Кто там не бывал. Глава 1
Лежа ничком на камнях, словно рыба выброшенная на берег, Таня жадно хватала ртом воздух, которого не было. Спустя ещё несколько минут все звуки заглушил стук собственного сердца. Под его учащенное биение в голове пульсировала только одна мысль: как такое могло с ней произойти? Почему именно с ней? Почему именно сейчас? Вот так бесславно, толком и не начавшись, закончилось главное приключение её жизни. Всё, это конец истории.
А начиналась история почти сказочно, два года назад, летом восемьдесят четвертого года, одноклассница Лерка пригласила Таню на соревнования по альпинизму и горному туризму, которое проходило в парке Ленина. Ещё в сентябре Лера записалась в эту секцию. В начале каждого учебного года по школам ходили руководители разных кружков и секций и агитировали учащихся, расписывая во всех красках прелести своего кружка. Завуч Валентина Ивановна, среди учащихся прозванная Валандой, каждый раз заводя в класс очередного агитатора строго напоминала, что каждый ученик школы должен принести справки минимум из двух кружков, иначе… И все понимали, что это угрожающее «иначе» означает, что не определившиеся будут автоматически зачислены в школьный хор, руководителем которого Валанда и являлась, не смотря на то, что была учителем английского языка. Учитель же пения, Иван Родионович, прозванный Рохлевичем, во всем беспрекословно подчинялся Валанде, начиная с репертуара и расстановки участников хора, заканчивая её собственным видением аранжировок. В прошлом году Таня, уже несколько лет занимающаяся во Дворце пионеров народными танцами, замешкалась с выбором второго кружка и оказалась в числе хористок. После прослушивания Таню поставили на высоченную деревянную подставку в пятый ряд, не смотря на маленький рост. Она тщетно пыталась выглядывать из-за спины высоченного мальчишки, стоящего перед ней, чтобы родители, пришедшие на очередное выступление обязательно её заметили. Все громко орали: «Эх тачанка – Ростовчанка, наша гордость и краса, конармейская тачанка, все четыре колеса». Валанда её пением была не довольна и порекомендовала дома тренировать голосовые связки. Таня старалась, как могла, орала на весь дом, на что её бабушка жаловалась её же маме, что Таня пытается сжить её со свету. В этом году Таня не собиралась совершать подобной ошибки и помимо уже устоявшихся, хоть и не очень любимых танцев записалась в зоологический кружок всё в том же Дворце пионеров. Как Лерку занесло в секцию горного альпинизма Таня не помнила, но весь год с удовольствием слушала рассказы об увлекательных тренировках, новых интересных друзьях, и даже каких-то своих влюбленностей, хотя Лерка могла и привирать, за ней такое водилось.
В зоологическом кружке было скучно. Сначала Таня возлагала на него большие надежды, очаровавшись обилием огромных клеток с совами, вертящими своими головами на сто восемьдесят градусов, равнодушно наблюдая за Таниными перемещениями от одной клетки к другой, разглядывая крикливых волнистых попугайчиков. Там же были ужасно милые кролики разных окрасов, хомячки, морские свинки, не очень приятные крысы и даже черепахи. Ещё огромных размеров аквариумы с диковинными рыбками. Позже ей объяснили, что клуб аквариумистов находится здесь же, они посещают занятия в другое время. Потом оказалось, что и животными члены кружка тоже не занимаются, хотя иногда им позволяли чистить клетки. А занятия проходили в смежной комнате, где юные зоологи рассаживались за круглым столом и старательно под диктовку записывали в свои тетради новую тему. Например: бурый медведь. Далее – среда обитания, чем питается, сколько времени вынашивает потомство. Бывалые кружковцы предупредили, что записывать нужно тщательно, потому что на втором году обучения им самим придется делать доклады о тех же самых животных и записи в тетради очень пригодятся. По окончании занятий они снова проходили через живой уголок, в котором им разрешалось задержаться на пять минут до прихода следующей группы. Дома Таня увлеченно рассказывала о повадках хомячков и кроликов в клетках, хотя видела, что дедушке это не нравится. Он ненавидел содержание животных в клетках, так как во время войны сам оказался в плену и попал в концлагерь. Поэтому их домашний волнистый попугайчик Макарушка летал по всему дому и забирался в клетку только для приема пищи.
