Вы не спешите быть поэтом последней мили. Рецензия
https://rutube.ru/video/28d7fdde472a803f76336cdc19720a6a/
ИГОРЬ ЛЕВ. РЕЦЕНЗИЯ:
«Вы не спешите быть поэтом
последней мили:
На корабле, Вами воспетом
пираты плыли».
Если «не торопитесь стать», то это обращение к тому, кто ещё не стал. Ещё не стал, а уже воспел. Значит, уже стал.
Мне понятнее было бы так: «Нет, не гордись, что ты поэт последней мили. На корабле, тобой воспетом…».
Помню пафос шестидесятых, детей оттепели…
Думаю, классики «поэзии последней мили» – Рождественский, Евтушенко… (и пародии на них Филатова).
Но, конечно же, тема вечная. Но сейчас важно понять, о чём это.
Вчера с наслаждением я слушал «Московские дневники» Ромена Роллана. И там, в частности, он описывает некий «закон постепенного поэтапного развития революции», разъясняемый ему Бухариным. Суть известна: что цель, мол, оправдывает средства. Мол, поначалу пусть гадости, зато потом радости. То есть, сначала можно излишнюю жестокость, террор, невинные жертвы, зато «потом наступает эпоха пролетарского гуманизма, не имевшего и не могущего иметь место в предшествующий период». Вот только издевательства, глумления над заведомо невинными тут при чём? А эта накипь почему-то не просто сопровождает идейный (якобы) процесс, а идёт впереди, возглавляет всегда насилие. А психология так прямо и полагает, что садистическая ущербность как травма детства и является подлинным движителем всякой идеологии радикализма. Как ни стойкий борец, так жертва авторитарного воспитания.
Эта самая «последняя миля» – это про торжества всяческих идеологий, про итоговый якобы этап, когда жить уже стало, наконец, лучшее-веселее, а полит-издержки все типа в прошлом. И теперь уже, значит, мы чистенькие и праведные, идя тем же путём, что и наметили, и прокладывали нам мясники-садисты, насильники-мародёры. Мы от них открестились, их осудили, но добытое ими вполне себе присвоили, оно, мол, не пахнет.
Это про ту самую «слезу ребёнка», которая не оправдывается никакими светлыми целями. Нет, если средства порочные, то и результата честного не жди – для меня тут об этом.
Далее – мастерские образы:
«Ругались грязными словами, курили трубки,
И грог глотали, обжигаясь... В кровавой рубке
Детей и женщин не щадили,
наложниц брали».
Тот случай, когда воспринимаю стих сразу. И сходу считываю его посыл. Даже на слух. Особенно, если верно расставляются интонации и выявляются рифмы-ритмы.
«Не верили и не любили.
Чужой играя
Судьбой и жизнью.
Обнажали
наложниц тело.
Мужей с издевкой заставляли
Смотреть, как смело
насилуют они, рыгая,
их жен и дочек…
А утром море принимало
те жертвы ночи».
Пиратство как образ, как литературный приём – традиция. Хоть и с противоположным знаком, это и «Бригантина», и «Пиратская лирическая»…
«Потомки викингов, преемники пиратов:
Честнейшие - мы были подлецами,
Смелейшие - мы были ренегаты.
Я понимаю всё. И я не спорю.
Высокий век идет высоким трактом.
Я говорю: "Да здравствует история!" -
И головою падаю под трактор».
Кстати, Павлу Когану лучше под трактор, чем воспевать последнюю милю.
«И Маяковский лёг лицом на дуло».
«Их капитан, на море глядя,
Глаза всё щурил:
Волос нечёсаные пряди...
Нет, право, будет…
- Не торопитесь быть поэтом
последней мили…
На корабле Вами воспетом
пираты плыли».
Да, Сергей Юрьевич, на корабле, хвалимым Вами, …
Больше текстов Игоря Льва - на странице "Игорь Лев 2" Прозы.ру, ссылка: http://proza.ru/avtor/igorlev2?ysclid=m7adofa7bf128279810
Свидетельство о публикации №225022301454