Человек
(рассказ - размышление)
Сначала традиционная "заставка" рассказа моего старшего собрата по перу, друга (его предки выходцы из Греции и, что, возможно два Алкамана, античный и современный, родственники. Как Алкмеон, Алкмена. Он мой земляк):
"ШИФР ЗАМЫСЛА
Эссе
Иногда мысль, сказанная однажды, требует возвращения — не для повторения, а для полнейшего раскрытия. Слово БИБЛИЯ как раз из таких. Его привычно связывают с греческим ;;;;;; — «книги». И это удобно, но слишком плоско. Ведь если язык — не только средство, но и зеркало самой структуры бытия, то и слово способно нести в себе шифр замысла, а не просто наименование.
С этой точки зрения, слово БИБЛИЯ можно читать иначе — как аббревиатуру тюркизмов Би и Біл;, что означает «знать Судью». Эта интерпретация не противоречит, а переписывает глубину. Речь уже не о сборнике текстов — о знании меры. О соизмеримости с чем-то большим, чем мнение, но тоньше, чем догма.
И тут возникает главное: кто такой Судья?
Он — не над человеком, не в небесах, не в антураже. Он — в той же линии становления, что и человек. Не чужой, не привнесённый, а выделившийся из общего субстрата, как зародыш смысла в теле хаоса. Он не иной по природе — Он иной по степени. Но — тот же по происхождению.
И потому — не стоит отворачиваться от правды. Если Он персонофицирован, значит, по образу и подобию человечества. Именно так. Без попыток обелить. Он несёт в себе следы той самой массы, из которой выделился, — как любой, кто вышел вперёд, но не смог забыть, откуда.
И тут нужна не благоговейная поза, а честный взгляд. Без ореолов. Прямо в глаза. Судья велик не потому, что божественен, а потому что сумел стать другим, оставаясь собой. Не потому что свят, а потому что взял на себя труд удерживать противоречия. Он — как весы, у которых нет любимой чаши.
Именно это знание — трезвое, без прикрас, без пафоса — и заложено в слове БИБЛИЯ, если принять его не как имя книги, а как формулу зрелости. Би и Біл; — знать Судью. То есть: соразмеряться с мерой, быть способным видеть суть, не прячась за формы.
И ещё — важнейшее: при всей кажущейся неожиданности, такое прочтение не нарушает ни на йоту универсального закона причин и следствий. Напротив, оно в него встраивается. Ведь если Судья — не внешняя фигура, а результат, то и слово БИБЛИЯ — не ярлык, а код, проявленный в момент готовности быть услышанным.
Ничего не возникает внезапно. Даже священное. Всё имеет исток, основание, путь. И если Би и Біл; — это формула «знания Судьи», то она не могла появиться до того, как сознание вызрело к распознаванию меры. Не раньше — и не позже. В точности тогда, когда стало возможным увидеть: различение важнее подчинения, зрелость ценнее благоговения, а понимание — глубже догмы.
Так работает замысел: не по мановению, а по кривой роста. И каждое слово, как и каждое существо, приходит не просто вовремя, а в результате. И если язык способен хранить в себе такие отложения смысла, значит, он — не изобретение, а след.
След от шага. След от взгляда. След от попытки стать другим, не перестав быть собой.
Мурат АЛКАМАН,
17 апреля 2025 года."
Предисловие
Воскресенье. Да ещё и Двадцать Третье Февраля, праздник!
Собственно рассказ: "Человек"
Человек рождается. Проживает свои годы. И уходит из жизни. Всё просто и буднично.
Кто-то задумывается над загадкой - Человек. Кто-то в суете мирской, просто живёт, не ломая себе голову: "Кто он? И что он?"
Сейчас я пенсионер. Живу скромно. Хожу в Церковь. Молюсь Богу. Стараюсь жить в русле Божьего промысла, в демографически обусловленных потребностях.
Но вот сегодня вдруг задумался. Человек! Кто он такой?
А дело в том, что сейчас воскресное утро. И я "знаю" (предполагаю), что сначала съезжу в Церковь на Богослужение. Потом к товарищу зайду. Ему сегодня исполняется Шестьдесят шесть лет. Просто покажусь ему на глаза. Принесу небольшой презент-подарок. Вручу скромно ему. Лишь бы не отказался. Он одинокий. Живёт один. И сейчас ему лучший подарок - это что-то из еды: пачка чая, килограмм гречки, что-то сладкое к чаю...
Потом по обстоятельствам. Если он на мели (как всегда, туго с финансами). А я знаю он недавно поменял краны в кухне и в ванне. И говорил мне, что сильно потратился на это и остался без денег. Так вот, если он на мели (а я тоже всегда на мели, так как моя пенсия, почти вся, уходит на оплату жилья), то на этом, немного посидев у него на кухне и перебросившись парафраз, я отчалю. Если он "заначил", что-то на свой День Рождения, тогда попьем с ним пива. Перебивая друг друга, наговоримся вволю. И опять же разойдёмся.
И как тогда мне не зайти к другому своему товарищу. Тоже одинокому. Обычно, когда я стучу к нему в дверь жилья, он часто просто не открывает. Значит читает книгу. Художественную или техническую и не желает отвлекаться на пустую болтовню со мной. Но если он в одиночку пьёт пиво. Он может и открыть. Тогда я с пару часиков задерживаюсь у него. Опять же наговорившись под расслабляющее пиво, отправляюсь восвояси. Домой. К жене и больному сыну.
Послесловие
Сценарий дня расписан до мелочей. До содержания разговоров и сплетен с товарищами. Их реакцией на моё появление.
Человек! Тебя ждут везде! И в Церкви, на диалог с Богом! И товарищи, на диалог с ними. И в семье, где ты просто должен быть.
PS: (место Цензора)
23 февраля 2025
* Алкаман — древнегреческий лирический поэт VII века до н. э., один из первых представителей хоровой лирики. Он родился в Лидии, но большую часть жизни провёл в Спарте, где служил при дворе и сочинял стихи для исполнения хором. Его творчество включает гимны, парфении (песни для девушек) и различные лирические композиции.
Алкаман известен своей любовью к природе и ярким, живописным языком. Он часто описывал природные явления, обращал внимание на смену времен года, звуки и цвета окружающего мира, что выделяло его среди поэтов той эпохи. Хотя до нас дошли лишь фрагменты его произведений, их стиль и лиричность оставили значительный след в античной литературе.
Свидетельство о публикации №225022300199