О главном портрете в жизни Александра Варнека

НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ 

1.Теребенев Михаил Иванович (1795-1864).  Портрет художника мирового уровня [1] и педагога Академии художеств  Федора Яковлевича Алексеева.  Х.м. 115х84,5.  1820 г.. Хранится в собрании  Музея Российской академии художеств. СПб.
2. Одна из главных картин художника  Ф.Я. Алексеева (1753 -1824) - «Красная площадь в Москве». Х.м. 81х110. 1801.  Государственная Третьяковская  галерея.
Иллюстрации, на первый взгляд, не имеют отношения к настоящей миниатюре, однако это не так.

Художник Варнек Александр  Григорьевич (1782 - 1843), о творчестве которого я пишу свои миниатюры, выполнил согласно опубликованному  списку его работ не менее 150 портретов, один из которых сыграл довольно важную роль в его жизни.

Благодаря данному портрету, он получил за свою работу Большую золотую медаль при завершении в 1802 году Императорской Академии художеств.  Однако кого изобразил на нем Александр Варнек,  российские искусствоведы Целищева Луиза Николаевна (1938 -2018)  и Турчин Валерий Стефанович (1941 - 2015)  лишь предположили  в своих известных  монографиях [2, 3], основываясь на изучении академических отчетов.

Согласно их формулировкам, выпускнику  ИАХ Александру Варнеку было поручено выполнить портрет живописца, которым, по мнению искусствоведов, явился, скорее всего, один из его соучеников  по классу.   

Данный вопрос, не согласившись с этой версией,  я  затрагивал в одной из своих  ранних миниатюр [4], но конкретной гипотезы у меня тогда еще не было. Сейчас же она появилась.  Подсказка нашлась  в  академическом отчете за 1802 год изданной сравнительно недавно петербургским  автором  Беляевым Николаем Сергеевичем книги "Торжественные публичные собрания и отчеты ИАХ" [5].   

Прочитав несколько раз довольно сложный текст отчета объемом 6 стр., перенасыщенный  малоинтересной  для меня и читателей  прозы.ру информацией, выбрал из него лишь несколько небольших и важных для настоящей миниатюры фрагментов, которые после их редактирования привожу ниже.  Начинается отчет со слов:  «Годичное собрание Императорской Академии художеств 11 декабря 1802 года  было приурочено ко дню рождения его императорского величества Александра I».   

Далее говорится: «В этот день Академия  имела торжественное собрание, на котором происходило следующее:   По прибытии господ почетных любителей и почетных членов, они были препровождены вначале  в классы, где рассматривали обыкновенные ученические упражнения.  Затем гости были  введены в залу, где находились работы воспитанников Академии, допущенных к конкурсу для получения золотых медалей, означенные литерами, расположенными в азбучном порядке. 

Каждому из присутствующих подносились при этом все литеры, из которых он по своему усмотрению  брал  ту литеру, которой означалась работа, удостаиваемая им большой или меньшей медали, и клал ее в поставленные два запечатанных ящика  для первого и второго награждения.

Затем президент Академии, действительный тайный советник,  обер-камергер, сенатор и разных орденов кавалер граф Александр Сергеевич Строганов сообщил  всем присутствующим о последовавшем в Академическом совете избрании в почетные любители господ тайных советников, сенаторов и кавалеров.  Ими были  Михаил Никитич Муравьев (1757–1807) и граф Северин Осипович Потоцкий (1762–1829), как  особы, которые были почтены монаршею доверенностью в деле народного просвещения,  принесшего пользу Академии.

Потом они были приглашены к заседанию, которое  господин президент открыл краткой речью о предмете торжественного собрания.
 
Далее в Отчете перечисляется множество вопросов начавшегося заседания, некоторые из которых  касались известных художников и педагогов Академии художеств. 

