу! Ташкент – Скрипачу! Ташкент – Скрипачу!
ТАШКЕНТ. На приёме, дорогой!
СКРИПАЧ. Обстановка, брат?
ТАШКЕНТ. Полный *** *** ***, очень хорошо *** вообще *** *** *** ***, кайфуем *** спасибо ***!..
СКРИПАЧ. Не прошло, но смысл понял. Ташкент, откатиться сможете? Дивизия отходит.
ТАШКЕНТ. Скатертью дорога! Пусть *** на ***! Так им и передай! ***! Мы не сдвинемся! *** фланг отдать *** ***!
СКРИПАЧ. Ташкент…
ТАШКЕНТ. Мы чё тут?! Пацаны каждый *** метр зубами выгрызали, жизни отдавали, за нами гражданские *** ***, дивизия отходит ***, пусть *** и чтоб ***, а я как потом жить должен, а?!..
СКРИПАЧ. Ташкент…
ТАШКЕНТ. Это не моё личное решение, Лёва, я ещё *** культурно *** ***! А если птички по колоннам ***, так вообще *** хохлам, а не прорыв будет! Ну, это мы им уже сами передадим. Всё Скрипач, нет времени, у нас тут *** война намечается! *** Ты только, Лёва, ты… (связь пропадает)
СКРИПАЧ. (накручивает ручку тапика) Ташкент! Ташкент - Скрипачу! Ташкент – Скрипачу! (накручивает) Ташкент! Ташкент – Скрипачу!.. (хватает жёлтый телефон) Шестьдесят третий! Шестьдесят третий! (в ответ только помехи. Запрашивает по стационарной) Пятый – Скрипачу! Пятый – Скрипачу! Кто меня слышит?! Пятый! (снова по жёлтому) Шестьдесят третий! Шестьдесят третий!..

(шум радиопомех переплетается с отголосками фраз «…это приказ, Акимов!», «…так им и передай…», «…отходит, дивизия отходит…», «…береги себя, сынок», «…за нами гражданские…», «…скатертью дорога», «…это приказ, Акимов!», «…отходит…гражданские… приказ, Акимов!... брат…, приказ!... жду… сынок…»)
 (за столом появляется мама Скрипача, голос её звучит из телефонной трубки)

МАМА. Лёва… Я сегодня пересматривала твой концерт на скрипке… Хороший такой. Так стараешься там, играешь без ошибок, так точно, так тонко… Не помню, это ты тогда в шестом классе был или в седьмом?
СКРИПАЧ. (отвечает по жёлтому телефону) В шестом.
МАМА. Да, точно, в шестом. Как ты, сыночек? Как рана?
СКРИПАЧ. Да вот как-то… Мы отходим, мам. Знаешь, наверное, я скоро буду дома. Так что… Просто… Зачем это всё вообще если так? Если… Связи нет, я не знаю, что теперь… Мы уйдём и… Как-то всё хреново складывается… Не знаю.  Вот сижу я тут, а толку от меня, если… Ты меня там ждёшь, а там гибнут все, а я тут… Не знаю… Пеки, мам, Наполеон… А с раной всё в порядке.

(пауза)

МАМА. Старший лейтенант Акимов, я что-то не поняла… А что это за настроение? Лёва… Ты ля минор когда разучивал, Баха… Иоганна, если ещё помнишь. Так вот ты тогда не сдавался. Было сложно, но рук ты, Лёва, никогда не опускал. Никогда! И поступал всегда правильно, я тебя так учила. А тут, какие-то укропы… Ты с Иоганном справился, Лёва! Так что, делай что должен, Акимов. А Наполеон испечь я всегда успею. Потом вернёшься вот и закусишь французом. А сейчас… Я горжусь тобой, сынок!

(звуки радиопомех)


Сцена 8
(мама Скрипача достаёт вещи бойцов из стиральной машины, проглаживает их утюгом и бережно складывает в ряд)
(звуки помех сменят голос Комдива)

КОМДИВ. Скрипач… Времени мало, выводи людей, нас берут в окружение, связь сейчас ляжет.
СКРИПАЧ. Товарищ командир, связь с крайними позициями потеряна - они не уйдут. Я тоже не могу уйти, я... жду птичек.
КОМДИВ. Что значит не можешь? Это приказ, Скрипач! Каких *** птичек?!.. Вы там совсем *** ***?! Скрипач! ***… Собрал свои сраные вещи и *** пока я тебя *** ***, ты меня знаешь… *** так понятней? ***
СКРИПАЧ. Не проходит. Не разобрать ничего, товарищ командир… Я не уйду. Не имею права… Это ведь третья мировая... Да, она оказалась не такой, какой мы её себе представляли, она оказалась подлой, всё чужими руками, но она уже идёт и касается она каждого из нас и мы все не можем её проиграть.
КОМДИВ. Скрипач! *** Скрипач! *** ***… (дышит в трубку) Ладно. Хрен с тобой… Всё ты верно говоришь, старлей… Работай, Скрипач! И не прощаемся, понял?! Не прощаемся!..

