Подробности из жизни знахарки бабки федосьи
Читая рассказ «Из колена Авакумова» Федора Абрамова, автору пришла мысль описать кратко жизнь Федосьи Жуйковой. Уж очень ее жизнь напомнила ему абрамовскую Соломею (Саломиду).
Все в округе жители деревень знали отлично Федосью . Она была очень интересной старушкой. Для ребят, тогда еще детей, она казалась уже древней старухой, хотя, наверное, по Егоркиным предположениям ей было не больше 60 лет. Все ее звали тогда знахаркой, теперь бы назвали экстрасенсом, гадалкой или колдуньей. Она могла вправлять любые вывихнутые части тела (руки, пальцы, ноги), снимала порчу или сглаз, лечила больные ноги, гадала на картах, предсказывая будущие события, ориентируясь на знание библии. Сама она была с виду не совсем обычной женщиной. Во-первых, как-то сразу завоевывала людей, которые ее вызывали. Егорке в детстве пришлось наблюдать ее очень хорошо, потому что они в то время неожиданно оказались родственниками. Ее сын Васюра, как известно, женился на дочери его бабушки Вере. Поэтому она часто приходила в гости, иногда просто так побеседовать с бабушкой Аграфеной и повоспитывать маленького Егорку. А так как бабушке часто некогда было вести с ней беседы, то она воспитывала его, главным образом, убеждая и побуждая читать библию. Этим, возможно, она и запомнилась Егорке, потому что ходила по деревне всегда с библией под мышкой. Так что в десятилетнем возрасте ему пришлось начинать читать библию.
И так как он много не понимал, то приходилось обращаться за разъяснением к бабке Федосье. Отлично помнит, когда она говорила о том, что в божественном писании якобы сказано о том, что третья мировая война начнется ровно через пять лет после только что закончившейся второй мировой войны. Она даже ему показывала страницы библии, где об этом говорится. Он читал эти страницы и не мог найти ни одной мысли об этом. Начинал, с нею спорить, доказывать, что в библии об этом не говорится. Она убеждала его, что надо читать об этом между строк.
- Как это читать между строк? – пытался понять Егорка.
- А так вот, читая предписание божье, надо на основе слова божьего, перекладывать его мысли на сегодняшнее время – убеждала она его, хотя до него двенадцатилетнего это никак не доходило. Хотя Егорка понимал, что, может быть, бабка Федосья имеет войну между США и КНДР, начавшуюся как раз в 1950 году. Если это было так, то действительно новая война уже начиналась ровно через пять лет после второй мировой войны. Затем, как известно, она переросла в «холодную» войну и теперь в начале ХХI века есть все признаки перерастания в «горячую» войну. Поэтому теперь можно понять, что бабка Федосья была, возможно, права.
Во-вторых, она прекрасно вправляла вывихнутые части тела. Помнится, перед ее очередным приходом, Егорка дня за три или четыре до этого выбил два пальца на ноге, в результате драки с Димкой. Нога начала чернеть, бабушка делала какие-то примочки, но все было бесполезно. Вся надежда была только на Федосью. Она вновь пришла, как всегда, с библией под мышкой. Посмотрела на его посиневшую ногу, отчитала бабушку за то, что она не позвала ее раньше. Погладила его по голове, посочувствовала, прочитала какую-то молитву, попросила у бабушки теплой воды и кусок мыла. Бабушка достала воду из печи, развела ее до приемлемой температуры и подала сватье Федосье. Та усадила Егорку на лавку, сказала, что будет очень больно, но надо терпеть, если хочешь остаться с ногой.
И началось колдовство с прощупыванием его вывихнутых пальцев. Затем она начала их вправлять. Помнится, до сих пор, что было безумно больно, Егор стонал, сжавши плотно зубы, а Федосья произносила какие-то божественные заклинания и продолжала работать. Затем боль утихла, и он понял, что Федосья сделала свое дело и теперь останется со своей заживающей ногой.
- Ну все, Егорка. Кажется, слава богу, все получилось.
Дальше она вымыла с хозяйственным мылом пальцы ноги, вытерла их, сказала, что синева ноги пройдет примерно дня через два-три.
- Больше не дерись или хотя бы не пинайся босыми ногами – напутствовала бабка Федосья.
Действительно дня через три синева прошла, начал нормально ходить, боль исчезла.
В-третьих, она легко лечила словом божьим мышцы ног. Почему-то ближе к вечеру у Егорки и брата Игорька начинали болеть ноги. Поэтому Федосья укладывала каждого из них на скамью, доставала веревочку и начинала колдовство, путем перекрестного укладывания веревочки, шепча какую-то молитву. И боль быстро улетучивалась. Этим даром обладала и бабушка Аграфена. Сколько Егорка не расспрашивал потом бабушку, что же она шепчет, меряя их с братом, она ответить напрямую не смогла. Говорила уклончиво:
- Прошу у господа, чтобы быстрее прошла боль в ногах и все.
Егорке казалось, что неужели она просит все пять или десять минут у бога одно и то же. Та отвечала, что еще какую-нибудь молитву прочитает, вот и все.