Так отличившиеся талантами и трудами своими академик живописи перспективной  Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824), академики живописи портретной  Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825)  и  Щукин Степан Семенович (1763 - 1828) и академик живописи ландшафтной Мартынов Андрей Ефимович (1768 -1826) были баллотированы и произведены в советники Академии. 

Предложены к баллотированию и избраны в академики по представленным от них работам член бывшей Парижской Академии, художник портретной живописи, господин Монье Жан Лоран (1743 - 1808), а также «назначенный»  Академии  по части живописи миниатюрной  Иванов Павел Алексеевич (1776 - 1813), которые введены были в собрание и заняли свои места.

Наконец конференц-секретарь Академии, распечатав ящики с литерами удостоенных к награждению работ, объявил число каждой положенной литеры, по которым господин  вице-президент действительный статский советник и кавалер Чекалевский объявил  имена отличившихся учеников, которым  господин  президент при звучании труб раздал именем его императорского величества золотые медали первого и второго достоинства.

Большие золотые медали получили пенсионер  Николай Уткин за гравированный  им эстамп Иоанна Крестителя с Менгсовой  картины и ученик Александр Варнек  за картину, написанную им с натуры, представляющую Живописца. 

Золотую медаль второго достоинства по заданной программе - представить Юпитера и Меркурия, посещающих в виде странников Филомена и Бавкиду -  получил  ученик живописи исторической Орест Кипренский  (------).

За этим господин  президент роздал также и серебряные медали, удостоенным на разных третных экзаменах, из коих получили Первую и вторую серебряные медали  опять же Орест Кипренский и Александр Варнек за рисунки с натуры».

Познакомившись с цитируемым отчетом, пришел к заключению, что на утерянном ныне портрете Александра  Варнека, удостоенном  Большой золотой медали, вряд ли был запечатлен  никому не известный его соученик, даже если бы портрет  он  выполнил  мастерски. К тому же, называть даже самого талантливого соученика  Живописцем с большой буквы не было никаких оснований, т.к. этому ученику требовались  бы многие годы, чтобы стать таковым.   

Поэтому очевидно, что запечатлел  на портрете - картине  выпускник Академии  уже вполне знаменитого в 1802 году живописца, а таких в то время было лишь два человека,  являющихся  преподавателями  Академии - Боровиковский  и Алексеев, поскольку другие педагоги Академии, Щукин, например,  «не дотягивали» до живописцев с большой буквы.

Что касается Боровиковского, то его творчество изучено специалистами настолько основательно, что о его портрете кисти выпускника Академии уже давным-давно  все-бы знали.  Это же касается и Рокотова,  который жил в имении Аниково недалеко от Москвы, приобретенном им в начале 1790-х,  и бывавшем в  Петербурге наездами лишь в более ранние 1770-е гг. 

Выходит, что остается только  единственный  художник мировой известности, проверенной временем (рейтинговая категория 1), педагог Академии Алексеев  Ф.Я., присутствующий, кстати, на Годичном собрании Императорской Академии художеств 11 декабря 1802 года. 

Поэтому у него, как будто, и не было «конкурентов»?  К тому же, он  находился  в это время «на коне», побывав по заданию Президента Академии художеств  А.С. Строганова в  длительной командировке в Москве и успешно выполнил его задание, написав большую серию видов Москвы и свою главную картину, приложенную к миниатюре. 

Полагаю, что Строганов  вполне мог инициировать и написание  Варнеком  с Алексеева картины, изображающей Живописца.

Поэтому в настоящей  миниатюре   предполагаю поговорить в основном о художнике  Алексееве и его портрете, однако, поскольку перед глазами читателей  вид на Красную площадь, запечатленной художником 224 года тому назад, начну свое повествование с описания именно этой картины. 

На полотне ее изображена Красная площадь в начале XIX века. В центре - собор Василия Блаженного, а перед ним Лобное место. С правой стороны художник  «разместил» Спасскую башню и кремлёвскую стену с наполненным водой рвом перед ней. Вдали за стеной виднеются шпили Вознесенского монастыря и Царская башня. Перед Спасской башней находится двухэтажная публичная библиотека сподвижника Петра I,  Василия Киприянова. Слева на переднем плане расположены рыночные ряды и здание Главной аптеки.

