Крейсер и Варяг. Сценарий фильма

Крейсер и Варяг. Сценарий художественного фильма

Последний бой главного калибра линкора «Император Александр III».
Сценарий художественного фильма
 

Главные герои фильма:
Николай, русский офицер-артиллерист, который  в Тунисе стал рыбаком.
Сергей, русский офицер-артиллерист, который в Тунисе  стал инженером.
Наташа,  его жена.
Асма, тунисская девочка.
Нуреддин, ее отец.

Другие герои:
Морские офицеры Русской эскадры, ушедшей в 1920 году из   Крыма,  и члены их семей   в тунисском порту Бизерта.
Тунисцы и туниски, жители Бизерты.
Немцы, оккупировавшие Бизерту в 1942 году.
Французы,  офицеры в Бизерте

1920 год. Бой  белых и красных на берегу Крыма. Линкор «Генерал Алексеев» , переименованный  белыми линкор «Император Александр III», огнем главного калибра поддерживает наступление белых на рыбацкую деревушку. Два офицера-артиллериста, Николай и Сергей, видят в бинокль, как казаки врываются в деревню, из которой  отступили красные, не выдержав огня главного калибра, и устраивают резню над жителями деревушки.
Николай осуждает и отказывается стрелять по отступающим  красным.
Сергей отдает приказ открыть огонь.
Огромные, в человеческий рост снаряды главного калибра.
 Один за другим снаряды   подаются к орудиям.
Страшные взрывы на берегу.

1921 год. Николай, его лодка, на берегу моря под Бизертой.
Он вспоминает:
-  линкор «Генерал Алексеев»  уходит из Севастополя в 1020 году, взяв на борт кадетов Морского училища и беженцев, среди которых и молодые женщины.
- Ирина, любимая женщина Николая, остается в Севастополе и,  со слезами на глазах,   машет ему синим платочком.
- Константинополь. Ожидание решений. Несколько апельсинов за золотое кольцо Вали. Сергей знакомится с Наташей, Николай -  с Валей.
- Константинополь.  Русские военные корабли должны уйти в Бизерту. Приказ  командующего  Русской Эскадры оставить на борту кораблей  только жен. Скоротечные свадьбы, в том числе и Сергея с Наташей. Валя, видя колебания Николая,  «выходит замуж» за попавшегося под руку Петра. Когда тот возражает, она закрывает ему рот страстным поцелуем.
- Декабрь 1920. Солнечный день.  Линкор «Генерал Алексеев» входит в Бизерту. На палубе  корабля играет духовой оркестр. Праздник для большинства, тревога на лице Николая и Вали!

Жизнь моряков Русской Эскадры  и их семей в Бизерте. Приказ контр-адмирала Беренца, в.р.и.о. командующего Эскадрой: «Сохранять корабли! Мы вернемся!»  Споры офицеров о  том, что же произошло в России, о Февральской и Октябрьской революциях и Гражданской войны. Николай, в отличие от большинства офицеров, остается в одиночестве со своей, как ему бросает Петр, «большевистской заразой».
Николай проводит теперь больше времени с простыми матросами.
Вспоминания моряков о   прошлой жизни в России.

Два офицера, Константин и Александр,  узнав, что их канонерку  французы хотят забрать и продать на металлолом,  топят свой корабль. Другие офицеры  понимают, но осуждают их отчаянный поступок.  От переживаний   Александр кончает жизнь самоубийством.

Николай проводит время с детьми в школе  на броненосце «Георгий Победоносец». Рассказывает им об истории Андреевского флага.

Сергей,  Николай и Фредерик,  французский офицер, встречаются   в кафе в Бизерте.   
Фредерик, их знакомый, из  администрации  порта Бизерты,  издевается над нравами тунисцев.   Он смеется и   над Николаем, говоря, что его имя по-арабски звучит очень  фривольно («ник» по-арабски - faire l`amour!).
Николай отвечает с улыбкой: «Тогда зовите меня… Варяг!»
Сергей добавляет: «А… меня  - Крейсер!
Фредерик продолжает  атаковать: «А ваши женщины, между прочим, тоже не ангелы,  подрабатывают проституцией! Валя, кстати…»
«Врешь!» – кричит Николай и бросается на Фредерика.
Сергей  разнимает драчунов.
Но с тех пор Николай и Фредерик  стали врагами.

