Не услышать, как осень. Рецензия Игоря Льва

Стихи Сергея Радченко «Не услышать, как осень» на канале "Сергей Радченко. Память"
https://rutube.ru/video/05d4a01f0121f7b9cc04facd14070b32/

ИГОРЬ ЛЕВ. РЕЦЕНЗИЯ:

Как читается стих? Как он понимается?
Строчка за строчкой – это само собой. Но строчки озадачивают: к чему бы, мол, эта строчка – образ-мысль-полумысль? И тогда надо читать дальше – как пазлы собирать. И радоваться, когда вдруг понимаешь, что за картинка перед тобой вырисовалась.

«Не услышать, как осень, как лето простилось»

Про осень ли, про лето ли думать? Уже давно знаю, что нет, не про них. Всякий день, всякий вечер и всякое утро, все они – про меня, про течение моей жизни. Они мне – зеркало, – они как спрос с меня или вызов мне. Мол, мы уже тут вовсю, а ты где-как?

Лето простилось и вот она, осень – это же про «молодость, прощай!». А ведь будет и зима, если так всё случилось и лето кончилось. Ты ещё чувствуешь себя летним, а ты уже, оказывается, осенний.

«Не увидеть, как что-то внутри оборвется».

Да, строчки, как пазлы. Каждую надо рассмотреть, понять свой вопрос к ней. Чтобы потом получить ответы – враз все ответы на все эти отдельные пазло-вопросы.

Внутри уже оборвалось, уже нет того, что листом красиво и плавно, и тихо слетело, а ты всё уверен, что, как и вчера, ты при всём своём параде – шествуешь, уверенный в бесконечности этого пути.

«Это осень и счастье. И слякоть - как милость».

А вот это знаю. Но это про другое. Это не про грусть – смертельную вообще-то грусть прощания с летом. Это моё заветное и странное остальным: радоваться этой грязной размазне, неуюту сырости и как будто беспросветности. О том ли автор, о другом ли, я на секунду обрадуюсь – авось совпало.
Я и летом люблю непогоду, с детства люблю. Но об этом ли тут речь?

«Осень плачет - а, кажется, горько смеется».

Надсмехается? Но горько – о как? Это – когда над собой. «Я сегодня смеюсь над собой» – вот так, как у Вертинского. Жалость к себе – из детства сладость несчастья, преспокойно параллельная страданию: мол, сейчас, значит, придут, пожалеют и окажется, что ты любим. А не страдал бы, так и не оказалось бы, так и ходил бы никому не нужным.

«Задохнуться - и этим почувствовать осень».

От счастья, видимо. Мы знаем, наш герой любит осень. Люблю ли осень я?
Что для меня осень?
Опять лето не случилось. А ведь совсем недавно был Новый Год и с ним – уверенность именно в лете. Тянутся ли весенние месяцы, мелькают ли, но летние кажутся приходящими уже навсегда. Мол, вот тут-то жизнь, наконец-то и начнётся.

«Прикоснуться к шершавой коре: где ты, лето?»

Кора – вот она, ещё тёплая, настоящая-ощутимая, а где же лето? Лето, конечно же, гладкокожее, оно волшебно-кожее. И мы знаем, что это за поверхности, которые должны обязательно состояться летом. Иначе лета не случится.
И его не случается. Лето за летом без лета. Зато шершавость и морщинистость, они не подводят, они гарантированы. «Осень, она не спросит», как известно.

«Кто-то где-то беззлобно, негромко, смеется».

Видимо, тот, для кого лето состоялось. Для кого случился этот вход в вечность. Состоявшееся лето – это значит, и осени нету, и нету зимы, и лето теперь – навсегда.

«Только лучше не надо... Только лучше - не это...»

Не смех чужой? Не счастье чужое? Чтоб не мучило отсутствием счастья моего?
Или наш герой не верит ни в какое такое счастье? Знает, что оно – фикция? А вот осень – это реально, надёжно – и музыка, и песнь.
«Та прекрасна, но напрасна. Эта – видимо, всерьёз».

Больше текстов Игоря Льва - на странице "Игорь Лев 2" Прозы.ру, ссылка: http://proza.ru/avtor/igorlev2?ysclid=m7adofa7bf128279810


Рецензии