Беспалубные суда древней Руси

Начнём с того, что беспалубные суда в принципе не существуют.

Тут логическая ошибка. Беспалубными судами называют суда не имеющие трюма. Но палуба-то у них есть.

Ошибочно думать, что палуба может быть только над трюмом. На самом деле, любая горизонтальная поверхность на судне, по которой можно ходить - палуба.

Если молодой моряк бросит окурок, пусть даже находясь на самом нижнем ярусе трюма, то старослужащий ему скажет: "подними с палубы". Потому, что пол в трюме, это тоже палуба.

Даже в прогулочной лодке мы ходим по некоей конструкции из брусков со щелями. Это тоже палуба, хотя и вкладывается в лодку, ничем не закреплённая.

Однажды беседовал с одним яхтсменом. Пытался поговорить об устройстве палубы на лодке кижанке, которую видел на Онежском озере.

Яхтсмен отрезал:
-На лодке нет палубы.
-Как же, как же, - говорю я, - доски набитые на флоры, разве это не палуба?
-А что такое флоры? - вопросил яхтсмен.
-Флоры, - отвечаю, - это такие горизонтальные брусья, или доски, проложенные от одного шпангоута до другого.
-Нет на лодке никаких флоров, отвечает мне яхтсмен.
-А что же там есть?
-Киль, шпангоуты и обшивка, а больше ничего.

Тут я немного опешил. Подумал, собрался с мыслями и продолжил разговор так.

-Ты в лодке катался?
-Не катался, а ходил.
-По какой поверхности ты ходил?
-По дну лодки.
-То есть ты ходил прямо по обшивке, которая наклонная, ребристая, из-за того, что обшивка в нахлёст, и запинался об шпангоуты?

Яхтсмен задумался, но так и не припомнил случая, чтобы он запнулся об шпангоут.
-Нет, я ходил по дощатому настилу.
-Поздравляю, этот настил должен иметь какое-то название? Так вот, он называется палуба.

Вот и получается, что палуба на беспалубных судах есть. А чего там нет? Нет трюма. Потому, я полагаю, что эти суда следует называть не беспалубными, а бестрюмными.

Так доводилось мне в музе Города Осло осматривать суда викингов, которых там представлено два - откопанных из погребальных курганов. Так вот, палуба на них имеется, и она даже приподнята сантиметров на 20-30 над килем. А вот трюма там действительно нет.

И устроена эта палуба следующим образом. Поперёк судна от шпангоута, до шпангоута проложены горизонтальные брусья - флоры, а дощечки палубы совсем короткие вставлены между флорами, уже вдоль судна от флора, до флора.

В условиях отсутствия лесопилок, производить такие короткие дощечки легче, чем длинные доски. Их добывают методом раскалывания коротких осиновых чурбаков. осина легко колется, ход волокон прямослойный, без свилеватостей. И она хорошо колется, не только по радиусам, но и по хордам, так называемые тангенциальные расколы.

Это экономило древним корабелам массу времени и сил. Длинные доски нужны были только на обшивку. А палубу устраивали из коротких дощечек - дранок.

Любопытно, что в одном журнале я увидел фото сенегальских больших лодок, сделанное сверху. И обратил внимание, что палуба на них устроена точно так же.

Что же касается палуб современных лодок - кижанок, то она устроена уже из длинных досок, ибо на лесопилках  производят длинные доски, и никто, будучи в здравом уме не станет распиливать их на короткие дощечки, а просто бросит длинную доску сверху на флоры и прибьёт гвоздями. Вот и палуба.

Теперь перенесёмся в древнюю Русь. Что скажет археология?
Увы, наша археология не так красноречива, как скандинавская.
У викингов был обычай хоронить конунга прямо в корабле, его закапывали в курган вместе с его судном. Большинство судов Викингов благополучно сгнили. Но те суда которые закопали в глинистую почву, в отсутствии кислорода не сгнили, а только почернели.

