11. 1. Семейное счастье Алиага Шихлинского

             Закавказский девичий Институт в Тифлисе: история и особенности
     Инициатива к открытию девичьих институтов в Российской Империи принадлежит Императрице Екатерине II.  Одним из первых женских учебных заведений в России, положивших начало женскому образованию в государстве, было открытое в С-Петербурге в 1764 году «Воспитательное общество благородных девиц», больше известное, как Смольный институт. 
     Ее дело продолжила Императрица Мария Федоровна, супруга Императора Павла I и мать Императоров Александра I и Николая I. В своем Завещании она написала: «Все мы должны  … сберечь детский возраст, развивая в  нем, насколько возможно, материнские чувства; уметь придти на помощь вдовам  и сиротам, облегчить страждующих и помнить, что только тогда мы исполняем дела милосердия, в которых  пример даровал собою Божественный Спаситель наш»(31).
    После кончины Марии Федоровны  в 1828 году  «Учреждения Императрицы Марии« оказались на попечении ее сына Императора Николая I. По его Высочайшему повелению в Империи было утверждено IV отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, которое ведало женскими учебными заведениями.
    Доктор исторических наук Варвара Витальевна Пономарева из МГУ им. Ломоносова подготовила интересную и подробную работу о женских институтах в Российской Империи (32). Она также предоставила нам важные официальные документы, за что мы ей очень благодарны.
    Каждый институт, включая Закавказский девичий институт, имел свою уникальную историю. Со временем менялись законы, задачи и система образования. Однако информации о Закавказском девичьем институте мало, и она часто содержит ошибки(33, 34). Мы решили рассказать о его создании и особенностях более подробно.
    История Закавказского девичьего института началась в 1830 году. Граф Иван Федорович Паскевич(Эриванский), Главноуправляющий  гражданской  частью в Грузии, Астраханской губернии и Кавказской области, предложил создать в Тифлисе Пансион для воспитания благородных девочек. Цель была в том, чтобы дать девочкам хорошее образование и воспитать их в духе высоких моральных ценностей. Считалось, что образованные и воспитанные женщины смогут не только украсить свою жизнь, но и внести вклад в развитие общества.
    15 июля 1830 года Император Николай I одобрил предложение о создании Пансиона и личным письмом разрешил Правительству выделять на его содержание ежегодно 2500 рублей серебром(35). Согласно сведений в газете «Русский инвалид» за 1836 год, Пансион начал свою деятельность в 1832 году.В первый год в нём было 19 воспитанниц, в 1833 году – 25, а в 1835 году – 28.   
     21 декабря 1835 года в Пансионе состоялся третий торжественный выпускной акт в присутствии местных властей и родственников воспитанниц. По прибытии Главноуправляющего гражданской частью и пограничными делами Грузии, Армянской области, Астраханской губернии и Кавказской области барона Григория Владимировича Розена музыкальный оркестр объявил о начале акта. На церемонии присутствовали представители духовенства Греко-Российской церкви, а также Тифлисский военный губернатор и другие официальные лица.
     Экзамен начался с приветственного обращения на французском языке, представленного воспитанницей Елисаветой Куляпкой. Затем следовали вопросы по Закону Божьему, русскому языку, арифметике, географии, истории и французскому языку. По завершении испытаний выпускница Екатерина Явленская произнесла речь на русском языке. Хор певчих исполнил произведение «Многие лета» тому, «чьи дни царствия Всевышний считает днями счастья  его верноподданных» -  Императору Николаю I.   
     В завершение экзамена воспитанницам, проявившим благонравие и достигшим успехов (София Кноблох, Александра Кобенина, Луиза Прибиль, княжна Анна Аргутинская и другие), были вручены награды. Присутствующие отметили жизнерадостный и естественный вид детей, что свидетельствовало о высоком уровне организации и контроля со стороны начальницы заведения, госпожи статской советницы Данилович(36).
    В 1840 году по инициативе и проекту Главноуправляющего гражданской частью и пограничными делами в Грузинской и Кавказской областях Е.А. Головина Пансион был преобразован в Закавказский Девичий Институт (далее — Институт), который же был причислен к Учреждениям  Императрицы Марии (37). Это стало первым средним женским учебным заведением на территории Кавказа.
