Рец. на кн. Демографическое образование в России
ББК 60.7
К 59
DOI: 10.19181/demis.2024.4.4.17
EDN: GWPQCX
© Козин С.В., Жидяева Т.П., Закиева Р.Р.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License
Аннотация. Настоящая рецензия посвящена осмыслению ключевых положений и выводов Т.К. Ростовской, Е.Б. Бедриной и О.А. Золотаревой в коллективной монографии «Развитие демографического образования в России и за рубежом». Публикация данного академического произведения была приурочена к 300-летию Российской академии наук, которое отмечалось 8 февраля 2024 г. Анализируемая монография базируется на широком массиве различных нормативных документов, в частности Международной организации труда и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, связанных с регулированием демографических процессов, а также специализированной зарубежной и отечественной научной релевантной литературы. Авторы коллективной монографии отмечают, что на излете перестройки в СССР демографическое образование испытывает самый настоящий подъем, который проявляется, прежде всего, в популярности и статусе профессии, которой обучали в МГУ имени М.В. Ломоносова и МЭСИ. Это связанно с выходом в свет большого количества важных демографических теоретических, методологических и практических научных работ, которые в дальнейшем начинают приобретать значимость не только у специалистов-демографов, но и у историков, социологов, экономистов. Авторы научного труда тщательно и поэтапно описывают важность профессионального стандарта «Демограф». К сожалению, ими было установлено, что в настоящий момент в России существует определенный «кадровый голод» в специалистах-демографах. Но несмотря на это, авторы отмечают и положительную особенность, которая касается широких возможностей демографов на российском рынке труда (экономиста демографа, ведущего экономиста-демографа, консультанта и специалиста демографической экспертизы и проч.) и, как следствие, дальнейшего развития своего потенциала. Подчеркивают значимость сохранения научных традиций в подготовке кадров, располагающих компетенциями в области демографии на стабильной и комплексной основе. В рецензируемом труде, как представляется, немалый интерес для читательской аудитории (особенно для демографов и социологов) может представлять анализ исторических аспектов, касающихся развития демографического образования в зарубежных странах – Великобритании, Германии, США, Финляндии, Франции, Чехии. Должное освещение в монографии получили и вехи демографического образования в нашей стране. Но интересней всего последние трансформационные веяния в отечественной системе образования, где значимую роль играет Институт демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН, который с 2022–2023 гг. стал активно участвовать в разработке проекта ФГОС ВО по специальности «Демография», результаты которого еще только предстоит осмыслить научной общественности и внести соответствующие коррективы. По мнению авторского коллектива монографического произведения, в настоящий момент несомненным является то, что демографические знания становятся узловой частью российской науки и образования. В завершение рецензенты кратко обобщают выводы и указывают на новые возможные пути (направления) в развитии исследуемой тематики.
Ключевые слова: демограф, карьера, подготовка специалистов-демографов, профессиональный стандарт «Демограф», Республика Тыва, управление персоналом
Данная рецензия посвящена осмыслению коллективной монографии «Развитие демографического образования в России и за рубежом» [1]. Работа состоит из двух глав: «Исторические вехи и современные аспекты демографического образования» и «Новая парадигма развития демографического образования в России». Совокупно главы включают в себя девять параграфов, затем следуют заключение, список литературы, состоящий из 169 наименований, 6 приложений (в которых преимущественно содержатся проекты и приказы) и сведения об авторах книги. Весьма ценен для читателей (особенно тех, кто хочет «подтянуть» свои теоретические знания по истории демографии в СССР / России и в зарубежных странах) параграф «Формирование демографических знаний» (глава I). Его авторы, д-р социол. наук Т.К. Ростовская и канд. экон. наук Е.