В-четвертых, бабка Федосья могла и гадать на картах. Она знала все, какая карта что означает и что показывает.
Баба Федосья, погадай и мне – часто приставал к ней, когда она гадала кому-нибудь из взрослых.
- Рано, внучек, тебе еще гадать, - обычно отвечала она.
- Почему рано? – спрашивал Егорка.
- Детям я не гадаю, потому что их организм еще не окреп для жизни и с ним может случиться все что угодно. Это успокаивало его, хотя с детства ему хотелось овладеть даром мистики и предвидения.
Например, бабушке она нагадала, что та останется без своего дома и будет доживать свой век у других людей. И ведь угадала. После очередного сселения деревень в середине пятидесятых, надо было выбирать: то ли перевозить дом и хозяйство в деревню Березняки, то ли отдать дом на дрова и самой перебираться к своим детям. Она решилась поехать тогда к своему сыну Васе, который жил в Свердловске, и у которого была тогда маленькая дочь. За ней требовался уход, потому что с садиками в Свердловске было сложно, да к тому же дети часто болели. Поэтому дядя Вася пригласил ее к себе.
Прожила бабушка в Свердловске года полтора-два. Заболела раком желудка и поняла, что ей надо сменить место жительства, пожить где-то в деревне поближе к Пантылке. Приехала к своей дочери Вере к Жуйковцам. Дом был большим, места хватало всем. Как не старалась помочь божьим словом Федосья бабушке ничего не помогло. Примерно через полгода ее не стало. Она похоронена на кладбище в селе Ильинское в окружении своих родственников.
Таким образом, предсказание Федосьи для бабушки сбылось полностью.
В-пятых, бабка Федосья отличалась от других старух относительной веселостью характера, улыбчивостью, проницательностью черных глаз и смелостью. Она любила шутить, всегда при этом улыбаясь. Ее черные глаза так и сверлили тех, с кем она разговаривала. На основании этого можно сделать вывод о том, что она обладала даром гипноза. В дополнение ее божественного восприятия мира, навыками лечения и спасения людей от определенных болезней, открытости и веселости характера – это сразу располагало к ней ее собеседников. Если говорить о ее смелости, то помнится такой случай. Однажды, гостя у бабушки, они вместе пошли пасти овец и телят. Вдруг из-за кустов выскочил волк и кинулся ловить барана. Федосья, вооруженная палкой, кинулась за ним, закричала нечеловеческим голосом, волк испугался такого крика и напора, повернул от барана в сторону и убежал в лес. После этого случая бабка Федосья всем рассказывала, как она спасла барана от волка.
- Я бегу за ним как метеор, вот-вот стукну его палкой, кричу, как сумасшедшая, и волк отступил, бросил барана – весело, улыбаясь, говорила она в деревне. Бабушка подтверждала ее слова. Этот поступок заслуживает того, чтобы сказать о смелости бабки Федосьи.
После отъезда из Пантылки в поселок ТЭЦ-3 больше с Федосьей Егорка, к сожалению, не встретился. Васюру видел после отъезда всего один раз – на свадьбе сводной сестры Ирины, куда он приезжал вместе с Верой в Кирово-Чепецк.
Затем в доме Федосьи и Васюры произошла трагедия. Васюра, вынужденный жить почти всю зиму в селе Слободка, где находилась машинотракторная мастерская по ремонту тракторов, встретил там женщину, которая ему очень понравилась. В результате чего, он бросил семью с двумя малолетними сыновьями и остался жить с этой женщиной. Тетя Вера вместе с детьми и со свекровью Федосьей остались жить в его доме. Что произошло дальше, история умалчивает, потому что оба сына Веры, не дожив до школьного возраста, умерли, от какой-то якобы неизлечимой болезни. Это произошло незадолго до смерти Федосьи. Поэтому можно предположить, что, возможно, в их смерти виновата и бабка Федосья. Она могла не допустить смерть двух внуков, если сама была знахаркой и лечила многих людей? Но этого, к сожалению, почему-то не сделала. Возможно, ей было неприятно, что внуки после ее смерти останутся без бабушки и без отца… О чем она думала перед смертью, все эти мысли она забрала с собой в могилу.
Где-то в 80-е годы ХХ столетия Егор, став уже взрослым, пытался эту версию донести до тети Веры. Она ее сразу отвергла. Говорила, что внуков Федосья очень любила и вряд ли бы решилась поспособствовать их смерти. Врачей в то время в деревнях не было, фельдшер находился в селе Ильинское. Когда дети болели, фельдшера не вызывали. Стояла очень холодная зима. Фельдшер, по рассказам Веры, появился только после смерти сыновей. В заключении он написал, что умерли они от воспаления легких. Хотя в это с трудом верится, но поверить придется официальной точке зрения, подтвержденной заключением фельдшера. Похоронены они на кладбище возле села Ильинское. Кстати, после смерти бабки Федосьи Жуйковой, она похоронена там же недалеко от внуков
Такие люди, как Федосья, в советское время, конечно, не приветствовались, но они были очень нужны жителям деревень, которых лечить было просто некому.
Свидетельство о публикации №225022301093