     Император Николай I утвердил 23 марта «Устав и штат Закавказского девичьего Института» и поручил  князю Головину его исполнить(38). Кроме 2500 рублей, который получал Пансион, Институту выделили из Государственной казны ежегодно 21 500 руб. серебром. Отдельно было выделено 15 375 руб. на перестройку здания Пансиона, арендовавшего дом Шадинова на Садовой улице(39).
     Надо заметить, что в этом доме  Институт просуществовал долгие годы. В 1853 году планировали построить новое собственное здание, составили его план и  дело поступило, по принадлежности, в  Кавказский Комитет(40).
     В 1882 году он располагался  на углу Ермоловской и Лабораторной улиц в доме Туманова и помещение находилось в неудовлетворительном состоянии, о чем   Начальница  Института  и  неустановленное лицо  от Тифлисского женского учебного заведения  Св. Нины писали Записку по вопросу об изыскании средств на их улучшение(41). Только в 1890 году на пересечении Ново-Бебутовской улицы и Ермоловского подъема возведено новое архитектурное сооружение, спроектированное Робертом Гёдике и построенное под руководством известного тифлисского зодчего Альберта Фёдоровича Зальцмана.
     Закавказский девичий Институт начал свою работу в 1842 году(40). Его утвердили на обучение 80 девиц, из которых 60 содержались на счет государственной казны(казённокоштные). Для привлечения большего числа девиц из семейств местного происхождения, 40 казённых мест предоставили «и   з фамилий владетельных особ Закавказского края и их родственников, а также природных Князей местного происхождения и туземных дворян разного наименования, подвластных России». 20 мест предназначались дочерям русских военных и гражданских чиновников, служащих или умерших на службе в Закавказском крае.
     В Институт  принимали  еще 20 дочерей  из «всех вообще лиц свободного состояния», расходы на обучение которых покрывались за счёт родителей. К этой категории также относились па(е)нсионерки, чьё обучение финансировалось различными обществами и частными лицами. Стоимость обучения составляла 200 рублей в год, а с 1881 года увеличилась до 300 рублей(40).
     Согласно §1 Устава от 1840 года целью Института было «получение образования женским полом Высших сословий Закавказских поданных России». Задача: «образование девиц, просвещением их ума полезными познаниями и воспитание душевных качеств и чувств по правилам Закона Божьего».   
     Е.И.Величество Императрица Александра Федоровна, супруга Николая I, в 1845 году соизволила принять под Свое Величайшее покровительство Институт(37). Но подчинялся он, согласно §9 Устава, местному начальству в лице Главноначальствующего в Грузии. Все распоряжения по деятельности  Института исходили от  Главноначальствующего  и только через него осуществлялась связь .  Доклады о нуждах заведения и его текущем состоянии передавались в Собственную канцелярию императрицы «на её усмотрение».
    Руководство Институтом осуществлял Совет, в состав которого входили: начальница, утверждаемая и увольняемая императрицей, тифлисский уездный предводитель дворянства, директор Закавказских училищ и инспектор классов, назначаемый и освобождаемый от должности Главноуправляющим в Грузии. Председателем Совета являлся местный Губернский предводитель дворянства. Основные функции Совета включали общее руководство институтом, прием и выпуск воспитанниц, а также обсуждение и утверждение наград при выпуске и выдачу аттестатов. Информация о предстоящем приеме заблаговременно публиковалась в газете «Закавказский вестник», а впоследствии также в газетах «Кавказ» и «Тифлисский листок».
     Поступление в институт требовало подачи родителями или опекунами прошения на имя Совета института до 1 апреля. К прошению прилагались следующие документы: послужной список или аттестат о службе отца; законные акты, подтверждающие принадлежность девице к сословию, дающему право на поступление; свидетельство духовной консистории о законном рождении и крещении; медицинское свидетельство о состоянии здоровья и подтверждение о прививке от оспы или перенесённой оспенной болезни и удостоверение о материальном состоянии родителей, выданное предводителями дворянства, главными местными начальниками, полицией или присутственным местом(48).
      Согласно Уставу, все девицы должны быть надлежащим образом подготовлены и предоставить свидетельство о полученных предварительных знаниях, заверенное подписями двух учителей, состоящих при казенных заведениях, соответственно удостоверенных. 
    Еще был один важный документ -наличие расписки от родителей или родственников, подтверждающей их обязательство взять девицу на свое обеспечение в случае её увольнения, независимо от причин, а также после окончания обучения.
