Пьеса Случайный вальс летчика Васильева. пять сцен
1. Василий Васильевич Васильев – летчик из г. Гусь-Хрустальный, командир эскадрильи бомбардировщиков дальнего действия, в звании капитана – 28 лет.;
2. Зина – работница фабрики в городке расположенном на Волге недалеко от Сталинграда :1). 17 лет в марте 1943г.; 2). 9 мая 1965г. - 40 лет;
3. Катя – дочь Зины, школьница – 17 лет;
4. Марк Григорьевич Фрадкин – композитор Фронтового Дома Донского фронта – 29 лет.
5. Евгений Аронович Долматовский – поэт- песенник, прозаик – 28 лет.
6. Дежурный офицер - капитан НКВД в приёмной генерала – 29 лет.
Сцена Первая Воскресенье 9 Мая 1965г. Праздник – День Победы. За окном - Яркий солнечны день, шум праздника, звуки оркестра.
Комната с обстановкой середины 60-х годов: посредине Круглый стол, накрытый цветастой скатертью. В углу – комод с зеркалом, буфет с посудой, у стены с ковром – аккуратно застеленная панцирная кровать с подушками, накрытыми наволочкой, на тумбочке старая радиола.
(В комнату входят двое: Зина – (немного уставшая) и ее дочь Катя – веселая семнадцатилетняя девушка - хохотушка.
Катя: – Ой, мамочка, как хорошо! Как здорово! Оркестры играют, кругом цветы, флаги. Фронтовики ордена, медали надели. Такой праздник – ДЕНЬ ПОБЕДЫ! –
А почему раньше этот праздник ТАК не отмечали?
Зина снимает плащ, причесывается у зеркала: (отвечает со значением) - Почему? Отмечали: митинги проводили на предприятиях. У нас на фабрике – цветы дарили фронтовикам. А так - отмечали дома, в кругу семьи. Радовались, песни за столом пели, а потом плакали – погибших, не пришедших с войны поминали…
А выходной устраивать – некогда было… Надо было работать - страну поднимать…
Катя: – Мам, а давай чай пить. Конфеты у нас еще с Первого Мая остались, а Баба Зоя нам с утра - пирогов напекла. Давай! – (с молчаливого согласия матери)
- Я пойду чайник ставить - убегает, а перед тем как уйти, бросает фразу –
- А ты чашки ставь и радио включи - песни послушаем! – (скрывается за дверью).
Зина подходит к приёмнику, щелкает выключателем ( в комнате раздаётся голос диктора, читающего текст, рассказывающий о праздновании Дня Победы в СССР.):
- Указ Президиума Верховного Совета СССР. «Об объявлении 9 Мая нерабочим днем »
Президиум Верховного Совета СССР постановляет: «День 9 МАЯ- Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне1941-1945годов- впредь считать нерабочим днем.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
А.Микоян
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. Георгадзе.
Указ Президиума Верховного Совета СССР: «Об учреждении юбилейной медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов.»
Президиум Верховного Совета СССР постановляет: В ознаменовании 20-летия Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945годов учреждении юбилейной медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов.»
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
А.Микоян
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. Георгадзе
Зина подходит к шкафу-буфету с посудой, открывает его и достаёт чашки и блюдца, вазу-конфетницу и ставит всё на стол. (Диктор по радио объявляет начало концерта, посвященного ХХ- летию Дня Победы.) Начинается мелодия вальса, в которой Зина узнаёт свою любимую песню-вальс Марка Фрадкина на стихи Евгения Долматовского- «Случайный вальс». Зина быстро подходит к радиоприёмнику и делает погромче. Потом пододвигает к приемнику стул и садится слушать песню, забыв обо всём, закрывает ладонями глаза...
(Музыкальная художественная минутка. Музыка, обозначающая время, повернувшееся вспять. Музыка постепенно затихает.)
