Сказки нашего музея Осенний романс

"СКАЗКИ НАШЕГО МУЗЕЯ"

Осенний романс.

Солнечный денек с жужжанием пчел, с тихим шорохом листвы и с безмолвным диалогом

пары, - перед этой картиной Музейный домовой задержался. Там было так тепло и

уютно, что захотелось туда попасть.

  Маленький человечек в старинном костюме подтянулся на раме, забросил на нее

ногу в золоченом башмаке, и оказался внутри картины. А вот и художник! На картине

его не видно, но теперь невидимый людям домовой стоял с ним рядом и наблюдал за

работой.

  Борисов-Мусатов в свободной блузе художника писал картину на большом холсте,

поставив его на мольберт. В левой руке его была палитра с красками, в правой -

большая кисть.

  Во дворе его дома стояла беседка, вокруг которой мама  любила выращивать цветы.

Внутри ее расположились Кавалер и Дама в костюмах галантного XVIII века.

    Перед художником стоит трудная задача: на картине должны появиться свет,

воздух и солнечные неуловимые блики. С каждым часом меняется освещение, нужно

торопиться.

Кавалера согласился изобразить друг Борисова-Мусатова художник Федор Корнеев. Он

такого высокого роста, что ему пришлось специально шить такой старинный костюм.

Сестра, Елена Мусатова, позирует в платье, которое мама сшила ей несколько лет

назад по моде XVIII века.

  Почему на картине они так печальны? Наверное, сказалось настроение художника.

Он был давно и безнадежно влюблен в красавицу Анну Воротынскую. Совсем недавно

Борисов-Мусатов получил от нее категорический отказ, и теперь у него не

оставалось ни капли надежды на счастье с ней.

     Кавалер и Дама заметно устали позировать, но художник должен еще поработать

над картиной. Он попросил принести граммофон и поставить пластинку. Густой

мужской бас пел старинный русский романс.

  Музейный домовой грелся в лучах осеннего солнца и размышлял: а смог бы он

спасти художника от той страшной травмы?

Он представил себе, что ловит на руки падающего в саду трехлетнего малыша. В этом

случае у Борисова-Мусатова была бы другая жизнь - без болей, без операций и без

насмешек над горбом.

Нет, не смог бы спасти.

Во-первых, сам Музейный домовой появился в Саратове в 1885 году, сопровождая

картины для открывающегося музея. Травма же у будущего художника произошла в 1873

году.

  А во-вторых, помощниками и хранителями людей становятся совсем не домовые.

Музейный домовой хорошо знал будущее каждого из присутствующих.

 Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов уйдет из жизни в 35 лет, всего

через 6 лет после этой картины. Он оставит заметный след в русском искусстве, его

картины есть в лучших музеях страны.

 Федор Корнеев четверть века будет вести в Саратове свою изостудию, соперничающую

с государственным заведением.

...Но сейчас они молоды, счастливы и все вместе создают картину "Осенний мотив".

Музейный домовой подошел к краю картины, выпрыгнул из нее на пол и отправился

дальше по своим делам бесследно.


Рецензии