1924 год. Последний день Русской эскадры. Спуск Андреевского флага. Николай и Сергей среди офицеров. Скорбные лица. Сжатые кулаки.
Французский  адмирал Эксельманс разрешает взять морякам то, что они считают нужным. Сергей и Николай спускаются в трюм и осматривают снаряды.
Ночью к линкору подъезжает грузовичок. Сергей, Николай  и другие офицеры  погружают снаряды, вывозят их из порта и прячут на окраине  Бизерты, в заброшенном доме…
Валя прощается с Наташей и уезжает из Бизерты во Францию.
 
Декабрь 1924 года.  В Бизерту направляется  советская делегация во главе с академиком Крыловым.  В составе делегации - Евгений Беренс, брат контр-адмирала.
Осмотр кораблей, в том числе и  линкора «Генерал Алексеев», вместе с французскими  офицерами Крылов  обращает внимание  французского адмирала на снаряды главного калибра.
Несколько «гнезд» для снарядов – пустые.  Евгений Беренс задумчиво смотрит на эти гнезда…

Михаил Беренс, Сергей, Николай и другие офицеры. Разговор о том, что же теперь делать, куда податься, в какую страну уехать.  Сергей по совету Наташи, которая уже работает  медсестрой в госпитале,  решает остаться с ней  в Бизерте.
Фредерик, влюбленный в Наташу, устраивает Сергея  в  морской порт инженером по ремонту подводных лодок, а Петру   даже  помогает   деньгами приобрести грузовик.

Николай, потрясенный    гибелью  Эскадры и правдой о Вале,  уходит из Бизерты и  живет один,  отшельником. У него лодка с парусом. Он ловит рыбу, разводит костер, вечерами поет русские и украинские песни.
Когда наступает  ненастье,  он переворачивает лодку и спит под ней.

На него случайно натыкается, гуляя по берегу недалеко от Бизерты,  тунисская девочка Асма. На ней  - тот же синий  платочек,  с которым его провожала Ирина.

Сергей   под начальством  Фредерика ремонтирует французские подлодки.

Асма и  Николай.  Она не знает французского языка. Они  пытаются объясниться  знаками. Звучит русская речь  Николая и арабское воркование Асмы.  Николай оживает, он даже улыбается, изображает то клоуна, то шута…
И называет себя «Варягом»…
Н следующий день  Николай снова уходит в море,  ловит рыбу,  и,  возвращаясь, он впервые видит,  что его ждет … синий платочек.
Ему кажется, что это она, его любимая,  которая осталась в Севастополе.  Или Валя, которая вернулась…
Но…Это Асма!
«Варяг» радостно машет Асме рукой.

Наташа, медсестра,  заботится о тунисских детях, лечит их.
Фредерик достает лекарства, которых так не хватает, и  ухаживает за ней.

Николай на песке рисует  перед Асмой бутылку и показывает знаками, что он хочет  выпить вина.   Асма уходит с рыбой домой, она вынуждена впервые рассказать своему отцу Нуреддину  о новом знакомом, странном русском по имени «Варяг».

Встревоженный Нуреддин приходит вместе с Асмой с своим другом Мохамедом, к «Варягу».  Нуреддин, как и Николай,  знает французский. Нуреддин и «Варяг» симпатизируют друг другу. Начинается их  верная мужская дружба.
И,   приходя к «Варягу», Нуреддин приносит бутылку тунисского вина.

1936 год.   Совет моряков. Русские офицеры решают построить православный Храм в Бизерте как памятник Русским Кораблям. Нуреддин помогает им получить разрешения в местной мэрии.
О русских,  работающих в Бизерте,  только хорошие отзывы. Совет мусульман-старейшин дает добро. Французская администрация, с которой у Фредерика связи,  не возражает.

1937 год. Строительство  православного Храма. Николай продолжает жить отшельником, но теперь  его задача -  поймать как можно больше рыбы и накормить  строителей.

