Воздушное и воинское братство - с днём СА и ВМФ

            Вчера от брата Владимира – геофизика, из Иркутска, пришло ЦУ (ценное указание): Протоирей Игорь Бобриков
Чечельницкий Владимир
21 февраля, 16:28
Кому: вам
        Прочитай…

           Поскольку брат брату плохого не посоветует, и к тому же нас с Володей связывают не только родство, но и отношения, которые могут быть только между самыми близкими, надёжными друзьями, я указание брата принял «к неукоснительному исполнению!» - и не пожалел. Но, прежде чем, перейти к сути ссылки, которую мне приказали посмотреть, пользуясь случаем, хочу сказать пару слов о Владимире. Чтобы вы лучше поняли глубину нашей 70-летней дружбы, приведу лишь один пример:

         Сейчас уже не помню, кому в голову пришла эта идея — после 10 класса махнуть на остров Сахалин, месячишко полазить там по сопкам, чтобы быстрее отойти от экзаменов, но поддержали мы её сразу. Тут же было решено, что июль тратим на зарабатывание денег, а в августе поплывём на пароходе в поход с Владивостока. Предложили свои услуги колхозу, который располагался  в селе «Занадворовка» Хасанского района Приморского края, где параллельно дислоцировался танковый полк, в котором служил мой отец. Председатель колхоза, суровый не улыбчивый мужик над нашим трудоустройством думал недолго:  «Девочки идут на прополку картофеля, пацаны в тайгу, сажать кедры, восстанавливать её после лесного пожара».

          Поскольку мы в месячный поход на Сахалин собрались идти сами, без учителей, т.е. нашу инициативу никто не ограничивал, я взял с собой брата. Вовка уже перешёл в 7-ой класс, а поговорку: «Джигита надо воспитывать с детства!» - я на интуиции, впитал с молоком матери. Сразу скажу, все испытания Володя выдержал достойно. Одно из них – часть пути (80 км) у нас проходила  вдоль берега моря, и второй день попали «в западню прилива», а он в этом районе Тихого океана самый высокий, доходит до 12 – 18 метров.

    … Успели, добежали, помогая друг другу вскарабкались на уступ в скалах метра три-четыре, а может и больше высотой. Сгрудились на нём и стали ждать. Сначала казалось, что всё «абге-махт!», волны внизу, только брызги иногда залетали. Но через час-полтора стало ясно, что никакой гарантии усидеть нам тут без «смытия» в океан, у нас нет.  Вода поднималась, и на каком уровне она остановится, было непонятно. Быстро проиграли самый наихудший вариант, кто кого страхует, хотя плавать умели все. Но все понимали, шансов уцелеть мало.

             Во-первых, высокая волна — это значит, что от скал надо отплыть подальше в море. А во-вторых, и это главное — никто не знал расстояние и время, которое предстоит проплыть или продержаться на воде, дожидаясь отлива. Но слава Богу, всё обошлось, но выводы мы сделали и больше таких «пенок» не допускали.

      Я попросил Володя написать мне, что он помнит об этом эпизоде, где у меня «страху было полные штаны» от ответственности за группу. Вот его ответ: «Про детали: вспомнилось, что путешествовали иногда автостопом. Давали водителям какие-то талоны, а где мы их брали не помню. Да, когда удирали от прилива, Вам было почти по грудь, а мне вода доходила почти до подбородка, но страха не было: ведь со мной был старший брат!
                Обнимаю».

             ОТРЫВОК ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ ИГОРЕМ БОБРИКОВЫМ, как один из вариантов, как люди приходят к Богу:

         "Я всю жизнь изучал, почему русская армия не проигрывала войны и сражения?"

          А вы же когда-то в Воздушно-десантных войсках служили…

– Служил, и с армией не расставался с 60-х годов прошлого века и по сей день.

Это как?

– А так, всю жизнь – параллельно священническая и военная служба. Я провожу занятия в армейских подразделениях. И работа эта постоянная, планомерная. Для меня не важно, кто военнослужащие – мусульмане, буддисты или православные. Все сидят на занятиях во главе с командиром. Все изучают слово Божие. Ведь в Библии, как и в Коране, можно узнать, как быть добропорядочным человеком. В четверг приезжаю, и с полудня начинаем занятия. А вечером – исповедь. В шесть часов утра – литургия. После с руководством полка обсуждаем разные наболевшие вопросы.