Площадь полна жизни и движения. Едут конные повозки и экипажи, лают собаки, прогуливаются няньки с детьми, кипит торговля, люди разных сословий заняты своими делами, из ворот Спасской башни марширует отряд гренадеров.
Алексеев начал работу над видами Москвы по повелению императора Павла I в 1801 году. Картина является одной из первых работ серии и знаменует подъём интереса к древней столице в русском обществе начала XIX века. 

В письме президенту Академии художеств Александру Сергеевичу Строганову Алексеев писал: «По осмотрении  Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать. Первый эскиз начал с площади с церковью Василия Блаженного, и зиму употреблю для писания картины».   
Данное письмо свидетельствует о том, что поездка художника Алексеева  в Москву  была организована самим президентом ИАХ, графом А.С. Строгановым.
 
Далее в миниатюре речь пойдет о художнике  Ф.Я. Алексееве  и его единственном, известном  в настоящее время портрете, выполненном в 1820-м  году художником М.И. Теребеневым.

Алексеев Фёдор Яковлевич (1753 -1824) - русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа. Современники называли его «русским Каналетто».

Родился он в Санкт-Петербурге, в семье сторожа Академии наук. Учился в гарнизонной школе, а затем по прошению отца  в 1766 году, в возрасте 11 лет, поступил  в Императорскую Академию художеств.  Изучал орнаментную скульптуру у Луи Роллана, натюрморт у Генриха Фондерминте, пейзажную живопись у Антонио Перезинотти. Окончил обучение в 1773 году с аттестатом 1 степени и был награждён серебряной и золотой медалями.

В 1773–1777 годах был пенсионером Академии художеств в Венеции, где учился  у «перспективистов»  Д. Моретти, позднее П. Гаспари. Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист.

В 1778 году Алексеев был вынужден вернуться в Петербург, где вскоре его зачислили «живописцем при театральном училище» в Дирекцию Императорских театров.

Начиная с 1779 года художник работал в Эрмитаже над созданием копий с венецианских видов Каналетто, видов Дрездена и Пирны Беллотто для графа П.А.Зубова по заказу императрицы Екатерины II, выполнял копии с произведений  Г.Робера и Ж.Верне.

С 1786 года Алексеев окончательно перешёл в пейзажный жанр. В 1790-х годах выступил с пейзажами Санкт-Петербурга, за которые в 1794 году получил звание академика.

В начале 1795 году Екатерина II послала Алексеева на юг - в Причерноморье и Крым, т.е. в те места, которые она за несколько лет до того посетила  в 1787 году во время своего знаменитого путешествия. Результатом этой поездки стало множество зарисовок и эскизов, которые позже вылились в создание полноценных картин.

С 1799 года Алексеев работал живописцем при Дирекции Императорских театров.  С 1799 года - живописец при Дирекции Императорских театров, а в 1800 году по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов. 

В Москве Фёдор  Алексеев выполнил две живописные картины, одна из которых, «Красная площадь» (1801), хранится в Третьяковской галерее.
Кроме того, за время пребывания в Москве (с осени 1800 по март 1802 года) художник написал 68 акварелей и рисунков московских видов, которые потом использовал для создания своих «масляных» картин.

C 1802 года Ф.Я. Алексеев являлся Советником  Императорской Академии художеств .
С 1803 года и до конца жизни преподавал в пейзажном классе Академии художеств перспективную живопись. 

В 1800 -1810-х годах художник создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых  - «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей). Работы Алексеева хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Скончался художник в бедности 11 ноября 1824 года в возрасте  71 год, через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге,  и был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.