Наташа  расписывает  стены Храма. Краски для нее привез Фредерик из Туниса, где он  познакомился с русским художником Александром Рубцовым, еще одним «русским отшельником». Александр, переживая раскол  в России, перестал общаться с русскими и даже разговаривать на  русском языке…

1938 год. 10 сентября. Торжественное событие. Освящение Храма Александра Невского. Молитвы моряков и офицеров.
Наташа поет в церковном хоре.

Асма серьезно заболевает.
 Николай начинает из тряпочек  делать куклу для Асмы и молится о ее здоровье в Храме.
Наташа ее вылечивает.

1939 год.  1 сентября. В Европе начинается Вторая мировая война.
Споры офицеров. Контр-адмирал Беренс говорит: «Эта война -  не против Европы.  Захватив ее, Гитлер, как Наполеон, пойдет на Советский Союз. Это война против России!»
Петр возражает. Сергей колеблется.
Большинство офицеров согласны с Беренсом: «Надо сражаться с фашистами! Будем  защищать Россию!»

Схватка одинокого  Николая в море с огромным тунцом, который попался на его крючок и который мог  потопить  его лодку,  заканчивается победой Николая.
Ночной костер  около возведенных  уже стен Храма. Русская уха из тунца. Моряки поют    русские и украинские песни.

1940 год. Капитуляция Франции. Призыв французского генерала де Голля: «Французы, сопротивляйтесь!»
 Русские  морские  офицеры  записываются добровольцами в во французскую армию и готовятся к отъезду.
Офицеры собираются на  последний совет. С контр-адмирал  Беренс  приказывает Сергею и еще двум офицерам остаться в Бизерте.
 Фредерик против генерала де Голля и  служит  вишистскому правительству.
Николай  продолжает жить отшельником на берегу моря.

1942 год. Высадка союзников Красной армии в Марокко и Алжире. Немцы захватывают Бизерту, превращая его в свою военно-морскую базу, в том числе и для подлодок.
Фредерик  идет в услужение к немцам и ходатайствует за Сергея.
Пьяные немецкие офицеры обманом,  -  в этом вина   и  Фредерика, -  схватывают Наташу, увозят к себе и насилуют.
Наташа в Храме  Александра Невского перед нарисованными ею иконами. Она просит прощение!
Наташа кончает жизнь самоубийством.
Налет американских бомбардировщиков. Бомба попадает в  Храм.

Николай в открытом море на рыбалке.  Из воды, за его спиной  появляется перископ. Рядом с его лодкой  всплывает немецкая подлодка.  Немцы обыскивают лодку Николая, находят тельняшку и Андреевский флаг.  Издеваются и насмехаются над Николаем.  Заставляют надеть тельняшку, приказывают поднять флаг на мачту.  Николай вынужден подчиниться. Подлодка отплывает, и немцы начинают из пистолетов  расстреливать флаг, соревнуясь, кто точнее попадет.

Николай находит в Бизерте Сергея, пьяного, страдающего по  Наташе. Спрашивает, где Наташа. Сергей,  ничего не говоря,  ведет  его на христианское кладбище, где среди русских могил и новая, могила Наташи.
Николай и Сергей  приходят  в  разрушенный бомбой, но выстоявший Храм Александра Невского. Там встречаются с другими русскими офицерами.
Совет офицеров. Обсуждают последние сообщения   из Советского Союза о начале битвы за Сталинград и  горестные новости о гибели   Юргенса и других товарищей…
Михаил Беренс, который связан с Французским сопротивлением,  рассказывает о «золоте Роммеля», о том, как нацисты грабят Тунис.
Решение офицеров: «Беспощадная война с фашистами!»


