Челн, ладья, струг

Начнём с теории.
 
Что легче, выдолбить лодку из цельного ствола дерева, или сделать из досок?
Разумеется, выдолбить легче и проще.

Почему?

Чтобы выдолбить лодку нужно всего два инструмента - топор и тесло. В крайнем случае можно обойтись одним топором. Будет труднее, не так удобно, но если жизнь припрёт, можно.

А вот, чтобы сделать лодку из досок, потребуется топор, пила, два буравчика - большой и малый, стружок (или рубанок), стамеска, (или долото), молоток, котёл для нагревания воды, чтобы гнуть доски, лопата, чтобы выкапывать пни с корнями, для изготовления кокоров.

По материалам:
Для выдалбливания нужно только бревно подходящего размера.
А для дощатой лодки потребуется много тонких стволов, да не каких угодно, сосна, например, на доски не пойдёт, у неё крупные трескающиеся сучки, которые при высыхании просто выпадают, оставляя крупные отверстия. И лодка будет всё время течь. Потребуется пенька, чтобы проконопатить лодку, и смола, чтобы просмолить швы.

Для производства пеньки надо посеять коноплю, потом вымачивать её и трепать - труд, однако. А смолу придется либо собирать с затёсов на соснах, либо выгонять с герметичной железной ёмкости из сосновых, либо еловых поленьев.

Заценили объём работ?

Ну, и работа по выдалбливанию проще, чем тщательная подгонка досок. Не говоря о том, что сами доски нужно ещё изготовить, методом распиливания бревна вдоль, и стёсывания круглой стороны.

Словом, первый метод проще и легче. Но есть одно условие. Нужно толстое дерево, возрастом лет триста. Если же его у вас нет, тогда и говорить не о чем.

Но в древней Руси, вплоть до одиннадцатого века такие деревья были.

Вот что писал на эту тему Константин Багрянородный. Не цитата, но смысл тот. Славяне зимой в лесах находят толстые деревья, выдалбливают из них ладьи, а весной сплавляют их по рекам к Днепру, где продают их Русам. Русы оснащают ладьи уключинами, мачтами и парусами, после чего используют для своих нужд.

Опять разделение наших предков на русов и славян. Этот вопрос рассмотрен мною в статье "Два корня одного древа".

Вполне логично, что русы - народ мореходов, быстро вырубил толстые деревья в своих владениях, после чего вынужден был закупать их у славян.

Почему славяне поставляли не брёвна, а ладьи полуфабрикаты? Потому, что бревно диаметром в полтора метра адски тяжёлое и доставить его из лесной чащи до реки - адский труд. А вот если выдолбить из него ладью, получится груз раз в двадцать меньше, что гораздо проще доволочь до реки. Потом сплавиться на такой ладье до Днепра, где продать изделие русам. А уж русы пусть сами возятся с мачтами, уключинами и парусами.

Но если мы сделали долблёную лодку шириной в метр, тогда высота её будет всего в полметра. Утлая лодчёнка.

И предки наши начали повышать высоту бортов за счёт набоя досок, одновременно и увеличивая высоту борта и ширину.

О набойных ладьях, или ладьях с набоями известно всем. А вот, что такое струг?

Недавно прочёл таможенную грамоту московского князя. И вот что я узнал:

1. Пошлина со струга зависела от числа набоев (досок набитых на борта судна). Сумму не помню. Но дешевле всего брали со струга простого. Подороже - со струга с одним набоем, ещё дороже - с двумя набоями, дороже всего - со струга с тремя набоями. И всё. Видимо, большего числи набоев таможня не знала.

Что получается? Оказывается простой струг это тоже долблёная лодка. Высоту бортов можно было увеличить, набивая доски. Но больше трёх досок набоя с каждого борта нельзя.

Почему?

Очевидно, что такая узкая лодка, если будет иметь борта выше определённого предела станет неустойчивой.

И чем больше набоев, чем выше борта, тем больше грузоподъёмность струга. Потому и пошлина выше. Чем крупнее "тоннаж" судна, тем выше пошлина.

Это логично.

Но если струг в те времена был долблёной лодкой, и ладья была долблёной лодкой. Тогда в чём разница?

