Исландия поэтическое творчество 8-14 вв

Исландия – поэтическое творчество (8-14 вв.)

Исландия – остров на Севере Атлантического океана; население – большинство исландцы. С 9 в. Исландия заселялась норвежцами, и с 1264 г.  была подчинена Норвегии, а с 1397 г. Исландия и Норвегия перешли под власть Дании – вот такова краткая история средневековой Исландии.
Исландия с 10 по 13 вв. была хорошо известна скандинавским странам и Англии песнями скальдов-поэтов. В 13 в. мифологические и героические песни были записаны и вошли в литературный памятник  «Старшая Эдда»; Снорри Стурлусон (1179-1241) собрал песни об языческой мифологии – «Младшая Эдда», туда вошло большинство древнеисландских саг – прозаических произведений. Книги так пишут о литературном наследии Снорри: «Он известен  в первую очередь благодаря своей « Младшей Эдде», своеобразному путеводителю по мифологической традиции для поэтов. «Видение Гюльви» основано на тех же источниках, которые послужили основой для составления «Старшей Эдды» (в частности, произведения,  известные нам как «Прорицание Вельвы», «Речи Гримнира», «Речи Вафтруднира»). В «Языке поэзии» Сорри разъясняет языковые приемы (в частности, кеннинги), принятые в традиции, и привлекает множество мифологических сюжетов для их объяснения. Наконец, «Перечень размеров» представляет собой список скальдических стихов, выбранных как образцы того или иного размера. Среди других произведений, приписываемых Снорри, - Круг Земной, Сага об Эгиле, Сага об Олаве Святом…»
Сага – это, как считают ученые, оригинальное или переводное прозаическое произведение, которое было распространено в Исландии и Ирландии в 8-14вв. В саге показан человек периода распада родового строя. Стихотворный текст тоже не был чужд сагам.
Саги 13-14 вв. пронизаны интересом к добру и злу, жизни и смерти, к истории Норвегии (сага о королях-конунгах «Круг Земной» (13 в.) – рассказывает о бурной эпохи викингов; «Сага о Сверрире» продолжает первое произведение – главный герой борется с норвежской знатью, выдает себя  за сына короля и захватывает престол).
Мифические персонажи в исландских сагах занимали одно из первых место: бог грома Тор (непримиримый к врагам землепашцев и распрям между людьми); бог Один – отец Тора, решал судьбу любого сражения, он считался владетелем дворца Валгаллы, в котором обретают покой храбрые воины после смерти.
Рассмотрим поверхностно некоторые саги. «Сага о Стурлунгах» - с особой тщательностью автор рассматривает  исландских  претендентов на власть. «Сага о Вельсунгах» - рассматривает древние времена, повествует о легендарных героях, которые жили до заселения Исландии. «Сага о Гисли» рассказывает драматическую историю о человеке, которого общество вывело  вне закона; этот герой в одиночку боролся со своими врагами. Сказание «Об Аудуне с Западных Фьордов» - произведение пронизано духом независимости исландцев от континентальных го сударств и их правителей. «Сага о гренландцах» и «Сга о Эйрике Рыжем» - показывают источники сведений об основателе исландской колонии в Гренландии. «Сага о Ньяле» - это полуфантастическое произведение о Ньяле, владельце богатого двора на Островной Равнине, который был незаурядной личностью; история его наделяла многими добродетельными качествами, которыми он и прославился.
Познакомимся поближе со «Старшей, или стихотворной, Эддой», которая представляет собой собрание эпических текстов мифологического и героического содержания, в основной своей массе сложенных древнегерманским стихом, но не в значительной части сопровождается прозаическими пересказами. Ученые считают, что в своей основной части тексты «Эдды» были сложены около 10 века н. э., но записаны около 12 в. Считается, что в отдельных своих частях есть элементы и из глубокой древности. Самая древняя сохранившаяся  рукопись – пергаментный «Королевский список» относится ко второй половине 13 в. Она была открыта  в 1643 г.  исландским епископом Бринйольфом  Свейнсоном; по одной из версий, он же приписал его  исландскому ученому-монаху 12 в. – Сэмунду  Мудрому (1056-1133) и дал ему название «Эдды» по аналогии с прозаическим трактатом по поэтике Снорри Стурлусона (в 12-13 вв.), которое носит название «Младшей Эдды или прозаической». Пусть  читателя не смущает запутанность этого вопроса – ученые сами еще не разобрались в этом материале.
