Сегодня увольнения не будет - 1958. К 23 февраля

(Афиша взята отсюда: https: // www. kino-teatr .ru / short / movie / sov / 6301 / poster / 204638 /)

В ЧЕСТЬ ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

В честь праздника вспомним страницы родной истории. Прекрасный, заслуживающий более широкой, чем ныне, известности короткометражный фильм о Настоящих Мужчинах с большой буквы. Художественный, но на основе реальных событий. Герои фильма — военные, но подвиг их не фронтовой и совершён в мирное время. Торжество отваги, мужества и здравого ума.

Суть дела: в городе нашли склад снарядов, оставленных немцами в годы войны. Снаряды, пролежавшие в земле 15 лет, стали гораздо опаснее, чем прежде: к ним нельзя прикасаться без риска для жизни. Со спасением людей дело решилось быстро: эвакуировали из города всё население на время ликвидации склада. Но... как быть с домами этих людей, с городом, который с таким трудом восстановили из развалин после войны?! По инструкции такие малотранспортабельные снаряды надо взрывать на месте. А если... вопреки инструкции рискнуть и попытаться спасти город, вывезти снаряды на безопасное расстояние и взорвать их там? Подвигу солдат, не пощадивших своей жизни для родного города, этот фильм посвящается.

Очень красиво и чутко обрисовал достоинства, душу и детали фильма хороший человек MishemPlushem (медведь, как он сам себя называет) в своём Живом Журнале, и его рецензию я горячо рекомендую к прочтению: https: // mishemplushem. livejournal. com / 40076. html И в целом его кинорецензии и весь его журнал милое дело читать: любо-дорого, как он владеет словом и как он размышляет на самые разные темы.

Добавлю от себя несколько слов о своих впечатлениях.

"Сегодня увольнения не будет" (1958) — фильм действительно очень зрительный. Не эффектно-картинный, как часто бывает, особенно нынче, когда операторы щеголяют лишь бы щегольнуть, но и не гармонично-живописный, как многие из лучших советских, когда кадр восхищает как классическая картина, а именно зрительно-выразительный, простота-обыденность и яркость-памятность в одном флаконе. Именно, что мастерство, наработанное в немом кино. Но без его карикатурности.
В первый раз я его посмотрела давным-давно, и в памяти остались именно атмосфера обыденности и поэтичности, житейской обыкновенности и величия подвига одновременно и... кадры. Как копали, как выносили эти снаряды... В тумане уже. Не столько сам кадр как изображение, сколько яркое чувство от зрительного впечатления. Именно зрительного. Так вспоминается сон, который когда-то поразил.

MishemPlushem, более чутко улавливающий специфику операторской работы в том или ином фильме, считает, что поистине кинематографическое мышление режиссёра и оператора — это когда, по выражению одной женщины-режиссёра, "в кино не картинки, а образы", которые сами собой запоминаются даже у зрителя с плохой зрительной памятью. Как он сам сказал, когда мы с ним беседовали в комментариях: "Две секунды Борисова, стоящего в дверях, больше скажут о динамике ситуации, о напряжении конфликта, чем полчаса разговоров или собственно действия." Если же операторская работа и постановка не достигают таких высот предельной выразительности, то как бы прекрасны они ни были, это уже по сути скорее хороший телеспектакль, чем кино. Я эту разницу тоже чувствую, но смутно, и потому сужу не столь строго. Медведю видней.

И вот, сподвигнутая вышеуказанной замечательной рецензией товарища Медведя, я пересмотрела этот шедевр как раз перед 23 февраля.

Общее впечатление: Ура! Мысли — одни восторженные. Фильм — гениальный! Все молодцы! Оператор и правда великий мастер своего дела! Олег Борисов неподражаем и обаятелен чрезвычайно! И взгляд у Станислава Любшина прямо-таки лучистый! Любовалась на них обоих, и тем не менее... в том-то вся и штука, что в этом фильме нет фокуса на каком-то отдельном выдающемся лице. Здесь главный герой — это Люди, совершающие Подвиг. И внимание перетекает с одного на другого... Здесь все важны, здесь все нужны. И все заслуживают самых тёплых слов. Потому что делают общее прекрасное дело: кино-памятник героям-сапёрам, которые в реальной жизни это совершили. Коллективный героизм по сюжету — и само построение фильма такое же, коллективное. "Удивительное для начинающих режиссёров владение ансамблем", — как более лаконично выразился MishemPlushem.