Всего таких судов откопано уже 26 штук. Два из них я лично видел в музее.
В конце 19го века норвежцы даже построили копию одного такого судна и сгоняли на нём до Нью Йорка. Оказалось, что при оптимальном ветре такое судно развивает скорость до 11 узлов (около 20 км. в час), хорошо идёт и против ветра, под углом к нему (бейдевинд), и обладает прекрасными мореходными качествами.

Но то викинги. А как обстояло дело на Руси? Увы ни одного целого судна не найдено.

Почему?

Потому, что на Руси не было обычая хоронить владельца вместе с кораблём.

Был такой арабский историк Ибн Фадлан. Он в составе посольства прибыл в Волжскую Булгарию в 10м. веке. И он своими глазами видел русов, приплывших по торговым делам в Булгарию. Описания корабля русов он не оставил. А вот обряд погребения знатного руса он описал. Его торжественно сожгли вместе с кораблём. Теперь понимаете, почему в наших курганах нет сохранившихся кораблей?

Любопытно, что по всей Волге археологи находят погребения, обложенные камнями по форме и размеру, соответствующие контуру корабля. Этакие каменные кораблики, с могильным курганом в центре.

Итак, целых кораблей нет. Но зато есть фрагменты и детали, по которым можно восстановить приблизительный облик дощатых русских кораблей.

Сравним судно викингов и древнерусское судно.

Длина судов викингов, представленных в музее около 20 метров. И вообще корабли раннего средневековья в любой стране, имели длину около двадцати метров, но были и гиганты по 40-50 метров.

Почему?

Дело в том, что даже если мы возьмём для киля огромную сорокаметровую сосну, то после отсечения тонкой вершины и толстого свилеватого комля, останется бревно около 20 метров длиной.

Либо строй судно двадцатиметровой длины, либо придется делать составной киль, из двух, а то и трёх брёвен.

Понятно, что шестидесятиметровый киль будет гнуться на волнах, да и сочленения будут его уязвимым местом.

Вообще, деревянные корабли даже в девятнадцатом веке не строили длиннее 60 метров. Это предел.

В средневековье же предпочитали корабли поменьше, но попрочнее. В саге о Сверире описан один огромный корабль викингов, который в честь Девы Марии, назвали Мариин корабль. (Это был уже двенадцатый век, и Норвегия была уже крещена). О длине корабля можно судить по числу вёсел - 33 с каждого борта. То есть длина такого судна должна была составлять 50-60 метров.

Так вот, при первом же небольшом шторме, корпус судна начал деформироваться, доски стали расходиться, открывая течи. Экипажу пришлось прямо на ходу прибивать доски обшивки гвоздями, запас которых по счастью был среди груза судна.

Несмотря на заступничество Святой Девы, судно и после ремонта открывало всё новые щели и текло. В конце концов, люди Сверира измучившись бесконечными ремонтами бросили судно на берегу. Враги берестеников - плащевики поначалу обрадовались, найдя такое большое и новое судно. Пытались на нём плавать. Потом тоже бросили его. Ибо конструкция не выдерживала нагрузок. Так огромный корабль и сгнил.

Итак, рабочий размер кораблей викингов был 20 метров. Некоторые гиганты достигали 50 метров (25 пар вёсел). А что на Руси?

На Руси археологи находят корабельные кили длиной до десяти метров.
Почему у нас короче? Мне как мужчине обидно, когда у иностранцев что-то длиннее, чем у нас.

Дело в том, что русские корабли ходили по рекам. А реки извилистые, они петляют по своей пойме, закладывая очень крутые излучины, кроме того на реках многочисленные мели, перекаты, пороги.

На порогах очень важно иметь хорошую маневренность. Надо быстро разворачивать судно.

А ведь понятно, что, чем длиннее судно, тем больше дуга его разворота, что сильно уменьшает живучесть судна на порогах.

На излучинах небольшой реки, вроде Клязьмы, Каменки или Яузы, крупное судно может просто не вписаться в поворот.

