К 4. Глава 40 Древнее царство Древнего Египта

Древнее царство — это более чем пятисотлетний период в истории Древнего Египта, который охватывает правление фараонов III–VIII династий. Эта эпоха представляет собой новый, качественный этап в развитии страны. Прежде всего, Древнее царство ознаменовалось окончательным и прочным объединением Египта, что способствовало формированию единого политического и экономического пространства. Этот период часто называют эпохой пирамид, и не случайно: пирамиды — не только крупнейшие сооружения того времени, но и его символ. В эпоху Древнего царства были установлены прочные торговые связи Египта с Ливаном и Сирией. Кроме собственно Египта, под властью фараонов находились значительные территории в Та-Сети (Северная Нубия) — вдоль Нила до его первых порогов. Также правители Египта владели небольшой областью в Биау (п-ов Синай) — территорией на берегу Суэцкого залива.

Датировки периода:
1) 2778–2220 года до н.э. — по Э. Бикерману.
2) Около 2707/2657–2170/2120 годов до н.э. — по Ю. фон Бекерату.
3) Около 2543–2120+25 годов до н.э. — по Э. Хорнунгу, Р. Крауссу и Д. Уорбертону (не включает III династию).
Таким образом, продолжительность периода составляет:
1) 558 лет — по Э. Бикерману.
2) Около 537 лет — по Ю. фон Бекерату.
3) Примерно 423 года — по Э. Хорнунгу, Р. Крауссу и Д. Уорбертону.

Главная задача древнеегипетского государства заключалась в мобилизации общественных ресурсов для решения экономических, политических и религиозных вопросов, таких как поддержание ирригационной системы, организация военных походов и строительство культовых сооружений. Это требовало тщательного учета и распределения всех трудовых и материальных ресурсов, что привело к созданию сложного государственного аппарата, который функционировал на трех уровнях: центральном, номовом и местном.

Старые представления о системе власти в Древнем Египте как о жёсткой иерархической структуре во главе с самодержцем-фараоном, основанные на стереотипном восприятии восточных обществ как тоталитарных деспотий с безграничной властью правителя над подданными, не соответствуют действительности. На самом деле центральная власть имела мощный противовес в лице региональных элит и жречества, которые, хотя и были в подчинении, но не утратили своего влияния.

Как это часто бывает в аграрных цивилизациях, власть фараона (его «профессиональные обязанности», а не личность) обожествлялась. Строгое соблюдение предписанных ритуалов считалось необходимым для нормального течения природных циклов, влияющих на земледелие. Это привело к тому, что правитель стал восприниматься как воплощение бога Хора и сыном бога Ра, который наделён мистической силой и способностью говорить с богами. Имя царя было священным, и его запрещалось произносить. Поэтому его называли фараоном — «пер-о», что означает «великий дом». Материальной основой монархической власти являлось обширное царское хозяйство («дом царя»), состоящее из огромных поместий, разбросанных по всей долине Нила.

Важнейшим помощником царя был верховный сановник — чати, который руководил центральной администрацией от имени царя и направлял деятельность исполнительных и судебных институтов. В разные времена чати мог занимать и другие крупные должности, включая главу столичного управления. Однако ни одному чати на протяжении всей истории Египта не доверялось руководство военным ведомством, во главе которого стоял другой крупный сановник — начальник войска. Под его руководством особое военное ведомство («дом оружия») отвечало за созыв и поддержание в боеготовности общеегипетского ополчения и системы крепостей с гарнизонами, разбросанных по всей стране.

Ниже главных советников фараона располагалась аристократия, в обязанности которой входило:
1) Обслуживание фараона (придворные);
2) Помощь в управлении Египтом и исполнение его воли (чиновники);
3) Содействие в выполнении религиозных обязанностей (жрецы).
На все ключевые должности в государстве — чати, военачальники, руководители различных ведомств и работ, верховные жрецы важнейших египетских храмов — фараон стремился назначать членов своей семьи. Эти должности на протяжении длительного времени оставались под строгим царским контролем. В составе знати можно выделить две основные группы — столичную сановную аристократию и правителей номов (номархов). Однако между ними не было четкой границы: часто номархи занимали должности в центральном аппарате, а высшие чиновники управляли отдельными областями.