Сцена Вторая Март 1943г
Полупустой зал заводского клуба. Патефон, звуки вальса 30-х годов. На стене портрет Сталина и плакат: «Отстоим ВОЛГУ – МАТУШКУ! Смерть фашистским оккупантам!»
Несколько пар танцуют. Одинокая девушка Зина, в скромном ситцевом платьице подпоясанным белым ремешком, туго заплетенной косой, уложенной вкруг головы, в темных туфельках на небольших каблучках и в белых носочках, стоит у стены, задумавшись.
В зал входит офицер. Снимает плащ-накидку, торопливо вешает ее на спинку стоящего рядом стула и остается в форме летчика образца 1935г.(Без погон) в звании капитана. На груди – орден Красной Звезды и медали. Оглядывает зал, замечает Зину и подходит к ней:
- Девушка, разрешите Вас пригласить на танец.-
Зина, стесняясь, растерянно поправляет волосы и молча кивает в знак согласия. Начинают танцевать. Летчик несколько раз сбивается с ритма танца и, желая познакомиться, смотрит на девушку, улыбаясь:
- Меня Василий зовут. А Вас?-
Девушка застенчиво:- Зина.-
Василий извинительно, с печалью в голосе, повторяя имя и растягивая его: - Зина…
- Я и танцевать – то почти разучился. Давно не танцевал. Уж извините меня…-
Зина утвердительно улыбаясь: - Да ничего. Все хорошо. Я и сама давно не танцевала…-
Василий, как бы объясняя - А я в часть еду. Водитель остановился – побежал за водой – радиатор закипел, а я услышал музыку и сюда – не поверите – ноги сами понесли. Вас вот встретил… Совсем как в родном городке ... -
(Музыкальная минутка в ритме убыстряющегося вальса, резко обрывается.)
Раздается настойчивый сигнал автомобиля.
Василий, остановился, обрывая танец, с досадой и горечью: - Это меня торопят. Светает. Надо ехать. –
(Танцевальная музыка в зале стихает. Звучит тревожная музыка, слышны дальние разрывы снарядов и мин, треск пулеметных очередей. Которые все нарастают и становятся все громче.)
Василий торопливо, держа Зину за руку: - Зина, Вы мне очень понравились! Я Вас разыщу обязательно! Совсем скоро! До встречи!-
Василий хватает свой плащ накидку и быстро уходит…
(Звучит песня о войне, о расстовании, музыкальная художественная минутка.)
Сцена Третья . Апрель 1943г. Приемная штаба Донского фронта.
Приёмная командующего. Стена. Вдоль стены – стулья. Дверь в генеральский кабинет. На стуле перед дверью, ожидая приема, сидит композитор Марк Фрадкин. На его пиджаке орден Красной Звезды.
На другой стороне стол с зеленым сукном, письменный прибор, телефон. За столом сидит дежурный офицер в форме образца 1943г.(с погонами), перебирает бумаги, что-то пишет.
В приемную входит летчик Василий Васильев в форме образца 1943г. с погонами. На груди медали, орден Красной Звезды и уже орден Красного Знамени. Подходит к дежурному, отдав честь (четко, по военному докладывает):
- Командир эскадрильи 42-го авиационного полка 36-й авиационной дивизии, 8-го авиационного корпуса авиации дальнего действия - капитан Васильев. Прибыл на оперативное совещание.-
Протягивает дежурному сложенный листок бумаги.
Дежурный берет листок, разворачивает его, читает, потом, смотря на летчика, строго:
- Ожидайте. Вызовут -
Василий подходит к свободному стулу у стены и садится рядом с композитором Фрадкиным. Несколько мгновений тянется тишина.
На столе дежурного – звенит телефон. Дежурный снимает трубку, слушает, потом встаёт и говорит в трубку:
- Слушаюсь товарищ полковник, всё подготовил, сейчас принесу.-
Дежурный берет папку с бумагами и торопливо выходит из приёмной.