Сценарий достоин особых аплодисментов: сумели же они столько мыслей передать В ДЕЙСТВИИ, с минимумом слов (зато слова — каждое на своём месте). А вот насчёт музыки я согласиться с MishemPlushem не могу: она отнюдь не плоха, даже хороша, поскольку не разрушает и не портит (в отличие от некоторых действительно неудачных музсопровождений из советского и современного кино). Просто она — словно бы тоже в духе немого кино, когда тапёр сопровождал текущие события сюжета сиюминутной импровизацией. Эта музыка вполне хорошо и серьёзно передаёт тревогу, где надо, и радость, где надо. Но она чисто вспомогательна, и на следующий день после просмотра её уже не помнишь...

Зато вспомнишь кисточку, которой сапёр смахивает землю со снаряда. Бережно, как археолог, откапывающий драгоценную амфору. Подвиг как медленный кропотливый труд. Уж что-что, а передавать рабочую атмосферу, изображать труд советские кинематографисты были мастера! Сейчас об этом киношники не пекутся. Сейчас думают о том, как бы эмоции взвинтить на каком-нибудь экшене.

Детали, детали... здесь всё на деталях, тонких, но ярких, мгновенных, но памятных. Вспомню и я несколько моментов, застрявших в памяти.

Первый — то, каким неспешным жестом расправляет перекрутившися шнур телефонной трубки председатель горисполкома, прежде чем поднести трубку к уху. Хорошо хоть вообще её поднял после того, как несколько раз сбрасывал звонки, "мешающие работать". Нет, он не плохой руководитель, но он совершенно... пропитался какой-то вальяжностью номенклатурного работника, чья работа протекает в относительно благополучной обстановке, в рутине заседаний-собраний-совещаний, встреч-приёмов-выслушиваний, распоряжений-инструкций. И когда на голову сваливается совершенно нештатная ситуация, этот презентабельный (как сказали бы ныне) начальник, словно сошедший с плаката, оказывается не готов к ней прежде всего морально. Он, конечно же, узнав об обнаруженных снарядах, оперативно зовёт на помощь военных и как полагается выполняет свою часть организационной работы по эвакуации населения, и т.п... но даже в чрезвычайной ситуации он лишь слегка мобилизуется и не теряет свою номенклатурную стать, которая звучит фальшивой нотой в напряжённой мелодии подготовки к опасной операции. Полковник, который принимает трудное решение о вывозе снарядов и не знает, что сказать в напутствие добровольно вызвавшимся исполнить это решение сапёрам, выглядит в полной мере живым человеком, в отличие от председателя...

Да, группу сапёров формировали именно на основе добровольного выбора: готов рисковать — пойдёшь к снарядам, не готов — иди стой в оцеплении. Один солдат так и попросил капитана: позвольте пойти в оцепление, я не могу... Раньше мог, теперь не могу, дома меня заждались, уже и билет куплен... Ему наверняка неловко было просить о таком. Капитан разрешение дал, не стал принуждать. И солдат "остался за бортом", когда его товарищи пошли на подвиг. Его никто не осуждает. Да и стоит ли? Человек своё отслужил как полагается, получил дембель, ему пора, он мыслями уже дома. А с другой стороны — кого из решившихся выполнить опасную работу было бы не больно и не обидно... отпустить на тот свет? Может, этот лысенький солдатик с наивно-простодушной улыбкой, которому только-только двадцать лет стукнуло? Или кудрявый и усатый грузин, эдакий горный орёл, который тоже уже демобилизован и тоже мог бы с полным правом спокойно полететь в родное гнездо, если бы захотел? Или сам капитан, такой же молодой, как и его подчинённые, серьёзный, искренний и неотразимо обаятельный, которого тоже ждёт, волнуясь, жена (само собой разумеется, красавица)?

Второй момент яркой картинкой — как этот самый капитан, осторожно присев в стороне от дороги, согнулся над двумя снарядами, которые он держит в руках. Эти снаряды, испортившиеся больше других, нельзя было везти в кузове, только на руках. Но от тепла один из них начал трещать прежде, чем доехали до места. И вот капитан сидит, согнувшись над ними... и не знает, что делать. Попытаться положить на землю слишком страшно — от малейшей встряски же рванёт! Аккуратно это сделать не получится — тяжело держать в руках два снаряда сразу. Был бы рядом знающий товарищ, он мог бы помочь, рискнув собой, но капитан товарищей приказом отослал подальше, и, как видно, приготовился встретить свою смерть...

Нет, в этом фильме никто не погиб. Острое чувство опасности передано без единой жертвы в кадре. Но подвиг сапёров от этого только возрастает в своём значении. И полностью благополучный исход здесь — не супергеройский хэппи-энд, а успешно выполненная задача тружеников, знатоков, мастеров своего дела. Конец фильма очень светлый. Лучезарный.

И самое главное: здесь всё живое. Всё настоящее. Изумительно... Бальзам на душу!


Рецензии