Это вы сами на себя такую обязанность возложили?

– Моя личная инициатива. Потому что если у нас не будет армии, то стране конец. Я всю жизнь изучал, почему русская армия не проигрывала войны и сражения. Почему Иван Сусанин спасал будущего царя, юного Михаила Романова, от поляков, которые шли его убить? Почему он, жертвуя жизнью, совершает такой подвиг? Где истоки такого самопожертвования? За долгие годы имел возможность убедиться, что всё – от веры. И вот я по полочкам, по ступенечкам, помогаю военным подниматься к осознанию важности веры в ратном деле.

Так и я, попав на срочную службу, еще в 1960 году, в советское время, увидел в армии верующих офицеров. Там, во Пскове, нас водили в собор. Его как раз реставрировали. С нами побеседовал батюшка. А когда вышли из храма, генерал сказал: «Сейчас вы молодые, но пройдет время – вы станете зрелыми людьми, многое может поменяться в стране. А храм, вера останутся». Уже тогда это понимали. В советское время в стране много верующих было, это и статистика подтверждала. Ну, и дома у нас всегда иконы стояли.

"Я всю жизнь изучал, почему русская армия не проигрывала войны и сражения?"

Протоиерей Игорь Бобриков делится воспоминаниями о том, как в хуторе Карцев, что в Гиагинском районе Адыгеи, строили своими силами Крестовоздвиженский храм, зарабатывая деньги на стройматериалы, и почему в округе вслед за ним появилось еще десять приходов, откуда перед храмом самолет, и почему его настоятель до сих пор не попрощался с ВДВ.

Отец Игорь, возведение храма – дело непростое и хлопотное. Решать приходится массу вопросов: где взять финансы, материалы, мастеров. Кто-то старается найти спонсоров...

– Строили всем миром. Из всех соседних поселений доставляли стройматериалы – кто что мог. Так и получился храм. Все делали, как говорится, своим горбом, спонсоров никаких у нас не было. А если говорить о чудесах, то чудо было одно: вслед за нашим храмом за десять-пятнадцать лет вокруг (не без нашего участия) появились еще десять приходов, а значит – и храмов. Это Чернышов, Дукмасов, Сидоров, Днепровский, три армейских храма. Ну, и другие еще по близлежащим хуторам. А наша Крестовоздвиженская церковь как базовая, и оттуда мы помогали другим; с нее все началось. Сам я живу как раз возле церкви.

Как вообще всё это начинали?

– Ну вот, например, послали меня в Кужорскую. Храма там не было. Приехал, посмотрел, походил, наведался к местному руководству, переговорил с директором тамошнего кирпичного завода. Потолковал с казаками. Первая реакция была такая: батюшка, денег нет, ничего нет. Ладно, думаю. Поехал в Тульский. Там глава местной администрации хорошо принял: «Батюшка, что нужно» – «Дом какой-нибудь подыщи из того, что от потребсоюзовского хозяйства осталось». Подыскали здание, на которое никто претендовать не будет, а при нем еще и двор большой. Словом, есть где церковь строить. Этот вопрос решили.

Поставил стол во дворе, молебен служу. Слышу – голосочки подпевают женские. С этого потихоньку и началось. Появилась девушка, молоденькая. Зовут Галей, сказала, что батюшка из Псебая благословил ко мне псаломщицей.

А мастеров откуда приглашали, когда Крестовоздвиженский храм решили строить?

– Мы всё сами делали. У меня дома токарный станок, мастерская, сельхозтехника. Мы сами зарабатывали деньги на стройматериалы. Сами и строили. Наш храм мы закончили в 2009 году, а начали стройку в 2003-м. Освятили малым чином. Я получил сан протоиерея. Владыка Тихон благословил, чтобы храм был посвящен Воздвижению Креста Господня.

