023. Патриарх Никон
Патриархом при Алексее Михайловиче стал знаменитый Никон. О нем историк Ключевский писал: "Из русских людей 17-го века не знаю человека и крупнее и своеобразнее Никона, патриарха Московского". Никон родился в крестьянской семье в 1605 году. В миру он звался Никитой, священником стал двадцати лет от роду. Был женат, имел трое детей, был счастлив. Но дети его умерли, и в 1642 году, в тридцать четыре года, он принял монашеский постриг. Был игуменом Кожеозерской пустыни, закалил себя суровыми испытаниями пустынножительства в северных районах страны.
Никон был высокообразованным человеком и интересным собеседником. Он не только знал каждую букву священного писания, но и обладал незаурядной мудростью в житейских вопросах. В народе Никон вскоре стал очень популярен. Он был хорошим священником, добрым пастырем, и многое для народа делал. Никон застал в Новгородской пятине жестокий голод, вызванный неурожаем. Новый митрополит раздавал народу деньги, доставал хлеб. Когда же в 1650 году в Новгороде вспыхнул мятеж, Никон наложил проклятие на его главарей. Бунтовщики возмутились и даже подняли руку на архимандрита. Но когда бунт был усмирен, Никон смиренно просил царя помиловать «смутьянов».
В Москве Никон встретился с молодым царем Алексеем, придя по обычаю к нему на поклон. Никон был очень красив - величественный, высокий (ростом 204), темноволосый, с яркими выразительными глазами. Алексею Михайловичу пылкий священник очень понравился, и когда скончался патриарх Иосиф, царь первым высказался за избрание Никона на патриаршество.
Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий, понимая, что с польским нашествием своими силами не справиться, неоднократно обращался к Алексею Михайловичу с просьбой принять «Малороссию под свою руку». Земский собор 1653 года постановил эту просьбу исполнить, и 8 января 1654 года Украина присягнула русскому царю. Войско Богдана Хмельницкого вместе с войском русским дало достойный отпор полякам. Польша, по мнению некоторых историков, оказалась в тот момент на краю гибели, и только начавшееся противостояние России со Швецией помогло ей устоять.
Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор и в этом заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Как известно, русский народ принял православную веру от греков; греки передали нам обряды и чины богослужений, от них же получили мы и церковные книги, которые и были переведены на славянский язык. В старину печатать не умели, и книги были писанные. Перепиской книг занимались сначала со всевозможною тщательностью люди сведущие, но с течением времени, когда за дело взялись, хотя и хорошо умевшие писать, но мало образованные, то в книгах стали появляться ошибки, а иногда и нарочитые изменения некоторых слов и выражений. По-видимому, думая, что так правильнее.
Много раз, еще до Никона, архипастыри pyccкиe принимались за исправление книг, но те люди, которым поручалось дело, не могли, по незнанию греческого языка, верно сличить славянские книги с греческими подлинниками и исправляли лишь кое-что, по своему разумению. Это замечали еще при Иване Грозном, и тогда было принято решение открыть типографии. Приняв сан патриарха, Никон надолго затворился в книгохранилище, чтобы изучить старые книги и так называемые спорные тексты. Ему страстно хотелось, чтобы русское православие ни в чем не отступало от византийских исконных канонов.
Сличая славянские тексты с греческими первоисточниками, Никон везде отыскал некоторые изменения. Патриарх предписал «исправить» тексты, а также ход некоторых частей богослужения.
К ключевым реформам Никона относились:
-переиздание церковной литературы и ее перевод стал проводиться по греческим канонам;
-замена двуперстного знамения на троеперстное. Старообрядцы считали два пальца символом двух природ единого Иисуса Христа, тогда как три перста означали Святую Троицу. Казалось бы, это незначительное изменение стало для верующих людей принципиальным;
-изменение написания имени Сына Божьего: вместо Исуса стали писать Иисус;
-вместо земных поклонов стали практиковать поясные;
-было введено троекратное произнесение слова «Аллилуйя».
Если бы Никон внедрял свои преобразования и исправления исподволь, постепенно, с соответствующими объяснениями, то его, возможно, поняли бы, и никакого возмущения не последовало. Но его решительные и резкие вмешательства в привычный уже канон церковной службы вызвал у многих смятение и, в конечном итоге, привел к трагическому событию получившему название раскол. Народ возроптал, возмутились и многие священники. А Никон решил действовать «с размаху». По его приказу в московских домах были учинены обыски, иконы с изображением двоеперстия были изъяты. У них выжигали глаза и носили изувеченные образа по городу, объявляя везде патриарший указ, который грозил суровой карой тем, кто будет писать «неправильные» иконы.
Старые, неисправленные богослужебные книги, после получения новых, Никон велел отбирать и уничтожать. Но священники и народ не желали отдавать древних священных книг. Никакой народ не любит насилия. А русский народ его напрочь отвергает. Поднялась волна такого глубокого, страшного возмущения, какого не было много десятилетий. Вскоре по Москве прошла моровая язва — умерли сотни людей. Затем случилось солнечное затмение. И в народе это природное явление тоже приписали вине Никона и стали почти открыто говорить: «Вот и кара Божия за нечестие Никона!»
Некоторые мероприятия, осуществленные патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали патриарха перед царем. Царю посыпались челобитные с жалобами на патриарха. Люди, близкие к Алексею Михайловичу, уже в глаза ему говорили, что патриарших посланцев боятся более чем царских, что Никон желает быть выше царя, что вмешивается в государственные дела, отбирает и присуждает вотчины по своему усмотрению…
Алексей Михайлович не мог не прислушаться к таким заявлениям, но до поры терпел, хотя его отношение к Никону становилось все более и более прохладным. Летом 1658 года Москву посетил наследник престола Грузии царевич Теймураз. Окольничие были поставлены очищать гостю путь и следить, чтобы никто из посторонних не попался на дороге. Один из окольничих, видя, что толпа слишком напирает, огрел одного из толпы и под удар попал патриарший посланник. Тот тут же побежал с жалобой к патриарху. Никон написал царю письмо, в котором требовал наказать окольничего. Алексей Михайлович, которому про все случившееся уже донесли сухо отписал, что сам во всем разберется.
А затем к патриарху был отправлен царем князь Юрий Ромодановский с требованием впредь не писаться и не называться великим государем. Обиженный Никон в тот же день, во время обедни в Успенском соборе объявил народу, что слагает с себя сан патриарха. Алексей Михайлович пытался через посланных к владыке бояр склонить того к мирному разрешению ссоры. В растерянности были и духовные, и светские власти. Летом 1659 года царь даже сам встретился с Никоном, но разговор их закончился ничем.
И вдруг в 1665 году, в канун праздника Крещения бывший патриарх явился со свитой монахов в Успенский собор и прервал шедшую там службу. Затем занял патриаршее место и приказал сообщить о том царю. На вопрос царских посланных, что все это означает, он ответил, что ему велели возвратиться в Москву святители, явившиеся ему в видении…
Царь был в растерянности и обратился за помощью к вселенским патриархам. Двое из них, Антиохийский и Александрийский приехали в Москву, а патриархи Константинопольский и Иерусалимский дали им доверенность говорить и от их имени. Решением Собора Никон был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь.
На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прегрешений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.
Свидетельство о публикации №225022301285