Этно-опера Князь Владимир. Часть III

Этно-опера «Князь Владимир». Размышления между премьерами в Москве и Петербурге. Часть III

Рогнеда — жена князя Владимира

Опять возвращаюсь к Рогнеде. Сейчас очень трудно понять женщину, жившую более тысячи лет назад. Что для неё было главным в жизни? Её положение не могло сохраняться всю жизнь, которая могла резко развернуться.

Оскорбительные слова, сказанные князю Владимиру, стали причиной смерти её родителей и младших братьев, сама она потерпела унижение. Владимир мог и её убить, но не сделал этого.

И опять вопрос, почему? Полоцкие земли стали бы его, но это надо было доказать на поле брани. Ещё отомстить Ярополку за смерть Олега и нарушение распоряжения отца. В столкновении с Ярополком Владимир хотел заручиться поддержкой отца Рогнеды Рогволда, но не случилось. Рогнеда нужна только как жена, вместе с которой он получил Полоцкое княжество.

Для Владимира, у которого уже было несколько языческих жён —  «чехиня» и «болгарыня», 800 наложниц (как свидетельствует «Повесть временных лет») Рогнеда стала очередной женой. Я не нашла информации о возможном количестве княжеских жён, но в том, что это было законно, сомневаться не приходится.

Рогнеда ещё раз была прощена Владимиром после её попытки убить его. В этно-опере «Князь Владимир» на убийство князя её уговорил Один, пообещавший сделать её своей Валькирией. Но это интересная задумка автора, пожелавшего оправдать попытку убийства.

А что могло заставить её сделать этот шаг? Ревность, ненависть, месть? Не всё было так просто и мы можем выдвигать любые версии, тем более, что их нельзя оспорить и нельзя изменить. Владимир хотел её убить, но вмешался малолетний сын. Почему же такой жестокий убийца простил её?

Мне кажется, что Владимир ещё до принятия христианства был готов к перерождению, он не являлся воплощением зла и жестокости. Он был таким, какого требовало его время.

Жёны князя жили в своих городах, были княгинями, их дети становились наследными княжичами. Возможно, вражда между ними была, но нам известны только усобицы между братьями, за власть и земли они убивали друг друга.

Назвать это жестокостью языческих времён, можно, но за теми временами последуют другие. И вплоть до наших дней, ничего не меняется: убивают в борьбе за политическую власть, в межнациональных разборках, на религиозной почве, без объявления войны бомбят города.

Колыбельная Рогнеды

Я прочла много впечатлений и отзывов от зрителей, побывавших на премьере в Москве. Многие отмечают арию Рогнеды, которая уже стала «Колыбельной».
Хочу поделиться своими мыслями. Когда-то колыбельные пели нам, они хранились в секретных ящичках нашей памяти, чтобы потом мы спели их своим детям и внукам. Тихие спокойные мелодии, простенькие тексты.

Своим детям я не пела о сереньком волчке, который может укусить за бочок. Моим девчонкам нравились песни, под которые они засыпали: «Колыбельная Светланы», «Среди долины ровныя», «Спи, моя радость, усни», «В мире нету краше маленькой Наташи». Обязательно тихо, мелодично, успокаивающе.

Рогнеда поёт колыбельную для Владимира, перед тем, как его убить. Какая-то ужасающая реальность. Понимаю, что смерть и колыбельная не могли объединиться в мозгу нормального человека. Матвиенко хотел потрясти нас и у него это получилось.

Начинает петь ласково и слова нежные. Обещает ему скорый закат, а себе — рассвет. Успокаивает, что не промахнётся, что и она вскоре пойдёт за кромку и оставит этот мир. Призывает в свидетели мать землю, что Вапхалла ждёт не только любимого, но и её.

"Ясное солнышко, ты мой свет,
Скоро придёт твой закат, мой рассвет.
Спи, мой князь, не убоюсь, не промахнусь
И за тобой вскоре пойду за кромку.
Ой, мати земля, ждёт тебя, меня
Ждёт Валхалла любимого".

Настораживает, что Валхалла, по мифологии Скандинавии — это иной мир для воинов, в котором не может быть места женщине.
Далее в словах колыбельной просыпается униженная Рогнеда, которая желает принести жертву Валхалле — конунга и надеется, что останется для него единственной.

"Полюбила я тебя, душегуба и отца
Сыновей своих малых, деток родненьких моих.
Сколько было горьких слёз,
Ревность душит и любовь!
Там в Валхалле буду я, да единственная.
Ой, мати земля, жертву ждёт она.
Ждёт Валхалла конунга".

