О портретах генерала П. А. Кикина и его жены Марии

НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ
 
1. Генерал-майор Кикин Петр (Варфоломей) Андреевич (1775 – 1834) – портрет работы художника Боровиковского В.Л.  Х.м. 1815 г. Новочеркасский музей истории Донского казачества.  О наградах генерала см.  ниже. 

2. Мария Ардальоновна Кикина, урожденная Торсукова (1787-1828), жена П.А. Кикина с 1815 года – портрет работы П.Ф. Соколова. Бумага, итальянский карандаш, сангина и белила.  Ок. 1817 г. Музей  В.А. Тропинина (Москва).   

Первоначальная цель настоящего исследования  состояла в том, чтобы отыскать какие-либо сведения об одном портрете жены генерала, выполненном еще до ее замужества, когда она носила девичью фамилию Торсукова.  Буду называть ее так и в дальнейшем, хотя  на таких известных сайтах,  как «Генералитет Российской императорской армии и флота», где указано имя ее отца, и «Справочник метрических данных архивов СПб», где имя М.А. приводится два раза,  данная фамилия пишется с буквой «а».   

В аннотации к утерянному ныне  «Портрету Марии Ардальоновны Торсуковой», выполненном художником А.Г. Варнеком, в книге В.С. Турчина сообщается: «М.А. Торсукова, в замужестве Кикина. Портрет воспроизведен в журнале «Мир искусства» - (1902 г., №4, с. 200). Был представлен под № 970  на Таврической выставке 1905 года. Находился  в указанном году в собрании И.А. Всеволжского, в настоящее время (1985 г.) местонахождение неизвестно. На Таврической выставке значился работой неизвестного художника» [1].

Приступив к изысканиям, касающимся названого выше портрета работы А.Г. Варнека, сообщу сразу, что они не увенчались успехом, однако не были бесполезными, т.к. в музейных каталогах и в интернете отыскалось много сведений о портретах членов семьи Кикиных.

Что касается портретов Кикиной Марии Ардальоновны, то в разные годы они выполнялись такими художниками, как Петр Соколов (1817), Орест Кипренский (1817), Карл Брюллов (1821) и еще раз Петр Соколов (1822).  Замечу при этом, что Карл Брюллов выполнил наряду с  портретами семейной четы Кикиных, хранящихся в собрании ГТГ [2], также и портрет их дочери Марии, а художник Григорий Чернецов  запечатлел П.А. и М.А. Кикиных на своем грандиозном полотне из собрания ГРМ «Парад на Марсовом поле» [3]. 

Несомненно, что в этой семейной портретной галерее Кикиных одним из основных портретов Петра Андреевича считается его портрет кисти художника Дж. Доу, находящийся в галерее героев Отечественной войны 1812 года в Зимнем Дворце.
Из большой группы семейных портретов семьи Кикиных  решил приложить в итоге к миниатюре те два портрета, которые читатель видит выше, по трем причинам.

На данных портретах возраст супругов примерно одинаков и близок ко времени их бракосочетания,  произошедшем 27 сентября 1814 г. в Мраморном дворце СПб.  Примерно через год здесь же будет зарегистрировано рождение их дочери Марии, которую в детском возрасте запечатлел на своем портрете Карл Брюллов.
Кроме того, возраст Марии Кикиной на портрете Соколова лишь года на два выше того когда она была еще Торсуковой, и ее запечатлел на утерянном ныне портрете Александр Варнек.

Не исключаю, что если не сам портрет, то хотя бы его фотография и ее распечатка, выполненная в 1905 году при организации Таврической выставки 1905, еще могут находиться в архивных документах, касающихся выставки.
Обсудив воспроизведенные выше портреты, представлю ниже краткие биографии героев публикации.

Кикин Петр Андреевич (27 декабря 1775 , Алатырь, Симбирская губерния -18 мая 1834, Санкт-Петербург) - русский военный деятель и меценат, генерал-майор, статс-секретарь Александра I. Один из инициаторов строительства Храма Христа Спасителя. Представитель известного дворянского рода, прославившего Отечество [4].

Военную службу  он начал прапорщиком в лейб-гвардии Семёновском полку, куда был записан ещё в детстве, и уже в десять лет был сержантом. Участвовал в турецкой войне. В начале войны 1812 года - полковник, был дежурным штаб-офицером при начальнике Главного штаба, затем исполнял обязанности дежурного генерала 1-й Западной армии. Участвовал в сражениях при Валутиной горе (был ранен в глаз), Бородине (ранен во время контратаки на Курганную батарею), под Красным.

В 1816 -1820 годах Пётр Андреевич был статс-секретарём по принятию прошений на высочайшее имя и членом Комиссии прошений. А в 1820 году он стал одним из основателей и первым председателем Общества поощрения художников, важную роль в работе которого играл и художник-портретист А.Г. Варнек [5].

Кикин  поддерживал братьев Брюлловых, Чернецовых, Алексея Гавриловича Венецианова, Александра Андреевича Иванова, способствовал развитию их таланта, содействовал выкупу на волю крепостных художников, спонсировал художественную школу Александра Васильевича Ступина в Арзамасе.

В 1822 году он был избран в почётные члены Императорской Академии художеств, а в 1823 году назначен сенатором.  В 1826 г., вскоре после вступления на престол Николая I, Кикин  вышел в отставку с поста статс-секретаря.