Композитор Фрадкин достает из нагрудного кармана пиджака блокнот и ручку. Что-то пишет и обращается к Василию:
- Товарищ капитан, давно летаете?-
Потом, видя вопросительный взгляд Василия, добавляет:
- Извините, не представился. Марк Фрадкин. Композитор Фронтового Дома Донского Фронта. Прибыл сюда в командировку. Будем с поэтом Долматовским песню про Сталинградскую битву писать. -
Потом, как бы присаживаясь поближе к собеседнику, доверительно, с пафосом:
-Хочется написать песню такую красивую, такую широкую - как сама Волга-Матушка! Ведь свершилась великая Победа! Именно отсюда, с волжских берегов, Гитлер, как раненый пес поползет в своё логово! Там его мы и добьём! –
Василий, улыбаясь, уже совсем доверительно:
- Здравствуйте! А я ваши песни знаю! Мы еще на Халхин –Голе их пели!-
- Меня Василий зовут, Василий Васильев из города Гусь-Хрустальный.
Воюю еще с августа тридцать девятого, с Халхин –Гола.-
- А в дальней авиации - с Сорок Первого… Уже тогда мы – Берлин бомбили…-
- Дома с Тридцать Девятого не был! Соскучился. –
- А тут в часть еду. В городке одном остановились, пока шофер машину чинил, вышел размяться – слышу музыка играет, зашел «на огонек», а там танцы! И девушка у стены стоит – красавица – глаз не отвести… У меня аж сердце зашлось, как на вираже… Подошел. Пригласил на танец, только разговорились, немного потанцевали, а тут – шофер засигналил – пришлось прощаться. Единственное запомнил, что её Зиной зовут…-
- Вот вы, композиторы, песни сочиняете. У меня к вам просьба: напишите песню о том, что я рассказал. Если всё точно опишете, Зина поймёт, что это о нас с ней. Может услышит, откликнется вам. -
(Тревожная музыка, с отдаленным шумом боя. Сначала всё нарастает, становится громче! Потом постепенно стихает .)
Сцена Четвертая. Апрель 1943г. Вагон- теплушка воинского поезда, следующего из г. Сталинград в г. Елец.
(Перестук вагонных колёс. Сначала громкий, а потом чуть приглушенный – в виде фона.)
Теплушка воинского поезда. Вдоль стены нары, с матрацами, внизу стоят снарядные ящики, на которых сидят, а перед ними некоторое подобие стола из тех же ящиков. Стол накрыт брезентовой накидкой. На нем – керосиновая лампа – «Летучая мышь», два стакана в подстаканниках и большой чайник с кипятком.
На ящиках перед столом сидят Марк Фрадкин и Евгений Долматовский. Оба в простых шинелях, накинутых на плечи. У ног Фрадкина стоит трофейный аккордеон.
Обсуждают текст новой песни, спорят:
Долматовский (вдохновенно): - Я думаю надо продолжить так:
« Стоит среди бурь исполин величавый.
И пламя пожаров пылает кругом.
Восходит над ним богатырская слава,
И слышен далёко сражения гром»
Фрадкин, возражая:
- Евгений, ведь битва закончена, Победа! Откуда «слышен сражения гром»?!
Здесь главное слово – ПОБЕДА! -
Потом, переведя дух, предлагает:
- Ладно, давай передохнем – попьём чайку.-
Говорит со вздохом:
- До Ельца дорога длинная, что-нибудь придумаем…-
Фрадкин встаёт, берет чайник и наливает Долматовскому и себе чая. Нарезает два куска ржаного хлеба из формовой буханки.
Долматовский дружески улыбается, достает и развязывает, стоящий рядом вещевой мешок:
- Вот тут мне в штабе на дорожку сахарку подарили. С ним и попьем…-
Из вещь мешка достает кусок сахара, завернутый в белый платок. Разворачивает, кладет платок на левую ладонь, а правой рукой бьет по нему тупой стороной ножа, раскалывая на мелкие куски.
Несколько мгновений молча пьют чай.