    Воспитательное учреждение включало три класса с общей продолжительностью обучения шесть лет, по два года в каждом классе. Таким образом, прием и выпуск воспитанников осуществлялись раз в два года. Казеннокоштные учащиеся поступали в учебное заведение одновременно, а пансионерки — в начале каждого учебного года. В соответствии с §6, лица, не входящие в штат, и вольноприходящие не допускались к приему.
    Казеннокоштные учащиеся принимались в первый класс в возрасте от 9 до 12 лет. Возраст поступления для пансионерок мог быть снижен до 8 лет. Девицы в возрасте до 11 лет и пансионерки до 12 лет могли быть зачислены во второй класс при условии достаточной подготовки для успешного обучения наравне с другими учениками и последующего перехода в третий (высший) класс.
   Воспитанницы различались по цвету форменной одежды: в первом классе носили коричневые платья, во втором – зеленые, в третьем – серые с белыми передниками и пелеринами.
    Благодаря просвещенному содействию Е. И. Высочества Наместника Кавказского Вел.  Князя  Михаила  Николаевича  (1862–1881г.г.)  и Попечительницы Его Августейшей Супруги Княгини Ольги Федоровны, Институт в 1864 году был преобразован в семиклассное учебное заведение с ежегодным приемом. 
     В 1844 году Главноуправляющим учреждений Императрицы Марии  назначили ее внука Принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Первыми его шагами был пересмотр уставов и программ женских институтов (42). Император Николай I поддержал в этом принца и поручил ему возглавить Комиссию по составлению Общего устава для женских учебных заведений. На Журнале Император собственноручно начертал: «Главная цель сих заведений- образование добрых жен  и полезных матерей семейств».
     В 1845 году Император Николай I утвердил «Положение об управлении женских учебных заведений» и назначил Ольденбурского  Председателем Главного  Совета. Ему подчинялись все учреждения Императрицы Марии, кроме Закавказского девичьего Института, который остался в подчинении Главноначальствующего(37 ).      
     27 декабря 1844 года на Кавказе опять было введено Наместничество во главе со Светлейшим Князем Михаилом Семеновичем Воронцовым, оставившим по себе своими делами добрую память.
     14 декабря 1846 года Закавказский край, согласно Высочайше утвержденного Положения, был разделении на четыре губернии: Тифлисскую, Кутаисскую, Шемахинскую и Дербентскую. В тот же день, по представлению Наместника Кавказского, на основании заключения Главного Совета женских учебных заведений и по согласованию с Государыней Императрицей, в Устав Института были внесены изменения. Согласно этим изменениям, Совет Института сохранил свою подчинённость Главному Местному управлению, но теперь находился в непосредственном подчинении Наместника Кавказского. В состав Совета вошли: Начальник гражданского управления (Председатель), Начальница Института, Губернский Предводитель Дворянства и Управляющий учебной частью за Кавказом (как Член по учебной части). Наместник также назначал одного Члена по хозяйственной части и одного Особого чиновника(43).
   Теперь четвертая часть штатных вакансий для девушек, принимаемых на государственное обеспечение, находилась в непосредственном ведении Наместника. Он распределял их «по особым уважениям». Был изменён возраст для приёма девушек в Институт: в первый класс — от 8 до 10 лет, в средний класс — от 10 до 12 лет (41). С 1864 года возраст кандидаток на государственное обеспечение опять был изменён: от 8 до 11 лет при условии, что крайний срок должен был наступить не позднее даты приёма в Институт, то есть 1 июля. Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался 1 июля. Затем следовал летний отдых в курортном посёлке Кождоры
      Что же касается своекоштных воспитанниц, так некоторые из них удостаивались милости самого Е.В.Императора, т.е. он оплачивал их учебу. Например, 19 августа 1848 года  Он  Высочайше повелел иметь в Закавказском девичьем Институте двух пансионеров (44).       
      Принятые изменения в 1846 году вошли в действие в 1849 году, о чем сообщили с разъяснениями в газете. Надо отметить, что изменения  затронули многих кандидаток. Из напечатанного обширного списка девиц видно, что конкурс  в это заведение был достаточно высок. Особенно пострадали девицы русских чиновников. Некоторым из них предстояло пройти баллотировку(на то время-жеребьевку). 12-летние были исключены из списка для поступления в первый класс. Они могли подать прямо во второй класс, но для этого, до баллотировки, должны были сдать экзамены по программе, которая тут же публиковалась в газете (45).