В общем, волею судьбы и уговорами Леры Таня оказалась на соревнованиях по альпинизму и горному туризму. Лера сразу же деятельно влилась в небольшую группу ребят, что-то живо обсуждавших, размахивая руками. Таня неприкаянно стояла в сторонке, не понимая зачем она поддалась на Леркины уговоры и что ей здесь делать. Она наблюдала за группами детей, которые были заняты переодеваниями, натягиванием на себя каких-то лямок и веревок, появляющихся из безразмерных рюкзаков. Все они являлись членами команд, ни каких болельщиков кроме самой Тани видно не было. Отдельно в стороне стояли взрослые, о чем-то совещались и разбирали какие-то бумаги. Таня догадалась, что это организаторы соревнований, судьи и тренеры. По окончании совещания тренеры разошлись по своим командам и начались мини совещания внутри коллективов, члены которых то и дело оглядывались по сторонам, проверяя не подслушивают ли соперники их стратегии. Таня помаялась в сторонке ещё несколько минут и решила, что уже достаточно поболела за Лерку, в полной мере успев оценить её успехи на этом поприще. Оглядев ещё раз подругу, всю перетянутую веревками Таня неспешно побрела в сторону дома. Уже на выходе из парка её окликнули.
- Таня! – кричал бежавший за ней запыхавшийся парень, - Ты Таня? Леркина подруга? Постой!
Обернувшись, Таня увидела несшеюся следом за парнем Лерку, державшуюся за бок. Лера, увидев, что Таня остановилась, схватившись за дерево.
Парень подбежав к Тане потянул её за руку, объясняя на ходу.
- Выручай, Танюш! В команде по регламенту должны быть четыре мальчика и две девочки. Надя не пришла. Нас снимут с соревнований, понимаешь. А у нас все шансы. Ну, пожалуйста. Мы всё сами. Тебе ничего и делать не придется. Будешь пострадавшей. А ты легенькая, тебя носить не сложно будет. Соглашайся. Ну!
Они с быстрого шага перешли уже на бег. Таня, как под гипнозом, плохо соображая чего от неё хотят, спотыкаясь бежала за этим мальчиком и Леркой, тщетно пытаясь хоть что-то понять из его скороговорки.
Таню подтащили к тренеру, который придирчиво осмотрел её с ног до головы и кивнул.
- Так, давайте скоренько готовьте её, я быстро внесу изменение в состав команды. До старта двадцать минут, живее.
Наскоро записав в блокноте Танины фамилию, имя, отчество и год рождения тренер – суровый бородатый мужик лет сорока, который представился Пал Дымычем умчался, а Таню начали упаковывать в верёвки, которые назывались обвязками. Это что-то похожее на скелет от купальника, верхняя часть «купальника» соединялась с нижними «трусами» ещё более тоненькими верёвочками. Спортивного костюма у неё конечно же с собой не было. Поэтому пришлось в соревнованиях участвовать в чем была: в джинсах, рубашке с короткими рукавами и сандалиях. Вернувшись, Пал Дымыч снова оглядел Таню в обвязке, и когда взгляд остановился на этих сандалиях его вдруг начал душить хохот. Вслед за ним заржали все, Лерка аж до слез. Таня сперва опешила, не понимая как к этому относится, но вдруг засмеялась вместе со всеми. Напряжение спало как то само собой. И когда тренер приказал выдвигаться к старту, Тане уже не было страшно, она почему-то поняла, что сейчас она среди своих. Два мальчика взяли её за руки с обеих сторон, и больше уже она не оставалась одна ни на секунду. На старте они вытащили бумажку, в которой было сказано, что у пострадавшего в их команде перелом голени, и ребята тут же наложили ей на ногу шину, из подручных материалов смастерили носилки и погнали. Таню тащили то на носилках, то на руках, пристегивали к каким-то переправам, отстегивали, сажали горшком за спину и преодолевали условное болото по кочкам. Она делала что говорили, стараясь не создавать проблем, хотя иногда было страшно, что её уронят с высоты переправы через условное ущелье. Где нужно было перебирала руками в рабочих перчатках, где нужно было скакала на одной ноге, опираясь на импровизированный костыль. На каждом этапе судьи внимательно следили за действиями всех участников, то и дело слышалось:
- Не закрученная муфта карабина!
- Касание ногами!
- Ошибка узла! Незачет!
- Соскальзывание!
И наконец-то всё закончилось. Сняв с себя обвязки, все команды выстроились буквой П в ожидании объявления результатов. Таня даже не сразу сообразила, когда объявили, что первое место присудили команде турклуба «Лавина», что это они и есть.
Это была их первая победа! И Таня была непосредственным участником этого триумфа. Пал Дымыч обнял обескураженную девочку и сказал, что она теперь член клуба, на соревнованиях будет штатной пострадавшей.
- Значит так, завтра общий сбор в клубе в семнадцать ноль ноль, явка всех обязательна, начинаем подготовку августовского пятидневного похода по области. Таня, считай, что ты уже утверждена в состав участников похода.
И вот теперь здесь, с высоты трех тысяч метров над уровнем моря, недалеко от поселка Архыз в Карачаево-Черкессии обрушились все мечты и надежды несостоявшейся альпинистки Татьяны Воробьевой.
Свидетельство о публикации №225022401531