О жестокости Бога
Действительно, на первый взгляд их доводы кажутся убедительными, и возразить им сложно. Обратимся к Писанию. Оно приводит не мало примеров и жестокого отношения Бога к людям, многие из которых кажутся совершенно не заслуживающими мучительной смерти. Так из Библии мы узнаем, что сгорели живьем все жители Содома и Гоморры, среди которых были и дети, и младенцы, и старики, и женщины, и просто обычные горожане не виновные в мерзости мужеловства (Быт.13:13). Из Книги бытия следует, что Господь пообещал Аврааму пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хотя бы десять праведников. Но, поскольку таковых не оказалось, что города были сожжены дотла вместе с жителями. Здесь есть очень важный момент, ускользающий от внимания читателя. Понятно, что в двух больших городах не могло быть жителей одного возраста и пола. Наверняка были младенцы и дети, которые в силу малолетства не могли грешить как остальные содомляне; и, конечно, их было гораздо более десяти человек. На этот факт обязательно укажет обвиняющий Бога в жестокости. Помимо этого, Библия содержит и другие аналогичные примеры. Иисус Навин уничтожает Иерихон со всеми его жителями (Нав.6:21-25). Далее Ветхий Завет свидетельствует о судьбе языческих народов, покоренных Израилем следующее: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой. » (Втор.20:16-17); «И так убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Чис.31:17-18); «И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых… и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, царём Есевонским, предав заклятию всякий город с мужчинами, женщинами и детьми» (Втор.3:3-6); «И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось живого, и овладели землёю его …» (Чис.21:35); «И предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых» (Втор.2:34). Аналогичная участь постигла города: Макед, Ливна, Лахис, Газер, Еглон, Хеврон, Давир, Асор. Всех людей, включая женщин и детей, поголовно истребили, города сожгли, всех царей повесили на дереве (Нав.10:28-38). После этого, в недалеком уме поневоле зарождается уверенность в жестокости и немилосердии иудейского и христианского Бога, который издевается над Своими рабами.
Наша задача состоит в том, чтобы разъяснить заблуждающимся и обличить укоренившихся в безбожии в недопустимости суда над Господом недалеким умом грешного человека. Люди в своем безумии дошли до того, что стали обличать своего Владыку и Творца. Эти библейские истории вызывают страх и трепет у неподготовленно и чувственного ума. Причина заключается в том, что к пониманию божественного человек подходит, руководствуясь логикой, лжеименного разума, пораженного страстями и впечатлительностью. У обывателя смерть невинных, а тем более детей, вызывает возмущение и негодование. А все от того, что больше всего таковые ценят плотскую жизнь и совершенно не верят в посмертную участь души, а если и верят, то на словах, а не сердцем. Услышав о невинно убиенных, страстная натура сразу же проецирует это на себя, на своих родных и близких, воспринимая трагедию чужих как личную. Ослепленный маловерием и незнанием, человек не может принять такой суд Божий и обвиняет Создателя в жестокости и несправедливости. При этом, остановиться в своем безбожном негодовании и задуматься над Промыслом Божиим ему не позволяет диавол, возбуждая в сердце гнев и отвержение воли Господней.
Для того, чтобы правильно и по православному относится к событиям Ветхозаветной истории, нужно вернуться к истокам бытия и вспомнить, кто Причина мира и человека. В предыдущих беседах я неоднократно говорил, что Бог создал мир из-за любви, которую Он не мог не разделить с разумной тварью, главной из которых является человек. Следовательно, Отец Небесный любит Своих чад ничуть не меньше, чем родители детей. Господь по природе не может быть виновником зла или жестокости, поскольку благ и милосерден. Всякое зло исключено в Его сущности, и хотя бы поэтому, Бог творит только добро. Если исходить из этой аксиомы, то Промысел Божий относительно уничтоженных городов и народов объясняется следующим образом. После грехопадения человеческая природа исказилась грехом, стала страстной и смертной. Забыв Бога и утратив память об образе и подобии, люди самые тяжкие и мерзкие грехи превратили в норму жизни. Повсеместный разврат принял вселенские масштабы. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5), – сокрушается Моисей. «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы [многие грехи]» (Еккл.7:29), – вторит ему Экклезиаст. Чтобы пресечь разросшееся зло, Господь смывает греховную скверну с лица земли Вселенским потопом, сохраняя будущее человечество в семействе Ноя. Но грех праотцов не миновал и его, распространившись в потомках сыновей Сима, Хама и Иафета. Постепенно люди стали возвращаться к прежнему разврату и идолослужению. Их дерзость дошла до того, что они задумали построить башню до неба, чтобы добраться до Бога (Быт.11:1-9). В наказание, Господь смешал строителей между собой и дал каждому свой язык так, что они перестали понимать друг друга, и «стройка века» закончилась ничем. Человечество, разделенные на племена, народы и языки, разбрелось по лицу земли. В каждом их них сформировалась своя культура, традиции и обычаи. Возникли языческие города и многочисленные религиозные культы. Утратив память и знание о Боге, люди стали выдумывать собственных богов и идолов, поскольку разум искал причину происхождения мира и человека. Удовлетворить эти поиски были призваны многочисленные культы и верования. Человеку свойственно судить о других по себе. Поэтому, чтобы заполучить милость у высших сил, он решил поступать так, как это принято у людей: умилостивить сильного через подношение даров. Всевозможным богам и духам стали приносить жертвы, высшей из которых считался человек, а лучше младенец или девственница, как самые неоскверненные и чистые, то есть лучшие.