Голос то усиливается, то затихает, в нём столько горя, столько любви, отравленной местью. Продолжает петь в волнах затуманенного, почти ускользающего сознания.
 
"Будешь ты мне там служить и любить.
Только меня, только свою Рогнеду.
Жизнь коротка. Что же, пора за кромку.
В жертву богам я принесу конунга.
Ждёт Валхалла конунга.
Ждёт Валхалла жену князя,
Дочку убитого тобой ярла Рогволда".

Мелодия покачивает: любовь-ненависть, горе-месть, смерть-освобождение. Если это колыбельная, то она страшная, но именно такой она должна быть перед убийством.

Было ли перевоплощение?

Кто-то не верит в перевоплощение князя Владимира. Некоторые возмущены, что крещение было насильственным. Ещё одна группа сомневается в точности события. Наверное, самая основная часть недовольных — это недоброжелатели Ярослава Дронова, а заодно, досталось и Игорю Матвиенко.

Почему не верят, что язычник, приняв христианство, стал другим? В нашей жизни нет примеров такого перерождения. Может такое случается, когда человек взглянул в глаза смерти, но нам этого уже не узнать. В основном, о духовном изменении личности рассказывают притчи — короткие поучительные истории, указатели на духовном пути, побуждающие человека к размышлениям.
 
Верить или не верить — выбор каждого, но это было! Это подтверждает не только «Повесть временных лет», но многие сохранившиеся документы в летописях других государств.

Ещё до крещения Руси были люди, принявшие христианство. Самым часто упоминаемым примером может послужить принятие христианства княгиней Ольгой. В 955 году Ольгу крестил патриарх Феофилакт, а Император Константин стал восприемником от купели.
Княгиня, совершившая жесточайшую месть — сожжение города древлян Искоростеня, стала христианкой. Это ли не перерождение?

Христианство принимали путешественники и торговцы, но ради собственного спасения, ради своей бессмертной души. Княгиня совершила его для процветания своих земель и народа. Как и все князья Руси она с детства приняла, что главным достоинством человека является ратный путь — сражения, победы и добыча. От варяжских воинов она узнала, что существует единый Бог, он милосерден и справедлив. Ольга желала мира с соседями и признание ими Руси.

В комментариях пишут, что князь Владимир насильно вводил христианство, нарушая этим заповеди Христа. А была ли артернатива?
Христианами были сподвижники Рюрика Аскольд и Дир, христианкой стала княгиня Ольга, но это не стало началом христианизации народа, которое могло продолжаться столетиями.

Имеем ли мы право обвинять князя Владимира в насилии?

Однозначно — нет. Прошло более тысячи лет. Мы никогда не станем теми русами, которые жили тогда. Нам трудно принять их жизнь, их правила выживания. Поэтому мы не можем их судить.

Во имя чего Владимир сделал христианской Русь? Не «зачем» и не «для чего», а во имя чего? На поверхности ответ: чтобы породниться с Византийскими императорами и укрепить связи с соседями, стать равными. Но, если приоткрыть штору, в комнату ворвётся солнечный свет. Владимир проложил дорогу Божественному Свету на многие и многие поколения.

В современном звучании — цель оправдывает средства. Владимир насильно вводил христианство. Пётр ценой многих жизней построил Петербург. Советские люди сами отдавали свои жизни, чтобы победить фашизм. Страшно предположить, что наши далёкие потомки решат, что происходило насилие ради насилия.

А баба Яга против

Конечно, участие Ярослава Дронова в этно-мюзикле-опере, было событием для его недоброжелателей. Они могли, даже не увидев данный музыкальный спектакль, указать на все «недочёты», высмеять все «неудачи», отметить смехотворный выбор Матвиенко — «вопящего Шамана».

А что им помешает поливать грязью героя народной оперы — князя Владимира? Может у нас существуют примеры наказания таких выразителей собственного мнения?
Не буду предлагать цитаты «критиков», я их только обобщу.
Князь оказался насильником во всех смыслах, его воспевание — почти преступление. Насильственную христианизацию сравнивают с инквизицией.
Шаман не поёт, он бегает по сцене и выкрикивает отдельные фразы. Это его конец.
Автор грандиозной постановки — заказной переписчик истории.
Тот, кто пишет для поп-исполнителей, не способен написать серьёзную музыку.

Поклонники Ярослава уже знают всё, с чем не согласен шабаш бабок Ёжек, повторяться им в угоду, не буду.

Смотрите, слушайте и думайте. Замысел Игоря Игоревича не только воплощает «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», но и пробуждает наше самосознание, вызывает гордость и благодарность далёким предкам.


Рецензии