      27 августа 1849 года в присутствии Председателя и членов Совета прошла баллотировка желающих стать воспитанницами Института. На 11 вакантных казеннокоштных мест из дочерей местных дворян претендовали 19. После   баллотировки прошли : Варвара Мегвинетхуцесова, дочь подпоручика; Татьяна Чечинадзе, дочь умершего штабс-капитана; княжна Елисавета Аргутинская-Долгорукая и др. На 2 вакансии девиц из русских чиновников было 58 кандидаток. Прошли Матильда Лянданская, дочь умершего Коллежского Секретаря и Анна Юрковская, дочь умершего Коллежского Асессора(46). 
      В 1848 году по предложению Наместника Князя Воронцова   помощницей заведующего в Управлении стала Нина Федоровна Рот. После окончания Смольного института она приехала к отцу- генералу Федору Филипповичу Рот, который состоял при отдельном Кавказском корпусе по кавалерии, а затем  шесть лет был Тифлисским комендантом. По ее воспоминаниям, институт тогда помещался в частном нанятом доме, где было очень тесно. Они вынуждены были отказывать в приеме воспитанниц и вести активную переписку по этому вопросу с А. Гофманом, статс-секретарем по делам Управления учреждений Императрицы Марии (47).
       11 мая 1851 года Институт был введен в »Свод постановлений о благотворительных и учебных заведениях ведомства учреждений Императрицы Марии»,  в связи с чем рассмотрели соответствие его Устава принятым Положениям (48).
       В 1853 году отметили 25-летие заведений Императрицы Марии.   Управлению учреждений присвоили общее название: «Ведомство учреждений Императрицы Марии, состоящее под непосредственным Их Императорских Величеств покровительством». 9 октября 1854 года был утвержден список учреждений Императрицы Марии, куда был внесен и причислен к 1-му разряду Институт—«преимущественно для дочерей потомственных дворян и  лиц, приобретших  военные и гражданские чины не ниже штаб-офицерского» (49). Согласно Высочайшей воли, все женские учреждения были присоединены к Главному Совету женских учебных заведений Ведомства. Закавказский Институт вошел в «Ведомство» только в 1880 году.
      Прошло 10 лет. Женское образование не казалось уже редкостью и никого более не пугало. Количество женских учебных заведений из числа учреждений Императрицы Марии значительно увеличилось во всех краях России. Это требовало замены   изданных в разное время отдельных положений, единым Общим законом, который бы регулировал организацию и внутреннюю структуру учебных заведений, а также формулировал единую главную цель воспитания и образования для девушек.
     30 августа 1855 года уже Император Александр II Высочайше утвердил  общий «Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений Императрицы Марии», который подробно содержал законные требования их работы,  программы  и планы обучения(50).
     Согласно § 2 Устава, учебные заведения создавались во всех частях Российского государства для распространения женского образования, основанного на религиозно-нравственных началах, сообразно с местными условиями семейного и общественного быта.
     Основная цель воспитания девиц заключалась в подготовке их к добросовестному и строгому исполнению будущих обязанностей, что позволило бы им стать добрыми женами и ответственными матерями. Эта цель соответствовала традиционным представлениям о роли мусульманской женщины в обществе. Возможно, именно поэтому уважаемый Молла Гусейн Гаибов выбрал Закавказский девичий институт среди других женских образовательных учреждений.
    Несмотря на значительное число выпускниц Закавказского девичьего института, воспоминания о жизни и учебе в этом учебном заведении или научные работы на эту тему отсутствуют. Основные положения устава института практически не изменялись до 1903 года(51).
    В рамках данной работы, опираясь на уставные документы и ключевые дополнения, регулирующие деятельность института, а также учитывая учебные программы, формы обучения и воспитательной работы, нормы нравственного и физического воспитания и другие аспекты, мы   попытаемся реконструировать воспитательные и образовательные процессы и повседневную жизнь Нигяр-ханум Гаибовой, воспитанницы Закавказского девичьего института с 1882 по 1889 годы. начало: http://proza.ru/2025/02/04/1056
     фото-устав 1840 г.  продолжение следует... http://proza.ru/2025/03/06/594


Рецензии