Вот, те корабли викингов, которые я видел в музее имели одно - 12 пар вёсел, другое - 14 пар.

А что на Руси. Найден ушкуй, у которого 6 пар вёсел. Да на гербе города Кострома имеется изображение ладьи с 7 парами вёсел.

6, это как раз половина от 12, а 7 - половина от 14. Всё сходится. Если длина викингского судна = 20 метров, то длина русского судна = 10 метров. И вёсел соответственно вдвое меньше.

Форма днища у Викингских судов заострённая, чтобы поместить под палубой балласт и улучшить устойчивость судна. У нас - плоская, чтобы беспрепятственно проходить мели и перекаты, не цепляться за подводные камни на порогах. Руль у викингов - лепесток закреплённый в двух точках и потому могущий поворачиваться только вокруг одной вертикальной оси (одна степень свободы. У нас же простые рулевые вёсла. Они имеют две степени свободы, то есть не только поворачиваются вправо-влево, но ещё и поднимаются и опускаются.

Допустим, что судно викингов проходит порог. Оно зацепилось рулём за камень. Что будет? Руль просто оторвёт. И судно викингов станет неуправляемым в самой критической ситуации.

А если русское судно зацепится рулевым веслом за камень? Что будет? А ничего!
Весло приподнимется скользнёт по камню и всё. Плывём дальше.

Кроме того, рулевым веслом можно не только рулить, но и подгребать, то есть активно менять направление судна, даже если гребцы перестали грести, а парус не поднят. Лепестковый руль викингов хорош лишь тем, что не требует больших усилий для удержания судна на курсе. Активно подгребать им невозможно.

Словом, разница в том, что русское судно меньше по размеру, имеет меньшую осадку и более манёвренно, вплоть до активного рулевого устройства.

Теперь о названиях. Как назывались русские суда.

Дощаник - то есть сделанный из досок (в отличие от долблёного судна)
Шитик - то есть сшитый. Имеющий обшивку. Дело в том, что доски в старину не сбивали гвоздями, а сшивали вицами, лыком, гибкими еловыми корнями.
Насад - от слова насаживать. Так назывались боевые суда. В них старались насадить побольше народу и вёсел было максимальное количество, ибо известно, что гребное судно плывёт тем быстрее, чем больше на нём гребцов.

Такие суда могли использоваться на таможне, чтобы догнать нарушителя, если он попытается проскочить мимо таможни, не заплатив, или догнать пиратское - разбойничье судно.

Что же касается торговых судов, то на них нужно место, куда складывать товар. Трюма нет, потому приходилось использовать часть палубы. А чтобы уберечь товары от дождя, над этим местом устраивали двускатную крышу. Такое помещение называлось чердак.

Такое судно называлось павузок. По крайней мере, в источниках слово насад используется только в отношении военных судов, а павузок - только в отношении торговых.

Ну, и никуда не делись старые добрые ладьи и струги. По мере истребления толстых деревьев, их тоже начали уже не вырубать из цельного ствола, а делать из досок. Но название менять не стали. Так например поморы строили "заморские" лодьи. Заморские, потому, что на них можно было ходить за море. Это были полноценные суда с трюмами и каютами для экипажа и кормчего. Имели три мачты. Но они по прежнему назывались ладьями, как их долблёные предки.

В наше время пластиковые и алюминиевые лодки с мотором, всё равно называются лодками, хотя уже давно не делаются из досок. Смена материала - не повод для смены названия.

Равно, как и современные корабли из углепластика продолжают называться кораблями, точно так же, как их деревянные предшественники.

Встретил факт. Ушкуйники числом 7 000 человек совершили поход по Волге на 200 ушкуях. То есть в среднем, на одном ушкуе было по 35 человек.

Если наш ушкуй имеет длину 12 метров и ширину три метра, тогда полезной площади на нём будет 18 кв. м. То есть по два человека на 1 кв. метр. Тесновато, но для транспортировки войска сойдёт.


Рецензии