Может быть, это синонимы?

Ан, нет - не синонимы. Судя по документу - разница в размере пошлины. Пошлина с ладьи была вдвое выше, чем со струга.

Может быть, разница в конструкции?

Но какая может быть разница в конструкции у долблёных лодок? То корыто и это корыто. У дощатых судов может быть разница в обшивке (вгладь, или в нахлёст, в конструкции шпангоутов - кокор, гнутый, составной из тимберсов, много слойный, футоксовый и др. Может быть разница в соединении досок - заклёпками, гвоздями, нагелями, вицами и ТП. Но у долблёных судов нет швов, нет шпангоутоа. Просто деревянный массив. Кусок дерева определённой формы.

Тогда, может быть разница в форме? Но форма обводов не может быть основанием для повышения пошлины. А что может быть основанием? Только "тоннаж".

Стало быть, тоннаж ладьи был вдвое (примерно) выше, чем "тоннаж" струга! На ладье можно привезти больше товаров, потому и пошлина с ладьи больше.

Тогда получается, что струг это маленькая ладья, а ладья это большой струг?

Но понятия маленькая и большая относительны. Где граница между маленькой лодкой и большой? Как таможня решала с кого сколько брать? Должен быть чёткий критерий, что считать ладьёй, а что стругом. Финансовые вопросы не терпят приблизительности и субъективности.

Предполагаю, что разница была в числе гребцов. Если ширина долблёного судна позволяла сидеть по два гребца в ряд. Это судно считалось ладьёй. Если можно было разместить только по одному гребцу, такое судно, более узкое, считалось стругом.

Разумеется, струги десятого века не надо путать со стругами шестнадцатого века, на которых Ермак покорял Сибирь. Это совершенно разные суда. Так корабль аргонавтов это корабль, и линейный корабль "Двенадцать апостолов" - тоже корабль. Но эти корабли разных эпох. Они разных размеров и конструкции.

Так же и струги. Струг десятого века - долблёная лодка. А струг шестнадцатого века дощатое судно с килем и парусом. Иные струги Петровской эпохи достигали до 50 метров в длину.

Встретил я описание одной археологической находки. Долблёная лодка  шириной около метра, длиной около десяти метров, выдолбленное пространство не едино, а разделено на четыре отсека. То есть оставлены не выдолбленные перегородки. Это и делает корпус прочнее, и повышает плавучесть. При затоплении одного отсека, такое судно всё же останется на плаву. В то же время перегородки между отсеками можно использовать, как скамьи для гребцов. А выдолбленные отсеки - для равномерного распределения грузов. и ширина позволяет на каждой такой скамье-перегородке усадить по два гребца.

Вероятно, это и была ладья.

На Десне нашли ещё три долблёных судна.
Одно - тринадцать метров длинной и 90 см шириной я бы причислил к классу ладей, а два других длинной 6 - 7 метров, шириной 60-70 см. я бы причислил в стругам.

Теперь что такое челн?

Вероятно, это тоже долблёная лодка, но малых размеров. Если вы живёте на берегу реки, вам вероятно понадобится лодка, чтобы проверить не попалась ли рыба в верши, или не попался ли заяц, в силки, которые вы расставили на другом берегу реки. Но для этого не нужна ладья длиной 13 метров. Для таких пустяков вполне хватит трёх метров в длину и 60 см в ширину.

Такое дерево проще найти и работы меньше, и такой небольшой челн до реки дотащить проще.

В пользу этой версии говорит отсутствие упоминаний о челнах в таможенных грамотах. Челн не торговое судно, потому и пошлина с него не берётся.

Однако по мере истребления толстых деревьев, приходилось всё больше задумываться о строительстве дощатых кораблей и лодок. Не ждать же триста лет, пока нарастут новые трёхсотлетние деревья.

Но о дощатых русских судах напишу в следующий раз.


Рецензии
Интересное исследование.
Михаил, Вас с праздником. Пусть он будет приятным и добрым.
С уважением и теплом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   22.02.2025 20:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина. Люблю Русь и её древность. А так же люблю плотничать и столярничать. Отсюда такие размышления.

Михаил Сидорович   23.02.2025 08:12   Заявить о нарушении