Номовая администрация, возглавляемая номархами, копировала структуру центральной администрации. Вельможи обладали крупными земельными владениями, которые делились на две части:
1) «Личный дом» — унаследованное, завещанное или купленное имущество и земля, которыми вельможа мог распоряжаться по своему усмотрению как своей полной собственностью, своим достоянием «по истине»;
2) «По службе» — имущество, принадлежавшее не ему лично, а его должности и которое могло быть отобрано вместе с должностью. Поэтому вельможа четко разграничивал свое достояние «по истине» и «по должности».
Однако, как свидетельствуют памятники, благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного положения, и мы не можем представить его себе вне служебной карьеры.

Следует отметить, что должности в Египте, как правило, были потомственными и передавались от отца к сыну, но такая передача всякий раз утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в «собственном доме» вельможи тесно переплеталось. Египетское понятие «собственность» (джет) было более широким по сравнению с нашим. Оно могло обозначать как полную собственность (в нашем понимании), так и только владение, пользование (за службу).
Верховные жрецы имели полный контроль над обширным хозяйством своего храма. Поместья, принадлежавшие вельможам и храмам, облагались налогами и повинностями; в редких случаях фараон, за особые заслуги, освобождал от них сановника или храм.

Номовой администрации подчинялись сельские советы (джаджат, кенбет), управлявшие поселениями-общинами. Они следили за локальными ирригационными системами и вершили суд. Жители поселений состояли из крестьян-общинников (нисутиу, хентиуше) и работников поместий (мерет, хемуу). Нисутиу владели землей, имели орудия труда и личное имущество, платили налоги и несли повинности в пользу государства. Хемуу выполняли различные работы в царских, храмовых или частных хозяйствах, используя орудия труда и сырье с господского двора и получая за свой труд одежду и пропитание. Они жили в «селениях» при поместьях и были организованы в рабочие отряды, руководители которых считались государственными служащими.

Рабочие отряды храмовых и частных хозяйств использовались также для выполнения государственных повинностей, таких как строительство пирамид, ирригационных сооружений, дорог, транспортировка грузов и т.д. Положение хемуу мало отличалось от положения самой низкой социальной категории египетского общества — рабов (бак), состоявших в основном из военнопленных. В этот период они еще не образовывали значительного социального слоя, и их роль в экономике и обществе была скромной.

В экономической структуре Древнего Египта ведущее место занимали царское, храмовое и вельможное хозяйства. Однако существовали ли за пределами этих крупных владений другие формы организации производства? На этот вопрос трудно ответить, основываясь только на египетских источниках того времени, поскольку они касаются в основном царского и вельможного хозяйств. Тем не менее, некоторые косвенные данные позволяют предположить, что такой автономный общинно-частный сектор экономики действительно существовал. Например, один вельможа, живший в конце III династии, покупал землю у коллектива нисутиу («царских»), что указывает на наличие у них индивидуальных или коллективных прав на землю и возможность распоряжаться ею по своему усмотрению.

По сути, Египет времён Древнего царства представлял собой достаточно свободное объединение самоуправляющихся сельскохозяйственных общин. Единственными точками соприкосновения между ними были выплата налогов на содержание администрации, создание общего резерва зерна на случай неурожая, а также участие в совместных ирригационных проектах и других общественных работах, таких как строительство царской усыпальницы. Участие в этих мероприятиях считалось ритуально необходимым для поддержания нормального функционирования хозяйственной системы.

Центральная власть практически не вмешивалась в хозяйственную деятельность общин, ограничиваясь признанием за фараоном номинального права верховной собственности на землю. Фараон формально «наделял» общину уже принадлежавшей ей землёй, выступая в качестве гаранта её прав. Система общинного землепользования египетских крестьян оставалась практически неизменной на протяжении тысячелетий, что свидетельствует о высокой степени автономности от центральной власти.

В период Древнего царства основой хозяйства было земледелие. Объединение всего Египта в единое государство позволило усовершенствовать оросительную систему, которая являлась основой земледелия. В болотах побережья были распространены птицеводство и рыболовство. Хорошо было развито и садоводство, сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммер). Часть его по Нилу доставлялась на север, что способствовало взаимодополнению Южного и Северного Египта. В Верхнем Египте на тучных пастбищах по берегам Нила было развито скотоводство. Кроме традиционного скота, египтяне пытались приручать антилоп, газелей и козерогов. Из птиц разводили уток, гусей, голубей и журавлей.
Уже выращивали овощи (лук, чеснок, салат и другие). Большое значение имели льноводство и виноградарство. Египтянам Древнего царства принадлежит честь открытия пчеловодства.

Ремесленное производство было сосредоточено в общих ремесленных мастерских — «палате мастеров», где трудились ремесленники разных специальностей, где работали в основном мужчины. Женщины занимались только ткачеством. В хозяйстве существовало специальное пищевое предприятие, занимавшееся изготовлением различных продуктов питания. Во всех ремесленных работах существовало дробное разделение труда, над одним и тем же изделием часто трудилось несколько человек. Все средства производства принадлежали владельцу хозяйства; изделия, изготовленные мастерами, поступали в вельможные склады. Работники получали довольствие из вельможных складов и производств — с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц, пищевого ведомства — зерно, рыбу, хлеб, овощи и пиво.

Нам неизвестно, были ли у тружеников помимо хозяйственного довольствия какие-то дополнительные средства к существованию. Однако нам известно о существовании рынка для мелкого обмена, где торговали как крестьяне, так и ремесленники. Здесь шла оживлённая торговля: обменивали зерно, хлеб, овощи, рыбу, рыболовные крючки, обувь, медные зеркала, бусы и другие изделия. Наличие такого рынка можно объяснить наличием у тружеников определённого избытка пищевых продуктов, а также, вероятно, существованием в ремесленном производстве урочной системы. Работник, выполнивший свой урок (норму выработки), мог изготовить дополнительное изделие, которое уже считалось его личной собственностью и могло быть обменено на рынке. Следовательно, работники могли обладать определённой личной движимостью. Возможно, среди участников обменного рынка были и мелкие индивидуальные производители. За всю историю древнеегипетская цивилизация не знала денег. Покупки и продажи осуществлялись путём прямого товарообмена, а мерилом стоимости было зерно.

О царском и храмовом хозяйствах мы осведомлены гораздо хуже, чем о хозяйствах вельмож, но то, что известно, — а известно не так уж мало — позволяет считать их, по существу, похожими на хозяйства вельмож. Мы встречаем здесь те же порядки: многочисленное управление работниками, те же мастерские, изготовлявшие пищу, но с иным назначением (например, для царского завтрака или для храмовых жертв), те же «дома ткачих» и другие мастерские, лишь с добавлением некоторых учреждений, таких как «мастерские царского убора», и те же дворы и селения в качестве хозяйственных единиц. В царских хозяйствах, по-видимому, была ещё большая дробность в разделении труда и в управлении: в начале IV династии один сановник величал себя, например, «начальником двора молотильщиц (муки для) остроконечного хлеба» и «начальником двора молотильщиц (муки для) лепёшек (?)».

Этот многочисленный штат организаторов производства в царском, храмовых и вельможных хозяйствах состоял из различных чиновников, писцов, учётчиков и контролёров. Они отличались по своему положению в обществе от лиц, непосредственно трудившихся в этих хозяйствах. Многие из них занимали определённые государственные должности и сами имели в своём распоряжении земельные угодья и людей, обрабатывающих их. К этой категории лиц следует отнести также мелкий и средний персонал храмов. В эту же группу лиц, составляющую среднюю прослойку египетского общества, могли входить скульпторы, архитекторы, живописцы, врачи, талантливые разбогатевшие ремесленники. Надо отметить, что в то время между людьми, работавшими на полях, и мелкими начальниками, надзирателями и т.п. не было ещё непроходимой пропасти, которая появляется только в следующем периоде истории Древнего Египта.


Рецензии