Б. Бедрина, представили обзор истории демографии и развития демографических знаний. В параграфе характеризуются основные этапы становления демографии как науки, вклад различных ученых и исследователей в этой области, влияние роста производительности труда, улучшения санитарно-гигиенической ситуации и развития медицины, направленных на сокращение смертности и увеличение численности населения. Авторы анализируют развитие «демографических знаний» с древних времен до наших дней, уделяя особое внимание работам Дж. Граунта (1620–1674) и его вкладу в становление демографии как науки; трудам английского экономиста Т.Р. Мальтуса (1766–1834), в 1798 г. опубликовавшего работу «Опыт закона о народонаселении», в которой впервые исследован рост населения с точки зрения наличных ресурсов [1, с. 22]. Ученый-демограф обратил внимание на то, что население увеличивается в геометрической прогрессии, а доступные ресурсы–только в арифметической, что может привести к не хватке ресурсов в будущем. И предложил различные ограничения для контроля над ростом населения. Здесь нужно сказать, что благодаря трудам Т.Р. Мальтуса в 1800 г. в Англии был принят поистине важный закон о переписи населения, а научное направление, изучающее демографические процессы, стало называться «мальтузианством» [1, с. 23–24]. Можно констатировать, что идеи Т.Р. Мальтуса оказали большое влияние и на его последователей, и на демографию как науку. В параграфе «Зарубежные университеты в развитии демографического образования и научной деятельности» (глава I) обобщен и представлен обзор зарубежного опыта в области демографического образования и научной деятельности; проанализировав технический прогресс, привел к повышению уровня жизни, снижению смертности и увеличению продолжительности жизни [1, с. 26]; влияние демографических волн и миграции на социально-экономическое развитие территорий. В параграфе рассматриваются профильные магистерские и бакалаврские программы, изучающие демографию и готовящие специалистов с соответствующими компетенциями в ведущих вузах Великобритании, США, Франции, Чехии и других стран. Примеры включают Калифорнийский университет в Беркли, Оксфордский университет и Университет Гронингена. Также отмечается междисциплинарный характер демографии, к примеру, ее изучение на экономических факультетах различных университетов. В заключение параграфа подчеркивается важность акцентирования внимания на развитии научно-исследовательских институтов и центров, занимающихся демографическими исследованиями, и роли университетов в качестве центров научной мысли в области демографии. Считаем, что данный параграф актуален и представляет интерес для исследователей в области демографии, образования и управления. Он содержит информацию о состоянии демографического образования в России и возможностях его развития, обзор зарубежной практики в этой сфере. В параграфе «Демографическое образование в России: исторические вехи развития» (глава I), подготовленном Т.К. Ростовской, Е.Б. Бедриной и О.А. Золотаревой, доказывается, что демография действительно является важным направлением формирования научного знания в современных условиях. Учитывая демографические вызовы, географическую протяженность страны, ее культурно-этническое разнообразие и историческую преемственность, развитие демографического образования в России имеет большое значение. Период зарождения и становления системы демографического образования приходится на годы восстановления страны после Второй мировой войны (1940–1960 гг.). Во второй половине 40-х–начале 50-х гг. Произошел рост рождаемости. Однако с горечью следует признать, что довоенный уровень рождаемости (31,2 рождений на 1000 человек) так и не был достигнут [1, с. 35]. Подчеркнем, что период расцвета и плодотворного развития системы демографического образования (1960–1990 гг.) связан с именами выдающихся советских ученых, таких как А.Я. Боярский (1935–2021), Д.И. Валентей (1922–1994), А.Г. Вишневский (1935–2021), А.Я. Кваша (1928–2007), В.И. Переведенцев (1931–2009), Л.Л. Рыбаковский (1931–2024), Ж.А. Зайончковская (1939–2021) и ряда др. [1, с. 38–39]. Период стагнации системы демографического образования в России связан с неблагоприятной экономической ситуацией, вызванной рыночными реформами и структурной модернизацией 1990–2021 гг. [1, с. 43–56].
