Проект метрополитена в начале века

                Проект метрополитена в начале века.


         Объем пассажира перевозок к 1913 г. резко возрос, трамвай и конка уже не справлялись с перевозками. И если в мае и июне 1909  г. в месяц перевозили 14 и 9 млн., а в октябре этого же года максимально 16, млн. пассажиров, то в октябре  1913 г. цифра возросла до 27 млн. человек, а в мае 1914  уже 29 млн. пассажиров. А наполняемость вагонов с 1,58 в 1913 г. возросла  до 2,08  в 1916 г. Управляющий ГЖД  А. Ф. Марков 5 февраля
1914 г. в Городской Думе делает доклад о начале разработки общих оснований устройства Городского метрополитена, а 18 июля 1914 г.  Дума выделяет 25 тыс. руб. на производство подготовительных работ по разработке проекта метрополитена. В течение 1914-1916 г. в были собраны необходимые данные об устройстве метрополитенов за границей: в США, Германии, Англии и Франции, были проведены необходимые расчеты, топографическая съемка и собраны другие необходимые материалы. Строительство намечалось на 1917- 1925 г. и, конечно, было обречено на полную неудачу в связи с событиями 1917 г., но в 1914 г. об этом еще никто не знал. Инициативная группа, проанализировав пассажиропотоки, пришла к заключению, что Петроградский трамвай при значительной плотности движения и постоянно увеличивающемся числе пассажиров не удовлетворяет потребностям населения. В 1915 г. по 24 маршрутам ходило 711 вагонов, и общая длина пути составляла 83 км., а к 1925 г. число вагонов должно составить 1600 и 202 км. пути. Введение новых маршрутов внесет только временное облегчение движению, но в центре города и это сделать нельзя. Введение добавочного омнибусного движения при малой вместимости создаст сильное загромождение улиц. А в 1915 г. население Петрограда с окрестностями составляло 2,2 млн.  человек, город занимал площадь почти 300 кв. км. В Лондоне, к примеру, тогда население было 7,3 млн.  человек, а площадь города 1,8 тыс. кв. км. Это говорит о том, что Петроград по сравнению с другими городами мира сильно отставал в отношении средств передвижения. До этого времени уже было много проектов метрополитена, но все они имели две задачи: создавались для облегчения пригородного движения (это железнодорожные проекты) и для доставки пассажиров от вокзалов к центру города, а задача облегчения городского движения и разгрузки центральных улиц вообще не стояла. После анализа движения пассажиропотоков и расчетов наметились основные направления метрополиитена - это Невский пр., подвозке пассажиров в центр с пригородных вокзалов, нарвское направление от Балтийского вокзала к Ланской станции до Выборгского шоссе. Наметились два варианта. Первый - одной линией длиной 19 км., второй - двумя взаимно пересекающимися линиями длиной 25 км.  При определении глубин залегания туннелей, специального бурения не производилось, а использовались данные при строительстве канализации города. Почва Петрограда слабая на глубине до 9 м., это зона залегания синюхи (синей глины). И тогда считали, что этой глубины вполне достаточно для расположения основания туннеля,  который может находиться близко к поверхности мостовой. Противоречия при разработке проекта возникли из-за канализационных сетей города, которые тоже проходили на этих глубинах.  Ю. К Гринвальд и др. специалисты считали, что туннель метрополитена должен пролегать возможно ближе к поверхности улиц, с целью облегчения доступа пассажиров к станции, тогда строительство можно будет вести в открытых траншеях, это удешевляет работу, но тогда надо переносить

                - 2 -

отдельные части канализации, на что потребуются дополнительные средства. Некоторые специалисты считали, что туннели надо строить глубокого залегания.  Однозначного решения не было, необходим был детальный экономический расчет и принятие решения Городской Думой. Средняя скорость движения поездов 30 км., максимальная 65 км./час. Стоимость проезда в метрополитене была принята как в трамвае зонным методом, т. е. все 19 станций разделялись на 4 зоны оплаты, центром являлся перекресток Садовой ул.  До 1916 г., как и на трамвае, тарифный участок должен стоить 5 коп., с 15.06.1916 г. введен новый тариф 10 коп., а с сентябре 1916 г. - опять увеличен. Это влияние войны с Германией, также стоимость проезда будет меняться в  метрополитене. В США в 1915 г.  проезд в метрополитене в черте города стоил 5 центов, вне города еще 5 центов. Один доллар в этот год соответствовал двум рублям.  Для сравнения, сегодня проезд  в метрополитене США стоит 1,6 доллара, т. е. подорожал за 85 лет в 32 раза, а в Петербурге за 47 лет работы метрополитена проезд подорожал в 100 раз, а рубль за 85 лет  подешевел относительно рубля 1915 г. в 45 раз. При постройке метрополитена, в 1925 г., общее количество пассажиров, перевозимых трамваем и метро, составит  840 млн. В том же году, с 1925 г., метрополитен покроет свои расходы и даст чистой прибыли 1 млн. руб.  Вторая попытка строительства и метрополитена была в 1939 г., тогда помешала война. И с третьей, в 1955 г., метро в Ленинграде было построено.
                Материал подготовил Львов Ю.М. 17.04.24
               
          Строительство метро намечалось на 1917- 1925 г., но не состоялось.


Рецензии