Ум за разум зашел
(Александр Солженицын)
2.Люди, я заметил, любят мысли,
которые не заставляют задумываться.
(Станислав Ежи Лец)
3.Надо еще доказать, что интеллект
имеет какую-то ценность
с точки зрения выживания.
(Артур Кларк)
4.Братия! Не будьте дети умом:
на злое будьте младенцы,
а по уму будьте совершеннолетни.
(Библия, 1 Кор., 14: 20)
Я бы не зацепился за эту поговорку:
УМ ЗА РАЗУМ ЗАШЕЛ
Когда бы не было столько противоречиво её понимание – вот они:
- состояние, при котором кто-либо не может разумно
рассуждать, действовать.
- человек теряет способность здраво рассуждать, либо
действовать.
- что-то является сложным для понимания или выходит за
рамки обычного интеллектуального уровня.
- решения были настолько неожиданными, что ум за разум
заходил.
Ага!? Стало быть, в этом случае, когда «Ум за разум заходит» - всё же, существует, и приходит решение, и оно часто бывает неожиданным, возможно даже правильным и полезным!
Мы не разберемся в этом толково и понятно для всех, если не углубимся в детали – что такое: Ум, Разум, Интеллект, Эрудиция.
УМ – это, конечно же, главное действующее «лицо», а поэтому про него народ говорят всякое:
- быть без ума;
- горе от ума;
- взбрести на ум;
- сойти с ума;
- ума не приложу;
- уму не постижимо;
- брат он мой, а ум у него свой;
- нет ума — считай калека;
- с ума спятил, да на разум набрёл;
- ум без разума — беда;
- ум хорошо, два лучше, а три — хоть брось;
- деньги есть – значит, умный
- и пр.
А вот, семантика (значение) слова УМ в народе и литературе:
1.способность мыслить, рассуждать и делать выводы -
например: «Надо иметь некоторый ум, чтобы понять это».
2.высокая степень интеллекта –
например: «Он обладал недюжинным умом».
3.интеллектуал, выдающийся мыслитель –
например: «Лучшие умы отечественной науки».
Налицо смешение понятий Ума и Интеллекта, а то и вовсе подмена Интеллекта более удобным и распространенным словом Ум. Тогда как, под словом Интеллект следует понимать совершенно иное отношение человека к мыслительной деятельности – вот оно:
ИНТЕЛЛЕКТ - (лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура познавательных способностей индивида.
Чтобы охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер выделили девять типов интеллекта: натуралистический, музыкальный, логико-математический, лингвистически-вербальный, экзистенциальный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический и визуально-пространственный.
С позиции социологии «интеллектуал», в отличие от «эрудита», является творческим социальным субъектом, постоянно включенным в процесс абстрагирования по поводу истины и морали. Интеллектуал производит и развивает идеи, определяет нормы и культурные ценности для остальной части общества. Википедия
Мы совсем забыли про Разум – а, ведь, это второе ключевое слово в поговорке, над которой мы бьемся, аки рыба об лед.
РАЗУМ – о, это уже философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, ...
Если Ум — это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения. С его основной функцией — определение того, что нравится человеку, а что нет, то Разум — это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески.
Что обеспечивает разуму проявлять такие способности?
То, что, если Ум только ставит цель, а если и движется к ней, то совершает такое движение по чужому опыту, а то и по чужой подсказке – оттого и зачастую ошибается. Почему? Да потому, что даже деревья на чужой почве уже не так растут, а то и вовсе не приживаются. А как же поступает в этом случае Разум? Он наслаждается самим процессом достижения цели или положительного результата, анализируя при этом состояние самого процесса и того насколько истинно происходит продвижение к поставленной этой цели – причем, если это движение совершается впервые. Если же, оно уже было осуществлено однажды и дало положительный результат – тогда уже можно будет говорить о таких важных качествах Разума, как его: ИСКУШЕННОСТЬ, ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ, ОПЫТ И УМУДРЕННОСЬ.
Таким образом мы вышли на важнейшее качество РАЗУМА – его способность, возможность и желание «действовать» - действовать творчески, анализируя и сопоставляя факты своей теоретической ЭРУДИЦИИ, с результатами, полученными на практике, своей или чужой. Что здесь особенно важно – если же у человека, обладающего, большой эрудицией, нет возможности или желания пополнять знания, своими или чужими новыми результатами, полученными на практике – то такой «диванный эрудит» вскоре отстанет и от науки, и от жизни. И наконец, для более четкого понимания, именно моего понимания слова «зашел» в нашей поговорке: «Ум за разум зашел», приведу такой жизненный пример:
**********************
Подростка, почти каждый день, как только он выходил во двор, третировала уличная шпана:
« И что если ты отличник в школе!? Ну, кончишь институт или даже академию – и что ты будешь получать – копейки! А вот посмотри на Вову – девять классов кончил и в техникуме даже не до конца доучился – и посмотри на какой тачке ездит, ты на такую за десять лет не заработаешь».
И много чего было ещё сказано и презрительных насмешек было произнесено в его адрес. А заканчивались эти мудрые уроки и наставления лишь одним: -Делай как мы.
И вот в один прекрасный день, их беседы и наставления услышал отец школьника – в этот день он раньше пришел с работы. Мальчишка «зашел» за его спину, как бы ища защиту и оправдание у отца. К слову сказать, отец, в свое время, уже прошел тот путь, на который толкали школьника уличная шпана. Его, в свое время, тоже вот так заманили, а потом и подставили, и не раз – он прошел этот путь и ему был ведом его результат, может оттого он и настаивал -, чтобы его сын учился как следует. И жил тоже правильно – его любимой поговоркой была: « По кривой дороге прямо не ходят». Всё это, и не только это он и высказал пацанам. А сын слушал отца – и руки его всё крепче и крепче обнимали отца.
Свидетельство о публикации №225022301219