Этот параграф интересен для исследователей, занимающихся изучением исторической демографии, т.к. рассказывает об основных этапах развития демографического образования в России, начиная с XIХ в. и заканчивая современным периодом. В параграфе «Характеристика демографического образования в российских вузах: сравнительный анализ» (глава I) рассматривается проблема недостаточной подготовки кадров в области демографии, и приводятся статистические данные о демографической ситуации в стране. Анализируется содержание демографических дисциплин в учебных планах различных уровней и направлений подготовки. Подробно описывается региональный разрез, и выявляются значительные различия между федеральными округами. Особо выделяется Центральный федеральный округ с его высокой концентрацией московских учебных заведений, включающих демографические дисциплины в свои образовательные программы. Авторы коллективной монографии отмечают, что отсутствие профессионального стандарта «Демограф» и недостаточное количество специалистов, владеющих демографическими знаниями, влияют на содержание образовательных программ [1, с. 69]. Однако в качестве пожелания скажем о том, что данный параграф мог бы быть дополнен конкретными примерами образовательных программ, в которых отсутствуют или представлены минимально демографические дисциплины. В целом текст параграфа является фундаментальным исследованием, которое может послужить основой для дальнейших разработок и рекомендаций по улучшению демографического образования в России. Параграф «Подготовка демографов в современной России: условия и возможности» (глава I) представляет собой актуальное исследование, посвященное проблеме острой необходимости подготовки кадрового потенциала в области демографии на национальном уровне. Авторы досконально воссоздают сложную картину современного мира, формирующуюся в условиях геополитических, экономических и эпидемиологических изменений, что определяет озабоченность вопросами национальной и демографической безопасности. Также они подчеркивают важность преодоления совокупности сложнейших и масштабных проблем и угроз, связанных с «большими вызовами», такими как демографический переход и старение населения. Указывают на то, что отсутствие профессионального стандарта «Демограф» и образовательного стандарта по специальности «Демография» в России создает определенные трудности в подготовке специалистов в данной области, и что обучение студентов в области демографии осуществляется лишь тремя российскими вузами–НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В. Ломоносова и МГИМО, которые для обучения выбрали уровень магистратуры [1, с. 71–73].
Подытоживая, можно констатировать, что первая глава монографии представляет собой исторический обзор и анализ современного состояния демографического образования. В ней рассматриваются основные этапы формирования демографических знаний; вклад зарубежных университетов в развитие демографического образования и научной деятельности; исторические вехи развития демографического образования в нашей стране. Авторы смогли провести тщательный сравнительный анализ характеристик демографического образования в российских вузах и проанализировать условия и возможности подготовки демографов в современной России. Глава I является важной основой для дальнейшего изучения проблем демографии и демографического образования, для определения перспектив развития этой области знаний. В параграфе «Роль профессионального стандарта в развитии демографического образования» (глава II) речь прежде всего идет о значимости профессионального стандарта и дальнейшем развитии демографического образования в России. В качестве наглядного примера приводится профессиональный стандарт «Демограф», разработанный по инициативе ИДИ ФНИСЦ РАН. По мнению его авторов, «...утверждение профессионального стандарта “Демограф”» обязано содействовать увеличению качества готовящихся стратегических документов [1, с. 89–90], устремленных на достижение демографической безопасности нашей страны, эффективности создаваемых мер в сфере демографической и семейной политики [2], несению ответственности за принятие решений. Т.К. Ростовская и О.А. Золотарева подробно осветили ход обсуждения профессионального стандарта и предложенные представителями научного сообщества поправки. От себя добавим, что большое значение имели данные, полученные в рамках реализации гранта РНФ, проект № 20–18–00256 «Демографическое поведение населения в контексте национальной безопасности России», руководитель – Т.К. Ростовская. Его результаты нашли отражение в рецензируемой монографии и множестве научных статей, опубликованных в 2020–2022 гг. Т.К. Ростовская, Н.С. Рычихина и О.А. Золоторева считают, что специалисты, имеющие большой уровень «владения демографическими компетенциями, способны релевантно и полно представлять демографическую “картину мира”» [3, с. 174–175]. В параграфе «Разработка проекта ФГОС по специальности “Демография”» (глава II) рассказывается об остроте и востребованности «разработки ФГОС ВО по специальности “Демография”» [1, с. 114]. В дальнейшем все идеи, изложенные коллективом ИДИ ФНИСЦ РАН, плодотворно работающем в данном направлении, были оформлены соответствующим образом и направлены в Минобрнауки России. Полагаем, что для читателей большой интерес (особенно для тех, кто собирается связать свою судьбу с профессией демографа) вызовет параграф «Управление карьерой демографа: социолого-управленческий аспект» (глава II). Сейчас в нашей стране органами государственной власти осуществляется ряд соответствующих мер, направленных на совершенствование демографической обстановки в России. Одной из таких эффективных мер является осуществление Национального проекта «Демография», на реализацию которого власти до 2024 г. выделили денежные средства в размере 4,7 трлн рублей. Подчеркнем, что ряд экспертов (А.Г. Аганбегян, А.В. Бузгалин (1954–2023), Е.Н. Ведута и др.) однозначно утверждают, что этого при современных темпах жизни населения будет недостаточно. Для осуществления такого масштабного и, следует признать, весьма сложного проекта, а также для выполнения различных дополнительных региональных программ, безусловно, потребуется, немалое количество компетентных профессиональных специалистов, без которых осуществить поставленные цели будет весьма проблематично или и вовсе даже, невозможно [1, с. 121].