Сэмунд Мудрый Сигфуссон – исландский священник, ученый, его считают предком могущественного рода Людей из Одди. Он много путешествовал – Германия, Франция, Италия. В старости он написал историю норвежских королей от Харальда Прекрасноволосого до Магнуса Благородного (1047) – первоначальная форма утеряна, отрывки встречаются в поэме посвященной внуку Сэмунда, Йону Лофтсону, в Сагах о древних временах, в книге «Плоского острова». 
«Старшую Эдду» ученые считают образцом скандинавской народной поэзии средних веков; она является почти единственным памятником европейской языческой поэзии этого периода (на острове Исландия рядом с христианским вероучением уживались языческие древности). Некоторые ученые считают, что выходцы из Норвегии на остров Исландия принесли и свои остатки языческой культуры, которая со временем преобразовалась  в своеобразные поэтические произведения – сказания и их сюжеты получили новую окраску. Песни «Старшей Эдды» разнообразны по форме и по содержанию; всего «Старшая Эдда» содержит более 30 текстов; их группируют в раздела: 1). Мифологические песни, включающие сказания о сотворении мира и о конце мира, мифы о божествах древних скандинавов; 2). Героические песни о трагических судьбах знаменитых родов (Волсунгов и Гьюкунгов). Особое внимание ученые уделяют  «Прорицание провидицы» (в начале королевского списка) – это драматический рассказ о сотворении мира, его наступающей гибели и возрождении; для образов этой песни характерна могущественность и сила; тема гибели богов тесно переплетена с темой всевластной судьбы.
«Прорицание провидицы» (отрывки):
«…Внимайте словам моим, боги и смертные,
Великие дети Геймдалльра и малые.
Ты, Один, желаешь, чтоб речь повела  я
О судьбах предвечных всего, что живет.
Я знаю века исполинов древнейших,
Чей род моих предков на свет произвел;
Знаю девять миров я под Деревом вечным,
Чьи корни покоятся в недрах земных.
В начальное древнее время жил  Имир.
Земли тогда не было; не было неба;
Ни морского песку, ни холодной волны;
Трава не росла: всюду бездна сияла.
От Бора рожденные подняли почву
И вместе устроили Мидгард  прекрасный;
Грел с полудня луч солнца  соленые камни, -
И травою зеленой земля поросла»…
Сага «Словесная распря Локи».
Она принадлежит к более поздним текстам. В произведении это автор допускает  критику богов. Отрывки из этой саги: «…Эгир, которого иначе называют Гимир, наварил для асов пива… На этот пир явился Один (бог битв и бурь) и жена его Фригг и другие… Гости с похвалой говорили, какие у Эгира хорошие слуги. Гости с похвалой о них говорили, только Локи не хотел этого слышать и убил слугу Фимафенгра. Тогда боги стали потрясать щитами против Локи (бог огня), закричали на него и изгнали его прочь в лес. Локи возвратился снова и встретил у входа Эльдира. Локи сказал ему:
«Раньше, чем ступишь вперед ты на шаг,
Эльдир, мне отповедь дай:
О чем говорят там, пируя за брагой
Боги, любимцы побед?
Эльдир сказал:
Дела свои славят, отвагою хвалятся
Боги, любимцы побед.
Никто среди асов и альфов у Эгира
Добром не помянет тебя.
Локи сказал:
Мне надо войти в обиталище Эгира –
На праздничный пир посмотреть.
Раздор и досаду гостям принесу я
Желчью приправлю им праздничный мед…»
Локи вспомнил все темные стороны жизни богов и в конце сказал:
Эгир, пива запас ты, но пира отныне
Не устроишь ты здесь никогда!
Пусть чертоги твои сгорят и добро твое тоже
Все богатство погубит огонь,
Твою спину пусть пламя опалит…»
Сага «Речи высокого» - представляет собой смесь из элементов разного характера и разного происхождения. Так предлагают понимать эти песни ученые. Представляю отрывок:
«…Прежде чем в дом войдешь, все входы
Ты осмотри.
Ты огляди, - ибо как знать,
В этом жилище недругов нет ли…
Дорог огонь тому, кто с дороги,
Чьи застыли колени;
В еде и одежде нуждается странник
В горных краях…
Гостю вода нужна и ручник,
Приглашенье учтивое,
Радо приветливо речь повести и выслушать гостя…
Ум надобен тем, кто далеко забрел,-

Дома все тебе ведомо;
Насмешливо будут глядеть на невежду,
Средь мудрых сидящего…
Умом пред людьми похваляться не надо - Скрывать его стоит;
Если мудрец будет молчать –
Не грозит ему горе,
Ибо нет на земле надежнее друга,
Чем мудрость житейская…»
Сага «Речи Вафтруднира» - сюжет этой песни – состязание в мудрости; побежденный теряет свою жизнь. Предлагаю отрывок из этой песни:
«… Один сказал:
«Я странствовал много, беседовал много с благими богами;
Что сыну Один поведал, когда сын лежал на костре?»
Вафтруднир сказал:
«Никто не узнает, что потаено, что ты сыну сказал!
О кончине богов я, обреченный, преданья поведал!
С Одином тщился в споре тягаться:
Ты в мире мудрейший!».
«Младшая Эдда»
Она считается прозаическим трактатом по мифологии, как я упоминал, принадлежит Снорри Стурлусону (1179-1241). Произведение состоит: два первых раздела – «Ослепление Гюльфи» и «Речи Браги», поэтика в третьем разделе «Наставление скальдам», метрика в четвертом разделе – младшая или прозаическая «Эдда», где пересказы мифов близки к художественной прозе.
 Предлагаем читателю познакомится с мифом (из первого раздела «Эдды» - обзор исландской мифологии, данного в форме ответов Одина на вопросы Гюльфи; Один представлен в образах Гара, Яфнагара, Третьего).
Сага о смерти Бальдра (короткий пересказ): Бальдра – любимец богов, затеял с ними игру, те кидали в него заколдованными предметами, которые не могут принести вреда, а он угадывал кинувшего; зловредный бог Локи дал слепому  богу не заколдованный предмет, тот метнул его в Бальдра и убил его. Боги были опечалены и решили вернуть из царства Смерти Бальдра, но потерпели неудачу. Бог Локи, в образе женщины, сказал им всем такие слова:
«…Ни при жизни, ни мертвый Бальдра не был мне нужен!
Пусть у Галь остается добыча ее».
Только из-за одного зловредного Локи Бальдр навечно остался в у Галь в царстве мертвых.
Сага о Волсунгах – ученые считают это произведение важным памятником героической саги (13 в.); сага представляет собой (с 9 главы) прозаический пересказ героических песен «Старшей Эдды», которые рассказывают о трагических судьбах славных родов – Волсугов и Гьюкунгов. Ученые указали, что «Сага о Волсунгах» является скандинавским вариантом  (по сюжету)  верхненемецкой разработке известной «Песни о Нибелунгах». Вера в неодолимость судьбы – трагический лейтмотив  саги. Большая роль в повествовании отводится страшному кладу  карлика Андвари (клад приносит гибель его владельцам). Тема мести является тоже одной из основных (Гудруны к Атли – второй ее муж; кровные родовые связи оказываются выше супружеских). Передаю отрывок из саги – ковка меча: «…Тут велит мастер  Сигурду взять меч тот, а сам говорит, что не может сковать другого, если этот не выдержит. Сингурд ударил по наковальне и рассек ее пополам до подножья, а меч не треснул и не сломался. Он  сильно похвалил меч и пошел к реке с комком шерсти, и бросил его против течения, и подставил меч, и рассек комок пополам. Тогда Сигурд весело пошел домой…»

Литература:
1. Литературная энциклопедия. М. 1978г.
2. История зарубежной литературы. М.1978г.
3. Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков. М.1953г.
4. Саги о богах, героях и скальдах Исландии.М. 2022 г.


Рецензии