(Фон звука перестуков вагонных колес усиливается – потом опять постепенно стихает…)
Фрадкин, прихлебывая чай :
- Вчера в штабе, перед награждением, встретил одного летчика – бомбёра, капитана, командира эскадрильи – Василия Васильева из Гусь-Хрустального. Он еще в Сорок Первом Берлин бомбил!-
- Так вот. Рассказал он мне как где-то, поблизости от Сталинграда, случайно попал на танцы и потанцевал с девушкой, влюбился в нее с первого взгляда, но вынужден был уехать, обещав скоро вернуться…-
- попросил он написать про это песню, чтобы та девушка поняла, что эта песня про них…-
- Я вот всё думаю, что если бы такая песня зазвучала, то её бы за свою приняли тысячи бойцов и девушек.-
- Она могла бы стать всенародной! Такой же как «В землянке» или « Темная ночь»…-
Долматовский, немного подумав, порылся в вещмешке, достал толстую тетрадь и начал листать:
- А что? Это идея! У меня уже есть наброски стихотворения о танцах на войне. Эти стихи даже уже были опубликованы в одной фронтовой газете.
- Вот они. Называются «Танцы до утра»:
«Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука...»-
- Стихотворение это я написал почти с натуры, на прифронтовой полосе между Белгородом и Харьковым. Ты только подумай! Никакая сложность обстановки, смертельная опасность, разруха, беда не могут заглушить в людях стремления к чему -то светлому, хорошему.-
- СтОит воинской колонне остановиться на ночёвку в прифронтовом селе или городке – тут же возникают знакомства, состояние влюблённости. А главное, всё это носит грустный - целомудренный характер! А рано-рано, чуть свет — расставание, отъезд... –
- Великолепная получилась бы песня!- (говорит со вздохом)
Фрадкин, как бы встрепенувшись, вдохновившись словами друга:
- Да, да! Только стихи должны встраиваться в вальсОвую мелодию.-
Усаживается на ящике по удобнее и надевает на плечи трофейный аккардион, собираясь играть…
(Опять усиливается звук колесного перестука и зарождается мелодия «Случайного вальса». Которая усиливается, заглушая стук колес.
Постепенно звуки вальса затихают.)
Сцена Пятая Воскресенье 9 Мая 1965г. Праздник – День Победы.
Та же комната. За столом сидят Зина и ее дочь Катя. Пьют чай.
Зина печально, тяжело вздыхая, почти всхлипывая:
- Вот так все и было…-
- уж двадцать два года прошло. А ту мимолётную встречу никак забыть не могу.-
Сначала даже обиделась. Вернуться скоро обещал, а слОва не сдержал.-
- А тут как-то сразу же после Дня Победы пластинку в клуб на танцы принесли. Читаю: Леонид Утесов – «Случайный вальс». Как пластинку завели – сразу про эту встречу вспомнила! Тут же написала на Радио. Так мол и так. Это песня про нашу встречу…-
- ответа долго не было. Оказывается моё письмо сначала отложили, а потом решили переслать авторам песни. А уж они сделали запрос в авиаподразделение, где служил Василий. А им сообщили, что он через несколько месяцев после нашей встречи геройски погиб и что ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Финальная сцена
Танцующие пары под песню «Случайный вальс». Танцуют и Катя с молодым человеком и Зина с летчиком и девушка современная с бойцом СВО, что очень символично, являясь как бы свидетельством неразрывной связи поколений.
ЭПИЛОГ.
Останавливается музыки и застывают танцующие пары. Голос автора за сценой:
«Не смотря на то, что в войну «правят бал» Смерть и Горе - они не могут убить в человеке душу, потому, что, даже тогда, миром правит ЛЮБОВЬ!!!
И именно это является главным мерилом всех мыслей и поступков людей на войне.
У кого любви в сердце нет – те малодушничают, становятся трусами и предателями...
Другие, не смотря ни на что, остаются людьми, часто смертью попирая Смерть ради ЖИЗНИ!!!
КОНЕЦ.
Свидетельство о публикации №225022401215