Разнообразные жертвоприношения от плодов до детей стали неотъемлемой часть религиозного культа многих языческих народов. «Воня благоухания» Авеля сменилась смрадом замученных жертв Каина. Образно говоря, Бог снова оказался перед выбором: уничтожить раз и навсегда это беснование вместе с землей как это было накануне потопа: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт:6:6) или сохранить человечество для будущей славы Единородного Сына. Ради этого Он избирает Себе народ, из чресел которого выйдет Спаситель мира и победитель диавола. «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт.49:10), – пророчествует на смертном одре Патриарх Иаков. После многовековых мытарств и скитаний, Египетского плена и странствий в пустыне, Израиль, похоронив Моисея, обретает нового вождя Иисуса Навина, которому Господь велит очистить землю от безбожия и мерзости запустения. Иисус переходит со своим народом Иордан и начинается новая эпоха в истории человечества. Племена Земли Обетованной были поражены идолослужением настолько, что утратили способность жить по образу и подобию Божьему. Причем не только они, но и их потомки. От утробы матери ребенок язычника предназначался для служения диаволу. Бог все предвидит и поэтому знал, что никто из покоренных новым вождем Израиля народов, неспособен восстановить в себе образ Божий. Для Бога, как ярко выразился преподобный Максим Исповедник, они оказались «за горизонтом Его видения».
Главной задачей Иисуса Навина было не столько покорение новых земель, сколько уничтожения всего, что связано с язычеством падших народов. Главными носителями этого культа были люди, а затем вещи и предметы, составляющие их быт, ибо даже на посуду и одежду наносились изображения богов и духов. Для уничтожения всякой памяти о язычестве и его носителях Господь устанавливает жесткий закон, получивший название «Херем» или заклятие. Согласно ему, проклиналось как нечистое и скверное все, что связано с язычеством и идолослужением. Это означало полное уничтожение не только людей, но и скота, и утвари, и тем более предметов культа, поскольку они либо были заражены поклонением дьяволу, либо несли на себе символы бесовского служения. Если в детях зараженность язычеством была впитана с молоком матери, то далеко не на каждой корове, овце или тарелке стоял штамп с изображением Ваала или какого-нибудь духа. Однако их полное уничтожение было крайне необходимо для Домостроительства Божьего, и вот почему. Бог знал прекрасно Израиль и видел, насколько этот народ подвержен любостяжанию, чревоугодию и неумеренному желанию большего.
Установление херема было призвано отбить всякую охоту к имуществу покоренных народов, поскольку, захватывая языческое добро, израильтяне невольно поглощали и само язычество. Неутолимая жажда обогащения порабощала души потомков Авраама, уводя от служения Богу к служению диаволу, что не раз случалось с ними в дальнейшем. Владея имуществом язычников, израильтяне не могли абстрагироваться от их предыдущих собственников, а значит каждая вещь напоминала о прежних владельцах. А значит незримая связь с миром Ваала сохранялась. Для уничтожения этой связи и был установлен закон херема. Кроме того, желая обогатиться, евреи соблазнялись торговлей с язычниками. А значит вместе с экономическими развивались культурные и, что самое страшное – религиозные связи. В конечном итоге, это и привело Израиль в погибель разврата и дьявольского идолослужения Ваалу. Чтобы сохранить Свой народ от ассимиляции с язычниками, а значит и от полного уничтожения, с первых шагов Навина в Земле Обетованной Господь требует самых жестких мир по уничтожению всего связанного с богопротивным культом: от детей до вещей и утвари. Поэтому слезы, проливаемые по «невинно убиенным» Иисусом Навином, – это проявление чувственности и страстности, не ведающих о спасении души и Промысле Божьем. Такое отношение свойственно тем, кто, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «каждый день видят перед собой покойников, а ведут себя так, как будто думают жить вечно». Все уничтоженные гневом Божиим уже были мертвы душой, а пребывание в теле ничего, кроме зла и им, и миру принести не могло. Поэтому Бог и пресекал на корню дальнейшее распространение нечестия, дабы ограничить пределы власти диавола. Если бы на заре своей государственности Израиль не делал то, о чем нам повествует Писание, то и самого богоизбранного народа не было бы. Он бы растворился среди многочисленных языческих племен. Понятно, что мировая история закончилась бы точно также как во времена Ноя. А это, как мы понимаем, совершенно не входило в Промысел Божий, ибо Сыну предстояло воплотиться и явить славу Отчую падшему миру.
Завершая тему, хотел бы отметить, что судить Бога, в меру своего понимания добра и зла, руководствуясь чувствами и страстями, свойственно профанным верующим и недалекого ума безбожникам, пытающимся обосновать безбожие обращением к морально-нравственным ценностям. Они переживают за живых, но не задумываются о погибели их душ, полагая в безумии своем, что жизнь на земле, лучше вечного блаженства в Царствии Небесном. «Жестокость Бога», о которой так любят рассуждать некоторые – это не проявление зла, а необходимое врачевание души, как для умершего, так и для живущих. Если во времена Ветхого Завета Господь уничтожал племена и народы ради сохранения в чистоте Израиля, давшего миру Христа, то по Его воплощении, Бог призывает в мир иной, руководствуясь любовью к человеку. Одни уходят, когда их предназначение на земле исполнилось, а другие, когда их пребывание в теле становится невозможным для Промысла и опасным для окружающих. Во всем действует Премудрость Божия, и зло в смерти могут видеть только недалекие умом или закоренелые атеисты. Если человек не научится отделять себя от своего тела, то страхи за себя и близких будут его неизменными спутниками, заграждая путь к Истине, а значит и к спасению.
Свидетельство о публикации №225022300464