 Работы Алексеева хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

Исключительно поздно коллежский советник  Алексеев создал семью, женившись 30 августа 1819 года в возрасте 66 лет на Ломакиной Александре Евсеевне, вдове губернского секретаря.  В этом браке у него родились дети – сын Константин (14 мая 1820 г.) и дочь Александра (3 окт. 1821 г.)

Обратимся теперь к портрету Алексеева Ф.Я., приложенному к миниатюре, на котором, судя по дате его написания (1820 г.)  он запечатлен в возрасте 67 лет, за четыре года до смерти  и год спустя после вступления в брак. 

Однако что-то здесь не так, поскольку  выглядит художник на портрете еще довольно молодо, и, согласно моей версии,  так он вполне мог бы выглядеть в 1802 году, когда ему было примерно 50 лет. Однако, очевидно, что семилетний  мальчик Миша Теребенев, будущий художник,  должен был расти еще 18 лет, чтобы написать свой портрет своего «более взрослого коллеги». 

Размышления  о данном портрете  привели  меня к гипотезе, а не выполнил ли молодой художник Теребенев  в 1820 году не оригинал, а копию с портрета Алексеева, выполненного в 1802 году Александром Варнеком и исчезнувшем в более поздние годы ?   

В пользу того, что  известный в настоящее время  портрет  Ф.Я. Алексеева  может быть не оригиналом, а копией с портрета А.Г. Варнека, имеются некоторые наблюдения.

Действительно,  в нем  просматриваются черты стиля Варнека – лаконичность изображения модели, как и на его собственных автопортретах из собраний  ГРМ и Государственного Эрмитажа, положение правой руки на столешнице, наличие шейного галстука, присутствующего на многих  мужских портретах художника, кисть в левой руке, и большая доска позади модели с контурами изображения. 

О том, что данный портрет М.И. Теребенева может быть копией  с оригинала Варнека, свидетельствует  изучение его собственных портретов на сайте «Воскресный день», число которых вместе с присутствующим здесь  же портретом Алексеева равно 14-ти , причем все его собственные портреты являются поясными.

Замечу, что это предположение требует несомненно  профессиональной экспертизы портрета  Ф.Я. Алексеева из собрания  музея Российской Академии художеств. 

ПРИМЕЧАНИЯ 
1. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
2. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979. Тираж 25 000 экз.
3. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985. Тираж 25 000 экз.
4. Владимир Варнек. О портрете живописца кисти А. Г. Варнека. Проза.ру.
5. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.                24.02.25.


Рецензии
А что, вполне приемлемая версия!
И ещё мне подумалось, глядя на картину Красной площади, что нет на ней памятника Минину и Пожарскому. И заглянув в Википедию, я узнал, что как раз в 1802 году на одном из собраний Академии художеств (может быть даже на Годичном, о котором Вы упоминаете в этой статье) молодым художникам был задан конкурс на эскиз памятника в честь победы русского народа в 1612 году над интервентами-поляками. Этот конкурс потом в 1803 году выиграл Иван Мартос, который создал два эскиза и, в конце концов, в 1818 году создал и установил памятник русскому ополчению на Красной площади.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   20.03.2025 22:38     Заявить о нарушении
Борис Владимирович, извините, что отвечаю с задержкой. Спасибо за поддержку моей атрибуции портрета! Посетил, в свою очередь, и вашу страницу. Пока не готов дать оценки вашим физическим изысканиям, далеким от прозы. Удачи!

Владимир Варнек   02.05.2025 06:35   Заявить о нарушении
Оценка и не требуется. Я пишу свои соображения не столько для других людей, сколько для себя - чтобы не забыть свои же мысли об устройстве мира, сам же потом их корректирую. Раньше была слабая надежда, что это кого-то заинтересует с философской точки зрения, но постепенно осознал, что моя "философия" для всех слишком оригинальна и непривычна, а потому для просто образованного человека неприемлема, не говоря уже об учёных и философах.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   02.05.2025 21:01   Заявить о нарушении