Улыбки палачей
23 февраля 1944 года по всей территории Чечено-Ингуше¬тии праздновали день Советской Армии. В этот день на центральной площади села Ачхой-Мартан собрали всех жителей. После торжественного митинга нача¬лись танцы.
К площади с разных концов подъехали машины с воору¬женными солдатами, но люди не обращали на это особого внимания – ведь это были советские солдаты. Между тем одна пара в танце сменяла другую... После того, как очередная пара вышла из круга, широко раскинув руки, не сбиваясь с ритма, в вихре лезгинки закру¬жился молодой русский офицер, вызывая восторг и одобри¬тельные улыбки собравшихся людей. Еще громче заиграла гармонь. В такт били ладоши. От группы девушек отделилась одна - самая красивая. Внимания к этой паре было больше, чем дру¬гим. Может быть, в этом была дань уважения к гостю. Может быть, чеченцев радовало, что он исполнял их танец... И озаря¬лись улыбками лица. И были безоблачны их мысли... Только миг единения... Что будет через миг - хорошо знал офицер и солдаты, трой¬ным кольцом оцепившие площадь. Знали и улыбались. Улыб¬ки палачей... И этот; танцующий, через миг выхватит револьвер из кобу¬ры и будет держать под прицелом эту девушку или кого-то другого, но уже с отнюдь не дружелюбным выражением лица. Через миг люди услышат истеричные окрики офицеров и солдат. Увидят стволы автоматов и пулеметов, а за ними уже совершенно другие лица, не те, что были еще минуту назад.
Женщинам и детям разрешат зайти домой, чтобы взять с собой самые необходимые вещи в пути. А мужчин, в плотном кольце авто-матчиков, сразу же отправят на вокзал, где их будут ждать то¬варняки. И будет долгий путь. Потом эту дорогу, оставшиеся в жи¬вых, назовут «Дорогой Смерти»
А в горном ауле Хайбахе солдаты не будут утруждать себя кон-воированием. Попросту загонят как скот в конюшню и со¬жгут около 700 невинных душ...
От рук советских солдат погибли десятки тысячи чеченцев, не захороненные останки которых, еще до сих пор лежат на дне озера Галанчож... Вершителей и участников этих зверских акций многих уже нет в живых, а те кто живы до сих пор пользуются всеми льготами, полагающимися ветеранам Отечественной войны, получают пенсии, выступают перед студентами, школь¬никами, воспитывают внуков.
.. По пути, на каждой стоянке вагоны опрыскивали каким- то веществом, от чего вши размножались с фантастической быстротой.
Сколько юных погибло, не сумев побороть естественный стыд! Сколько не погребенных осталось лежать вдоль насы¬пи!.. Безысходность. Кругами ада прошлась машина смерти, глумясь над израненным телом народа. Тысячу раз про¬шлась. .. Но бессмертен народ, верующий в Аллаха и не теря¬ющий веры в
него, даже пройдя лихолетье, сохранивший душу свою и непоколебимую тягу к жизни. Бессмертен он, как и жизнь, сотворенная Всевышним.
...Я мысленно возвращаюсь к тому далекому дню, опять и опять пытаюсь и не могу понять и простить того молодого офицера, который танцует лезгинку со своей будущей жерт¬вой. Какую надо иметь подлую душу, чтобы, войдя в дом к людям с улыбкой на устах, танцуя с ними лезгинку - искромет¬ный танец - символ Мира и Любви, по-змеиному холодно оценивать своих обезоруженных жертв. А потом убивать, жечь, топить этих людей только потому, что был Приказ.
Свидетельство о публикации №225022301725