И храм у нас в каком-то смысле необычный. Ризница, пономарка – всё там ручной работы, все с душой делалось из дерева. Мы сами делали в храме окна, двери. Жертвенник тоже изготавливали из дерева.

В алтаре есть иконы старинные – из Задонского монастыря посчастливилось мне привезти.

Вы говорите, что на занятия ходят не только православные, но и мусульмане. Вы Коран тоже знаете?

– А как же. У меня мусульман – почти пятнадцать-двадцать процентов. Как они могут на одной боевой установке работать, если духовного согласия не будет? Вот я и предлагаю православному воину прочитать отрывок из Евангелия, а потом о том же самом предлагаю прочитать из Корана воину-мусульманину. Спрашиваю у них: «Похоже?» Отвечают: «Батюшка, одно и то же». Понимают. Иначе как же: они в одном окопе будут сидеть и друг друга не прикроют? Тогда же оба погибнут. Так формируется воинское духовное братство.

Как вы пришли к тому, чтобы стать священником?

– Да знаете, само к этому пришло. Я ушел с преподавательской работы, взял кусочек земли и занялся сельским хозяйством. В 90-е годы, на развале страны, и у нас казачки зашевелились, работы не было, руки приложить стало некуда, начались выяснения отношений между собой, да и в семьях. Я обратился к владыке Филарету (архиепископ Филарет (Карагодин), ныне на покое – прим.), объяснил ситуацию, сказал, что на хуторах нужны священники. Он велел прийти через месяц. Через месяц пришел к архипастырю, он сказал, что меня-то и рукоположат, сначала диаконом, а затем – иереем. Вот и служу в этом храме все время.

Много прихожан у вас?

– Из соседних хуторов все. Храм-то стоит особняком, вне поселений. Я утром встаю, на свой микроавтобус сажусь и объезжаю все хутора – двадцать километров по кругу – собираю желающих идти на богослужение и везу в храм. По-другому людям добраться не на чем, автобусы между хуторами не ходят. А так людям пешком идти не надо, они на службе не уставшие. Из Дондуковской приезжают, из Кужорской, даже из Майкопа. Есть и те, кто из Ростова едут, из Тихорецка, из Ставрополя.

Любят приезжать в наш храм креститься. Купель у нас большая, на полтонны воды. А летом делаем купель прямо на пруду. Я крещу полным погружением, об этом знают во многих местах. И я вам скажу: это категорически не одно и то же. Попробуйте семи- или восьмилетнего ребенка засунуть в купель – поначалу сколько крику будет. Я спрашивал и у взрослых людей, которые приходят креститься, что они чувствуют? Ответ: жуткий страх, немеет все. А потом, зато всех бы обнял – радость такая.

У нас в храме исповедальня – отдельная комната. Прихожане заходят по одному, за спиной очередь не стоит. Исповедь длится, сколько человеку нужно. Бывает, и наплачутся, пока всё выскажут. Может быть, и поэтому к нам издалека приезжают.

А воскресная школа для детей или для взрослых есть?

– Мы сделали классы с библиотекой, книг много. Проводили с взрослыми занятия систематически. Изучали Евангелие, разбирали отрывки из Священного Писания, которые звучали на богослужении. Но сейчас я читаю на службе Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского, так меня архиепископ Майкопский и Адыгейский Тихон благословил. И поскольку мы теперь это делаем в храме, отпала необходимость собираться после богослужения. Да к тому же у всех свое хозяйство, скотина, сад, огород... А на службе в храме прихожане никуда не спешат и внимательно слушают.

Что касается детей, у нас их просто нет. Некоторые приходят в храм с внуками, но только на службу – детки маленькие, устают. Мы сейчас делаем детскую площадку, чтобы малыши могли там поиграть. На территории стоит самолет – тоже детям развлечение.

Какие-то планы еще есть? Чем теперь заняты?

– Сейчас продолжаем строительство еще одной военной церкви в районе Министочника. Она почти на 90 процентов готова. Так что работы хватает, и народу привлекается немало.

Беседовала монахиня Сосанна

Публикация газеты
«Майкопский православный вестник»
Не пропустите новые публикации        


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →