Земля имени Эрика Рыжего
Уже 11 июля 1931 г. выходит указ короля Хокона VII об установлении над Землёй Эрика Рыжего норвежского суверенитета. Надо сказать, что выбор названия оказался не слишком удачен, ибо Эрик Торвальдссон Рыжий вообще ни разу не бывал в тех краях. Он основал норманнскую колонию в Западной Гренландии.
Надо сказать, что термин „колония“ имеет несколько смысловых оттенков. Колониями называют и завоёванные страны, и экстерриториальные этнические общины; существует ещё и выражение „дипломатическая колония“. А древнейшее значение этого греческого слова — дочернее государственное образование. В 986 году произошло знаковое событие: исландский норманн Эрик Рыжий основал Гренландскую республику, ставшую колонией в классическом (древне-греческом) смысле. Юридически независимая от Исландии, „Зелёная земля“ в течение длительного времени поддерживала тесную экономическую и духовную связь с „Ледяной землёй“
Эрик Рыжий поселился к северо-западу от мыса Херулфснесс, в усадьбе Братталид, предусмотрительно построенной им в глубине фьорда (наименованного Эриксфьордом), на крутом утёсе. Слово «Brattahlid» на норманнском языке (norraen tunga) как раз и означает: «крутой склон». Устье Эриксфьорда (куда мог, при случае, зайти вражеский корабль) отлично просматривалось из Братталида. Более тысячи лет минуло с той поры, но фундаменты эриковых построек сохранились до сего дня! Вокруг усадьбы викинга Эрика выросли в конце Х века десятки норманнских хуторов. Это был самый тёплый район острова, омываемый рукавом Гольфстрима. Гряда высоких холмов защищала сочные луга от ледяного дыхания Гренландских гор… Именно в этом зелёном краю (а не где-то ещё) отважный воин, морской волк и мудрый стратег Эрик Торвальдссон Рыжий провозгласил в 986 году Гренландскую республику и стал первым её выборным главой!
«Всё в Гренландии управлялось Эриком, и так продолжалось до тех пор, пока он был жив!» – сообщается в норвежской летописи XIII века "Королевское зерцало"…
В 996 году позднейшие выходцы из Исландии и других норманнских земель основали ряд хуторов в более суровом краю, северо-западнее Эриксфьорда (невдалеке от нынешнего Готхоба). Впоследствии за этим норманнским очагом закрепилось имя Вестербюгд. Старейшую же, Эрикову группу хуторов норманны нарекли: Эстербюгд (в другой транскрипции – Аустербюгд). Слова «Vester» и «;ster» на языке norraen tunga означают соответственно: «западный» и «восточный». Слово же «бюгд» («bygdh») обычно переводится на русский язык как «поселение». Однако: в нашем случае поселений, сгруппировавшихся в два гнезда, вокруг двух «центров притяжения», насчитывалось несколько десятков! В связи с чем, я полагаю более целесообразным переводить наименования Эстербюгд и Вестербюгд как Восточный и Западный округа. De facto: юго-восточный и северо-западный, относительно друг друга. И следует ещё раз подчеркнуть, что (вопреки мнению Видкуна Квислинга) оба «бюгда» располагались на западном побережье гигантского острова. ОБА!!!
12 июля 1932 г. губернатором и верховным судьей (а de facto – единственным судьей) Земли Эрика Рыжего назначается человек, имеющий за плечами диплом юриста, практический опыт полярных путешествий и неплохое знание английского языка: 33-летний Хельге Маркус Ингстад. Так будущий биограф Лейва Эрикссона ступил на берег, наречённый именем Лейвова отца! Так произошло первое знакомство Хельге Ингстада с величайшим островом планеты, на котором столько всего было завязано в норманнской истории…
Молодой губернатор успешно справлялся со всеми своими обязанностями, хотя гарнизон, состоявший в его подчинении, насчитывал всего… пятерых бойцов. Видкун Квислинг не предполагал военного конфликта, его и не случилось. Но вот избежать дипломатического прессинга норвежцам не удалось. В конечном итоге, Норвегия и Дания согласились передать территориальный спор на рассмотрение Международного суда в Гааге. 5 апреля 1933 г. Гаагский суд принял датскую сторону – и норвежскому гарнизону пришлось покинуть «Зелёную землю»…
После этого Хельге Ингстад перебрался на другой берег Гренландского моря. Ибо его назначили губернатором архипелага Шпицберген, норвежский суверенитет над которым был подтверждён Лигой Наций в 1925 году.
* * *
Прошло много лет. Тщательно изучив всю доступную ему литературу гренландских норманнов и литературу о гренландских норманнах — Хельге Ингстад построил шхуну, нарёк её именем своей единственной дочери Бенедикты – и отправился в очередное плавание. В 1953 г. «Бенедикта» двинулась к Фарерскому (Овечьему) архипелагу, оттуда на юго-запад, а затем развернулась навстречу северо-западному ветру, «Грозному орлу» норманнской поэзии. Впереди была Гренландия. Не Восточный, хорошо знакомый Ингстаду, а Западный берег мегаострова… Долгий каботажный маршрут, с заходами во фьорды…
Взору экс-губернатора «Земли Эрика Рыжего» предстали замшелые камни древних фундаментов, пепелище норманнской славы — подлинная, а не фиктивная Страна Эрика Торвальдссона Рыжего!
Норманнские городища Гренландии были на тот момент уже неплохо изучены датскими археологами – которые, впрочем, так и не смогли выяснить причину исчезновения гренландских норманнов с исторической арены. Долго бился над этой загадкой и Хельге Ингстад. Однако, многолетние размышления не дали ответа – и в вышедшей в 1959 году книге «Страна под Путеводной звездой» Ингстад предоставил окончательное разрешение этого вопроса будущим исследователям.
Свидетельство о публикации №225022201182