Последние годы жизни Кикин П.А. проживал  большей частью в своём рязанском имении в селе Большая Алешня, куда к нему часто приезжал его друг, генерал от инфантерии,  Ермолов Алексей  Петрович (1777 – 1861).  Деятельность Петра Андреевича «на пользу общую» и здесь не прекратилась: он состоял членом Вольного экономического общества, занимался усовершенствованием сельскохозяйственной техники, писал статьи по этим вопросам и многое сделал для улучшения быта крестьян.

Пётр Андреевич Кикин скончался 18 мая 1834 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. ///////////////

Жена П.А. Кикина, Мария Ардалионовна, дочь генерал-майора с 1876 по 1801 гг.  Ардалиона А. Торсукова до вступления в брак была, внучатой племянницей камер-юнгферы Екатерины II,   М.С. Перекусихиной. Детство она провела в стенах Зимнего дворца, получив  блестящее воспитание и образование.

По воспоминаниям  современников Мария Торсукова «была очень умна,  мила, образована, чрезвычайно оригинальна и ничем не походила на всех московских и даже петербургских барынь». Отмечали также «независимый образ ее мыслей, который сказывался не только в умных, образованных, без тени жеманства речах, но и в туалете, который отличался каким-то изящным удобством и  практичностью».
Такой предстает супруга Кикина на литографии В.И. Погонкина с  акварели П. Ф. Соколова 1817  года. Считается, что это один из самых обаятельных интимных женских образов в русском изобразительном искусстве.

У  семейной четы Кикиных были дети:  Варфоломей (1812 - 1882), женился на княжне Наталье Григорьевне Голицыной (без наследников); Мария (1816–1856), вышла замуж в 1840 году за князя Дмитрия Петровича Волконского (1805–1859), сына князя и генерала Петра Михайловича Волконского.  Еще одна дочь родилась и умерла в 1818 году. 

Дата рождения сына свидетельствует о том, что он был рожден за три года до официального брака родителей. 

Завершая свое исследование, решил «напоследок» пролистать все пять томов «Русских портретов», имеющихся у меня в электронном виде, и обнаружил в четвертом томе один «ляп», допущенный издателями, работающими под наблюдением Великого князя  Николая Михайловича. 

Оказалось, что имена Кикиной Марии Ардалионовны и Кикина Петра Андреевича с присвоенными им номерами 46 и 47 в Алфавитном указателе 4- го тома имеются, однако страницы  с их портретами и биографиями в томе отсутствуют. Вероятно, что еще на стадии подготовки тома к печати  с портретами что-то произошло (?)….

ПРИМЕЧАНИЯ 

1. Турчин В.С. Александр Варнек. М. «Искусство». 1985. С. 149. 
2. Карл Брюллов. Портреты Кикиных Марии Ардальоновны и Петра Андреевича. Каталог «Государственная Третьяковская галерея». Живопись первой половины ХIX века. Т.3.М.
2005.
3. Русский Музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог. Чернецов Григорий Григорьевич. Картина 576. Парад после окончания военных действий в Царстве польском…С.187.
4.Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество: энциклопедия дворянских родов. - Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2004. 
5.  Григорович В.И. Избранные труды / сост., вступ. ст. и примеч. Н.С. Беляева; науч. ред. Г.В. Бахарева; БАН. — СПб.: Лема, 2012. — 480 с.: ил.       32.02.2025.


Рецензии
Уважаемый Владимир,
портрет Марии Ардальоновны Торсуковой, который воспроизведён в журнале "Мир искусства" 1902 года, выставлялся под № 970 на Таврической выставке 1905 г. и обозначен под номером 46 в 4-ом томе "Русских портретов" принадлежит кисти К.Х. Фогеля фон Фогельштейна. Его атрибуция в начале 20 в. как работа неизвестного художника или Никола де Куртейля связана, скорее всего, с потемнением верхнего лакового покрытия полотна. После реставрации в начале 80-х годов 20 века в нижнем левом углу стала хорошо видна монограмма "CV" и дата "1811". Монограмма, композиционное построение, техника исполнения не оставляют сомнений в авторстве портрета. Ещё в середине 80-х гг. на принадлежность монограммы Фогелю фон Фогельштейну указал сотрудник ГРМ Б.А. Косолапов. В прекрасном издании Каталога-реконструкции Таврической выставки 1905 года составителем Н. Окуренковой (Выпуск 1,Москва,2016)использовано также сравнение с негативом портрета для Каталога выставки. Портрет М.А. Торсуковой, как часть семейной портретной коллекции И.А. Всеволожского, унаследованной дочерью Софьей Ивановной Всеволожской(в замужестве Граббе), в начале 20-х гг. 20 века попал в Донской музей в Новочеркасске после отъезда оттуда семьи последнего Войскового атамана М.Н. Граббе. Там он находится и сейчас вместе с другими портретами семейной портретной галереи. Изображение М.А. Торсуковой(в замужестве Кикиной) там не единственное – к сожалению, в публикации портретов Всеволожских-Граббе из собрания Новочеркасского музея донского казачества 2020 года много ошибок в их атрибуциях, которые перекочевали и в Госкаталог. На данный момент сомнений в авторстве указанного Вами портрета нет. Если точно известно, что А.Г Варнек писал Марию Ардальоновну, то в Новочеркасском музее истории донского казачества есть ещё один неатрибутированный портрет, предположительно М.А. Торсуковой, в котором модель одета по моде середины 20-х годов 19 века (Ж-925) и автор неизвестен. Стоит приглядеться к нему.
С уважением, Наталья Бондарева.

Наталья Бондарева 3   09.06.2025 17:41     Заявить о нарушении