Наступает День мщения. Зарядное устройство  приготовлено.  Сергей,  Николай,  Петр  с моряками   погружают снаряды главного калибра «Генерала Алексеева»  в грузовик Петра  и направляются  в морской порт Бизерты. Сергей за рулем, Николай рядом, в его руках подрывное устройство.
 Немецкий патруль у шлагбаума хочет проверить груз.   Появляется  Фредерик и   приказывает  пропустить  машину.  Фредерик,  неожиданно увидев в кабине Николая, подозревает неладное,  дает знак немцам, чтобы они остановили грузовик.
Сергей направляет машину в док, где стоят  на ремонте фашистские подлодки. На одной из них идет погрузка ящиков.  В них – «золото Роммеля» и мраморные античные статуи из музея Карфагена.
Немцы начинают стрелять по машине.
 Сергей   прибавляет скорость, прижимает кирпичом педаль газа,  кричит Николаю: «Прыгаем!».
 Николай открывает дверь,  кирпич соскальзывает с педали,  Сергей, получив ранение в голову,  выхватывает из   рук Николая  взрывное устройство, выталкивает его  из машины в момент, когда грузовик оказывается как можно ближе к кромке причала.
Николай падает в воду.
Сергей направляет машину прямо в борт стоящей в доке немецкой подлодки.
Страшный взрыв, за которым следуют другие не менее страшные взрывы.
Николай плывет,   видны следы крови на воде вокруг него, он оборачивается и, теряя сознание,  видит   страшные взрывы, которые были тогда, в 1920 году,  на крымском   берегу.
Николай: «Врешь, не возьмешь!»

Асма слышит    взрывы в Бизерте, видит черный дым над городом и огненные вспышки рвущихся боезарядов,  бежит по берегу моря в сторону Бизерты.   
Она находит на   берегу обессиленного Николая, истекающего кровью, с трудом затаскивает его под кусты и, наломав ветки, скрывает его тело.
Одна помощь, одна надежда у нее – отец.
В городе  свирепствуют немцы. Они  арестовывают и русских, и  тунисцев, и французов.
Фашисты расстреливают Фредерика,  обвинив его в пособничестве Сергею.

Асма сообщает  Нуреддину, что  она спрятала Варяга и просит о помощи.
Нуреддин с Мохамедом и другими тунисцами находят Николая и относят к его лодке.
Николай понимает, что его рана безнадежна:  падая в  море, он зацепился за  железку и  распорол себе живот.
Он просит Нуреддина исполнить свою последнюю просьбу.
Лодка Николая, в которую Нуреддин и тунисцы кладут камни.
В лодку опускают умирающего Николая и его скромные вещи.
Среди вещей Асма видит игрушку, куклу, и понимает, что Николай ее сделал для нее.
Она хватает куклу и прижимает к щеке.
Николай  открывает глаза и видит, как  поднимается на мачту Андреевский флаг. Тунисцы выполнили его просьбу. Он улыбается…
Наступает минута молчания, которая прерывается молитвой на арабском языке.
Николай, спокойный и удивленный,   умирает…
Нуреддин привязывает руки и ноги Николая  к камням, лежащим в лодке.
Тунисцы отталкивают лодку от берега.
В руках Мохамеда – топор. Сильным ударом он пробивает дно   и бросает топор в лодку.
Тунисцы толкают лодку в открытое море.
 Лодка медленно погружается.
Последним исчезает из виду Андреевский флаг…

Титр - 1942 год. Осажденный Ленинград.
В промерзшей комнате академик Крылов пишет свои мемуары о  Русской эскадре в Бизерте в декабре 1924 год,  о посещении и осмотре  линкора «Генерала Алексеева».
Звучат его  слова: «Как бы пригодились сейчас снаряды главного калибра для обороны Ленинграда!»
Орудия    кораблей Советского флота открывают огонь по фашистам.
Хроника мая 1945 года…

Титр – 10 мая 1945 года.
Русские морские офицеры приходят   к тому месту, где жил Николай.  И костер разводят костер на том же самом месте, где разводил его Николай.
И поют украинскую песню, которую любил петь Николай…
Асма подкладывает ветки в костер, уходит, набросив на голову синий платок.
Асма одна, она  всматривается в морскую даль, а набегающие волны стирают ее следы…
Следы переходят  в  мраморную доску  с именами погибших в Тунисе русских  людей. Она вывешена в православном русском Храме…
Звучит русская песня о «Варяге».
Мраморная доска  и титры, которыми оканчивается фильм, исчезают, смываются   морскими    волнами.

Николай Сологубовский, автор


Рецензии