(голос Комдива эхом звучит в пространстве)

КРОТ. (надевает куртку и бронежилет) Лёва… Это всё. Нам пора.
СКРИПАЧ. Что?
КРОТ. Нам пора, Лёв. Время вышло.
МИТЯЙ. Мы же здесь, проездом что ли, случайно как бы… Давно просто не виделись. Ну, ты понял, да? Типа…
КРОТ. Да понял он, понял. Мы пойдём, Лёв. Пора нам, правда. Ладно?
СКРИПАЧ. Тоха… Диман…

(Митяй берёт ПКМ)

МИТЯЙ. А Баба-Яга-то обосралась… Жив дырчик! (улыбается)

(звуки прилёта, затемнение)


Сцена 9
(Звуки летнего вечера у реки… Скрипач сидит рядом со своим отцом, у Папы в руках удочка)

ПАПА. Ну, привет, сынок.
СКРИПАЧ. Привет, пап.
ПАПА. (предлагает банку напитка) Будешь?
СКРИПАЧ. Да, давай. (берёт банку, открывает, делает глоток) Тархун?
ПАПА. Как ты любишь.
СКРИПАЧ. Давно не виделись, пап.
ПАПА. Да, давненько. Ну, это моя вина. Всё работа, работа, работа… Пятнадцать лет одна работа. А ты вот уже совсем вырос, а я и не видел. А ты уже давно не маленький, мужик уже… Как оно там, Лёв?
СКРИПАЧ. Да нормально. Воюем. Клюёт?
ПАПА. Не-а. Страшно?
СКРИПАЧ. Нет. Привыкли уже. Страшно было другое… Вот, когда подорвался, когда умираешь... Чувствуешь как тело холодеет, не снаружи, а изнутри, с каждым выдохом холодеет, а потом настаёт такая тишина… Хотя мыслей полно в голове, но они как вкладки все открыты: там одно, там другое, там детство, мама, ты, школа, друзья, там война, всякое… И вот думаешь - а если так, то что я оставлю после себя? Маму? Всё? Тогда зачем всё это было вообще? Ради чего? Я ведь семью хочу. Жену любить, детей чтоб четверо… Вот это страшно. Ради чего?..
ПАПА. А вот ради них это всё, сынок. Ради будущего. Будущее, оно может быть нелёгким и сегодня нам не понятным, но всё ради него, ради них…

(звучит фуга из сонаты для скрипки соло ля минор И.С. Баха)
(большой стол накрытый скатертью, прибегают дети - ставят на стол тарелки, появляется женщина - ставит тарелку во главе стола)

ПАПА. Война, Лёв, простая ведь штука. Очень простая… Но иногда, эта очень простая штука, заставляет нас делать очень сложный выбор… И делая этот выбор можно запутаться, заблудиться, но… Свет всегда там… В будущем. Во всех них.

(за столом появляется женщина и девочка с рисунком в руках… звучат голоса Митяя и Дочки)

ДОЧКА. Пап, привет!
МИТЯЙ. Привет, солнышко…
ДОЧКА. Когда ты ко мне приедешь?
МИТЯЙ. Я не могу. Я очень хотел бы, но не могу… И волосы… у меня тёмные волосы….
ДОЧКА. Да, я вспомнила, тёмные… И борода колется! Я люблю тебя, пап.
МИТЯЙ. Если бы ты знала как я тебя люблю…

(за столом появляется хромающий Крот и беременная Катя, Крот дарит девочке с рисунком куклу)

ЖЕНА МИТЯЯ. Дима, он… Он правда вас спас?
КРОТ. Да.
ЖЕНА МИТЯЯ. А потом?
КРОТ. Он вернулся… за остальными. Дима – герой. И он очень вас любил.
ЖЕНА МИТЯЯ. Спасибо…

 (большой стол, за ним дети, женщина, Мама Скрипача, Крот, Катя, Дочка и Жена Митяя… во главе стола пусто)
(загорается табло зелёной рации, закреплённой у Скрипача на поясе)

ЗАРЯ. Скрипач - Заре! Скрипач - Заре! Скрипач – Заре!
СКРИПАЧ. Скрипач на приёме.
ЗАРЯ. Запрашиваю наведение по целям. Заря на подлёте, держитесь братцы!

(фуга ля минор переплетается со звуками работающих винтов КА-52)
(Скрипач, берёт свою экипировку, уходит, куртка Митяя остаётся… Остаётся рыбачить Папа… остаётся большой стол, за которым ждут…)

2023

Артем Малахов
malahovart@inbox.ru

_________________________________________________

Теги: пьесы о СВО, военная драма, пьеса о Донбассе, современный театр, современная пьеса о войне, необычная пьеса о войне, режиссер Артем Малахов, пьеса Артема Малахова, драматург Артем Малахов.

_________________________________________________

Теги: пьесы для театра кукол, пьесы для ТЮЗа, необычные пьесы, пьесы для детского театра, пьесы-сказки, пьесы сказки для театров, пьесы для детей, современные пьесы, современные сказки, сказка для театра кукол, сказка для кукольного театра, сказка для театра, сказка для ТЮЗа, театр кукол, кукольный театр, школьный театр, современный детский театр, пьеса для кукольного театра, современная пьеса для театра кукол, необычная пьеса для театра кукол, спектакль для семейного просмотра, режиссер Артем Малахов, пьеса Артема Малахова, сказка Артема Малахова.


Рецензии