Его война

         Его война.
Когда мы говорим о людях войны, чаще всего представляем тех, кто пережил это тяжкое время- людей , теперь преклонного возраста. Тех, чья молодость осталась там, или чье детство безжалостно исполосовано огнем военных лет. И они заслужили того, чтоб рассказывать нынешним молодым поколениям о них. Очень важно оставить след об этих людях, и времени, в котором они жили в еще не дозревших и неокрепших душах наших детей, когда слова  «герой», «подвиг», «патриот» иногда становятся предметом ухмылок и насмешек.
В нашем Тербунском районе людей, одаренных свыше, к счастью, немало.  Но наш рассказ о человеке, талантливом во многих сферах человеческого бытия, в котором соединились воедино жизнь его собственная, сегодняшняя и жизнь наших и его предков- наши исторические корни. Его, несказанно наделенного от природы жизнелюбием и талантами, нет необходимости убеждать в том, что память о последней войне и подвиге людей, добывших в ней Великую Победу, необходимо свято хранить и прославлять. Хотя и родился он уже спустя 12 лет после завоевания той Победы.  И все таки, Война для него по- личному- и Великая, и Отечественная.
Его в Тербунах знают многие, еще с тех советских времен, когда он в прежнем Доме Быта работал мастером по ремонту телерадиоаппаратуры. Это Балашов Сергей Владимирович. Человек, у которого много увлечений, о чем расскажем ниже. Но главное увлечение- краеведение, где особой, красной чертой проходит– война. Война для него- часть детства, а значит и всей последующей жизни. Почему война «часть детства» в 50-60-х годах, спросит читатель.  А вот об этом, в основном и весь рассказ.
 Тогда для него это было, как игра. Интересная, но опасная. Мало ли повзрывалось ребятишек в наших краях на военных «игрушках»?  Но это время закалило, приблизило войну вплотную, заставило увидеть, почти реально почувствовать войну рядом. Когда о ней рассказывали старшие, его не нужно было убеждать, что так именно оно и было.
- Как в детстве остался живым- сам не знаю- говорит он, как всегда, честно и открыто.- В то время ведь, куда ни ступи- овраг, луг, кругом земля напичкана оружием, снарядами. Отец находки и отнимал, и закапывал. Но любопытство брало верх. И с друзьями опять копали и находили.
 О службе в армии Сергей Владимирович вспоминает особо. Два года в секретных войска, глубоко под землей занимался радиоэлектронным  слежением. Сержантскую парадку хранит в домашней кладовке по сей день.  Потому- то, уже сам  пройдя военную службу, а теперь, многое осознав и переосмыслив, примеряет прошедшую войну на себя еще ближе и более лично.
Родина Сергея Владимировича- тихое село Никольское, сельцо с богатой историей, бывшее Шишково, что в своей родословной, он подчеркивает особо. Потому что с имением помещика Шишкова, связана и часть истории его семьи. Его прабабка работала у барина на кухне стряпухой. Рассказывает не для гордости, а как факт, хотя на это место, понятно, ставили не каждую. Но, гордится он другим- мастерами в своем роду. И  это особая линия- потому, как он всю свою сознательную жизнь хотел научиться все делать сам и не хуже, чем его предки. А делать умеет он, если не сказать все, то уж точно- очень многое. Еще будучи школьником, без посторонней помощи, пристроил моторчик на обычный велосипед, на котором без проблем ездил в Березовку.  Перед уходом на службу в армию построил собственной конструкции аэросани, которые вполне могли ехать. Помешало путешествиям на них наше, теперь, малоснежие.
А в двадцать четыре года, сразу после женитьбы, своими руками построил дом, который потом благоустраивал и в нем же живет по сей день. Семье нужен был мотоблок- сделал, минитрактор- сделал, станки для работы- циркулярку, строгальный… Тогда этого в магазинах не было, а ему и не надо было их искать. Сергей Владимирович одарен талантом художника, и потому в каждой его вещи: связанной ли оконной раме или детском стульчике заметно превалирует качество и эстетика.
И одно из любимых его дел- копаться на грядках. Научился профессионально прививать деревья- у него на одном стволе дикой грушовки родится около десятка сортов окультуренных плодов. Особенно интересно смотреть на эти деревья осенью- на одном деревце, рядом висят плоды разных форм и размеров.  Именно о таких руках, как у этого человека, говорят- золотые. Даже приведя для примера только один факт, читателю станет понятно, каково его трудолюбие. При изготовлении своего минитрактора он ножовкой по металлу целый день распиливал «чулки» заднего моста Газ- 51. Тогда еще «болгарок» в помине не было.
И огород для него двойная кладовая, например, окапывать дерево и попутно находить в земле- предметы старины. Их он хранит в своем домашнем музее великое множество. К слову, краеведческий музей получил от Сергея Владимировича в дар не один десяток эксклюзивных вещей. И благодаря ему, теперь их можно увидеть в экспозиции. А хотите узнать поболе об истории Тербунов, фашистской оккупации района- затевай разговор с ним на эту тему и получишь множество уникальных, в деталях ответов.
Да. Сергей Владимирович человек со сложным характером. Он не каждого пустит к себе в душу, может  собеседника просто сразить своей честностью, откровением и прямотой- может такие гены, а может, отложились потери и трудности жизни, коих тоже ему досталось сполна.  Но, скажу по великому секрету- если захотите получше узнать этого человека, или что либо из него выведать- заговорите о прошедшей войне. И тогда поймете- война для него без малейшего преувеличения- вся его сущность.
25. 04. 2014 г.                Колесник А. В.


Рецензии