Аман затеявший истребление иудаизма Есф. 3
Практически каждое предложение книги Есфирь уходит корнями в древнейшую историю державы Ахеменидов. Этот период охватывает время от древнего Египта и Вавилона до 13-го года царствования царя Артаксеркса. История изложена священниками иудейского вероисповедания, что накладывает особый стиль повествования и специфический взгляд иудейских мудрецов. Однако это не означает, что в летописных повествованиях Библии полностью утрачена историческая достоверность.
В главе 3 книги Есфирь к известному герою Мардохею добавляется новый персонаж — Аман. При этом с самого начала между ними возникает конфликт: "Мардохей отказался поклоняться Аману, хотя таков был приказ царя".
Этот поступок кажется нелогичным и противоречит воле царя, подвергая опасности всех иудеев державы Ахеменидов. В царском повелении Артаксеркса говорится:
"Мы повелели указанных вам в грамотах Амана, поставленного над делами и второго отца нашего, всех с женами и детьми всецело истребить вражескими мечами, без всякого сожаления и пощады, в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара настоящего года, чтобы эти и прежде и теперь враждебные [люди], будучи в один день низвергнуты в преисподнюю, не препятствовали нам в последующее время проводить жизнь мирно и безмятежно".
Интрига трёх царских родов в книге Есфирь
В главе 3 представлено противостояние потомков трёх древних царских родов: Мардохея, Амана и Артаксеркса. Это сложное хитросплетение родовых конфликтов объясняется следующим образом:
1. Артаксеркс — представитель царского рода Вавилона, законный правитель империи.
2. Аман — потомок амалекитян, имеющий корни царской династии, ведущие к фараонам Древнего Египта[1],[2] .
3. Мардохей — потомок царского рода древнего Израиля из колена Вениамина, царь Саул, помазанный на царство пророком Самуилом [3].
Конфликт коренится в давней вражде: пророк Самуил не только помазал Саула на царство, но и передал повеление от Бога — истребить амалекитян, поскольку они препятствовали исходу евреев из Египта. Амалекитяне продолжали нападать на Израиль, вынуждая его просить у Бога царя. Так возникла нечто вроде "вендетты" между иудеями и амалекитянами.
Большинство народов державы Ахеменидов были идолопоклонниками, в том числе почитали "Золотого тельца". Каждый царь Ахеменидов создавал своё золотое изваяние и требовал ему поклоняться. Однако иудеи, оставаясь верными царю Ахеменидов, категорически отказывались совершать идолопоклонство.
К этому времени в Ахеменидской державе по ряду причин рос интерес к единобожию, что подтверждает "Книга пророка Даниила".
Почему потомки царских родов оказались в Сузах?
Ахемениды забирали в "почётный плен" представителей царских родов покорённых народов, а также мудрецов и мастеров. Они понимали, что, например, Иерусалим без знати и элиты обречён и не сможет восстановиться.
Когда Аман узнал, что Мардохей иудей и не кланяется ему, он решил завершить "вендетту" между народами, использовав всю мощь царя Ахеменидов. Для этого он предложил внести в казну огромную сумму — около 700 тонн серебра.
В Библии сказано:
Есф. 3:9: "Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их, и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки приставников, чтобы внести в казну царскую".
После этого царь передал Аману власть:
Есф. 3:10: "Тогда снял царь перстень свой с руки своей и отдал его Аману, сыну Амадафа, Вугеянину, чтобы скрепить указ против иудеев".
Аман и его сторонники воспользовались этим:
Есф. 3:13: "И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех иудеев — малого и старого, детей и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить".
Чем заканчивается глава и как продолжится противоборство
единобожия и идолопоклонства
На этом заканчивается повествование главы 3 книги Есфирь.
В продолжении будет рассказано, как удалось предотвратить истребление иудеев, и о том, как иудаизм получил новый импульс к развитию, исторически трансформировался в ислам, пережил гонения в пост-империи Александра Македонского и привёл к Иудейским войнам против Рима. Эти войны так истощили Рим, что он не только принял христианство как одно из направлений иудаизма, но и утратил силы для борьбы с варварами.
Приложения к произведению "Редакция текста Есфирь"
[1] Агаг и царская династия амалекитян
Династия амалекитских царей упоминается задолго до появления монархии в Израиле. В книге Чисел (Чис 24:7) пророк Валаам в своём благословении Израилю говорит:
«Польётся вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдёт Агага царь его, и возвысится царство его.»
Эти слова показывают, что у амалекитян существовала традиция царской власти, а имя "Агаг" могло быть титулом их правителей, аналогично "фараону" в Египте. Этот отрывок также подчёркивает превосходство будущего царя Израиля над царями других народов.
[2] Происхождение Амана: термин "Вугеянин"
Название "Вугеянин", упоминаемое в книге Есфирь (Есф. 3:1, 10; 8:3, 5), указывает на происхождение Амана. Согласно Иосифу Флавию, этот термин означает то же, что и "амаликитянин" (Словарь библейских имён).
Это подтверждает, что Аман происходил из потомков амалекитян, что усиливает антагонизм между ним и евреями, имеющий корни в древних библейских конфликтах (Исх. 17:8-16; 1 Цар. 15:2-3).
[3] Мардохей и его родословная
Мардохей происходил из колена Вениаминова и был в числе переселённых вавилонским царём Навуходоносором пленников. В книге Есфирь (Есф. 2:5-6) говорится:
"5 Был в Сузах, городе престольном, один Иудеянин, имя его Мардохей, сын Иаира, сын Семея, сын Киса, из колена Вениаминова.
6 Он был переселён из Иерусалима вместе с пленниками, выведенными с Иехониею, царём Иудейским, которых переселил Навуходоносор, царь Вавилонский."
Родословие Мардохея указывает на его происхождение от Киса — отца царя Саула (1 Цар. 9:1-2). Это позволяет предположить, что его семья могла сохранять определённый статус среди иудейских изгнанников, а его нахождение в престольном городе Сузах подчёркивает его связь с царским двором.
Заключение
Эти приложения позволяют глубже понять историко-генеалогический контекст книги Есфирь. Конфликт между Аманом и Мардохеем оказывается не просто политическим, но и имеющим глубокие исторические корни, восходящие к противостоянию Израиля и амалекитян. Этот анализ помогает раскрыть дополнительный смысл, заложенный в повествовании, и расширяет восприятие событий книги.
Свидетельство о публикации №225022301848