Результаты экспертной оценки прямо показывают, что нужда в демографах по состоянию на 2022 г. в России составляет около 5300 человек [4, с. 253]. Причем диапазон их заработных плат колеблется довольно сильно – от 20000 до 135000 тыс. рублей в зависимости от уровня квалификации демографа, региона и ряда сопутствующих факторов [3, с. 178]. Чл.-корр. РАН С.В. Рязанцев с соавторами, в частности, обращают внимание на развитие демографического образования в Туве, где было установлено, что только на базе «Тувинского государственного университета» можно в полной мере реализовать профессиональный стандарт «Демограф» который бы удовлетворял потребности всего региона [5, с. 163]. В параграфе «Подготовка федеральных экспертов по независимой оценке квалификаций в области демографии» (глава II) Т.К. Ростовская представила матрицу компетенций федерального эксперта в области демографии, которая сводится к следующим параметрам: образованию, ученому званию, опыту работы по профилю, повышению квалификации и запроса к его непосредственным знаниям, умениям и навыкам [1, с. 139–140]. Что можно резюмировать из идей, содержащихся в монографии? Первое, о чем хотелось бы сказать, это основательная проработка теоретических научных работ предшественников, работавших в данном направлении. Второе, это то, что текст книги – цельный, должным образом структурированный, выдержанный в академическом стиле (пусть временами и с незначительными элементами публицистичности, от чего работа, по нашему мнению, лишь выигрывает), и это несмотря на тот факт, что монография написана тремя разными авторами. Третье, сопровождение всей книги иллюстрационными материалами с детальными уточнениями и соответствующим анализом. Отдельного внимания заслуживает кропотливая работа авторов, проделанная с 6 приложениями, в которых подробно представлен профессиональный стандарт «Демограф» и различные сопутствующие данной теме проекты, приказы и т.д. Считаем, что рецензируемая коллективная монография станет хорошим подспорьем для ученых, исследователей, специалистов в области демографии, экономики и социологии, а кроме того, представителей органов государственной власти, интересующихся вопросами демографического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ростовская, Т.К. Развитие демографического образования в России и за рубежом: [монография] / Т.К. Ростовская, Е.Б. Бедрина, О.А. Золотарева; отв. ред. Т.К. Ростовская. Москва: ФНИСЦ РАН; ООО «ИТД Перспектива», 2024. 224 с. ISBN 978-5-89697-421-5. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-421-5.2023. EDN: EDHIUU.
2. Исупова, О.Г. Демографическая и семейная политика в разных странах: концептуальные подходы и практики // Демографическое обозрение. 2020. Т. 7, № 3. С. 51–83. DOI: 10.17323/demreview.v7i3.11636. EDN: ESMRDO.
3. Ростовская, Т.К. Некоторые аспекты управления карьерой специалиста в парадигме профессионального стандарта «Демограф» / Т.К. Ростовская, Н.С. Рычихина, О.А. Золоторева // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 1. С. 173–195. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.1.10. EDN: GFUHHS.
4. Ростовская, Т.К. Особенности работы специалиста-демографа: обзор профессионального стандарта // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. Т. 3, № 3. С. 253–258. DOI: 10.19181/demis.2023.3.3.17. EDN: CUJQKC.
5. Рязанцев, С.В. Актуальные проблемы демографии и подготовки демографов в Туве / С.В. Рязанцев, Т.К. Ростовская, Л.А. Давлетшина // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 146–168. DOI: 10.25178/nit.2022.4.12. EDN: KOXQFF.
Свидетельство о публикации №225022301672