А язык-то свой есть у этих русских?..
- Да русской культуры вообще, как таковой, не существует!
- Вот именно, она вся состоит из заимствований, всем известно…
Я понимаю, что за этим подслушанным мною разговором стоит элементарный молодежный выпендреж, но есть тут, согласитесь, и дремучее невежество. Похоже, девицы не понимают, что стоит за этим многосложным, объемным понятием КУЛЬТУРА.
Даже неловко говорить банальные вещи, но и не обозначить хотя бы фундамент русской культуры коротко, пунктирно, для таких вот наших родных русофобок тоже нельзя.
Априори, безо всяких доказательств: не может быть заимствованным народное творчество, во всем своем многогранном явлении. Оно издревле рождалось естественно и величаво, как местная флора и фауна, все эти дымковские игрушки, жостовские подносы и хохломская посуда, городецкая роспись и сине-белый фарфор Гжели, вологодские кружева и ростовская финифть… Да одно перечисление народных промыслов, ярких, функциональных, неповторимых по своей красоте и форме, захлестнет с головой любого скептика. Вышивали, ткали неповторимые узоры, вязали и украшали резьбой свой быт повсеместно, ни одна прялка не могла быть серой доской!
А деревянное зодчество, наличники, удивительной конструкции ограды, маковки церквей… Не надо много слов, взгляните на собор Василия Блаженного – онемеешь от восторга! Это у кого можно было такое заимствовать? В Кижах не только храмы, но и мельница, изба, слаженность русского подворья покоряет своей неповторимостью, самостью нашей.
Глаз радуется, а слух? Сказки, былины, потешки, поговорки и пословицы – вся эта веселая и мудрая игра русского языка непереводима без потери исконной красоты и смысла. На них растет сызмальства всякий русский человек – и его великая уже авторская литература.
Со школьной скамьи помним мы рассказ Тургенева из его «Записок охотника» про состязание певцов, как лирическая печальная песня побеждает веселую плясовую! А сколько таких шедевров рождала сама земля русская, свадебных и колыбельных, плясовых и любовных… Как признавал композитор Глинка: народ сочиняет мелодии, а мы их только аранжируем. И не одну только Камаринскую имел ввиду, русской мелодикой напоено и его творчество, и Чайковского, и других композиторов Могучей кучки.
Сама литература корнями, духом связана с народным творчеством, и речь не только о сказках Пушкина, о бесподобном языке Лескова, Платонова, Господи, да у кого можно было заимствовать хоть сюжет, хоть слог Левши? Лермонтовское «Люблю Отчизну я, но странною любовью», Некрасова разве можно оторвать от русской земли с его «Русскими женщинами» или поэмой «Кому на Руси жить хорошо»?
Остановимся, ни в одной заметке даже просто перечислить наших авторов – художников, зодчих, композиторов, писателей немыслимо. Вон у меня на полке стоит энциклопедия русской литературы – лишь с перечислением и краткими биографиями наших словесников, двухтомник академии художеств с перечислением гениев живописи. Кому придет на ум искать источник вдохновения Левитана где-нибудь в Италии? Ездили наши мастера в Италию за солнышком и впечатлениями от мастеров, но Гоголь написал там «Мертвые души», а Иванов – «Явление Христа народу», полотно, перед которым немели итальянцы.
Мы начали с народного творчества, а следовало бы вспомнить наш авангард, с которым вломились на рубеже веков в искусство Малевич и Кандинский, предъявить глупым девицам Петрова-Водкина, его "Петроградскую мадонну" и «Купание красного коня» - можно ли сыскать аналог этим шедеврам? Вся советская живопись с её взлетами, суровым реализмом Коржева, романтичностью Пластова, с Дейнекой и Юоном, Жуковским и Кукрыниксы - неповторима и глубоко оригинальна.
Впрочем, если девицы не бывали в Третьяковке, в Русском музее, не захаживали в филармонию и не слышали оперу «Снегурочка», не плакали на представлении «Пиковой дамы», говорить с ними нет никакого смысла. Русофобия русских – явление скорее психологическое, социальное, никакое просветительство тут не поможет. Или?..
Ударить хохломской ложкой по лбу, процитировать японцев, которые считают величайшим мировым достижением в литературе «Детство» Горького, а немец Томас Манн возражает, уверяет, что вершина – рассказ Чехова «Скучная история».
У русских есть повод гордиться своей культурой, во всех ее проявлениях, во все времена, от матрешки до романов Достоевского, симфоний Шостаковича и песен Пахмутовой. Она выросла на русской почве, в основе ее – мудрость народа, духовная красота и величие.
А русофобы всех мастей – пыль и грязь, которую легко стряхнуть с подошв башмаков. Да и сами отлипнут, вы только спросите их с самым наивным видом: «И у кого это заимствовали свои мотивы Бородин и Мусоргский? Сюжеты – передвижники? Ритмы – Цветаева и Маяковский?» Уверена, что для них за именами не звучит, не сияет красками, не поет великая русская культура, пусто в тех головках «либеральных оппозиционеров». Вряд ли они хорошо знакомы и с мировой культурой.
Черт побери, они получат дипломы русского столичного вуза, это ли не самая большая нелепость?!.
Свидетельство о публикации №225022201600