006. Александр Невский

Александр Невский – русский национальный герой, которым гордится вся страна. Этот новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком, не проигравшим ни единого сражения. Он заслужил звание истинно христианского правителя, хранителя православной веры, свободы народа. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью.

Александр Невский родился в городе Переславль-Залесский 13 мая 1221 года. Его отец, Ярослав Всеволодович, тогда занимал в этом городе княжий стол. Впоследствии родитель юного княжича становится правителем Киевского и Владимирского княжества. Мать будущего полководца была торопецкой княжной. Александр был не первым ребенком в семье, у него был старший брат Федор, который умер в отрочестве, в 13 лет.

На Руси, которую со всех сторон окружали враги, мальчики взрослели быстро. Александр уже в 4 года прошел обряд посвящения в воины. Церемония проходила в Спасо-Преображенском соборе, после неё мальчик получил титул княжича. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня, а в руки давали оружие, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

С молодых лет князей учили грамоте. При обучении знакомили с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью. Учили и иностранным языкам, преимущественно латинскому и греческому, чтобы читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе». Позднее стали говорит - занять престол. «Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя 16-летнего Александра на княжение в Новгороде, его отец сказал: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле Русской!»

Несмотря на свою юность, князь многое сделал для Новгорода. Русской земле угрожают татары, Александр активно занимается укреплением и ремонтом городских стен. На берегах реки Шелонь он строит несколько крепостей.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому. В княжеской семье родилось 5 детей - Василий, Дмитрий, Андрей, Даниил и Евдокия.

Это было очень трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества, а с севера- угрожали шведы. Свой первый совместный поход отец с сыном предприняли на город Дерпт (Тарту), с намерением отбить его у ливонцев. Кровопролитное сражение принесло победу русскому войску. Ощутив вкус первой победы, Александр не останавливается на достигнутом, он сражается за Смоленск с литовцами, и вновь побеждает.

В 1240 году с благословения папской курии на Русь вторглись шведы, с целью захватить новгородские земли и пленить князя Александра. Войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Шведский флот в количестве около 100 судов имел на своем борту 5-тысячное войско шведов и их союзников (норвежцы и финны).

У юного 19-летнего князя была малочисленная дружина, по численности значительно уступавшая шведскому войску. Он срочно сформировал войско из 300 княжеских дружинников, 500 новгородских конников и стольких же пеших ополченцев. Отдав приказание воинам быть готовыми к походу, Александр направился в Софийский собор. Там он вместе со святителем и прихожанами горячо молился. Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним с великими  словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»

Его воодушевление передалось дружине и народу. По Волхову на ладьях и берегом войско направилось к новгородскому городу-крепости Ладога, где к нему присоединилось 150 конных воинов-ладожан и около 50 дружинников-ижорян. А перед самой битвой случилось чудное предзнаменование. Был при нем один из воевод Ижорской области, именем Филипп, которому поручена была ночная разведка, чтобы выведать, сколько силы у врагов. Увидел он многочисленное войско противника и в страхе возвращался доложить князю о виденном; и когда он шел близ моря, при восходе солнца, то увидел у берега судно и в середине его двух благолепных юношей в багряных одеждах, положивших руки свои на плечи друг другу; гребцы сидели как бы покрытые туманом. Слышит он голоса! брат Глеб! пойдем скорее – поможем сроднику нашему великому Князю Александру против супостата. А другой отвечал: хорошо, брат Борис! Разведчик, услышав это, с радостью спешит поведать о том святому князю Александру, – и тот услышал о том, прославил Бога, Пречистую Богоматерь и святых мучеников Бориса и Глеба. Сразившись с врагами, малая дружина Александра побила полчища вражеские, а сам князь поразил в лицо самого короля, который с малым остатком своего войска обратился в бегство.

Была страшная битва. Незримая сила помогала православному воинству, и когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов. Разгром шведов был полный, лишь небольшая их часть смогла уйти на кораблях, оставив на берегах Невы большое число погибших.

Дружина Александра вернулась в Новгород. После этой значимой битвы, которая позволила сохранить на Руси православие и сберегла саму страну, молодого князя стали называть Невским. Однако хитрые новгородские бояре вовсе не радовались укреплению влияния Александра Невского. Возрастающая популярность и сила князя могла помешать независимым привычкам новгородцев. Уже через несколько месяцев Невский стал неугоден новгородским боярам, и они сделали все, чтобы удалить его из города. Кроме того, как утверждают некоторые историки, молодого князя невзлюбили в городе из-за того, что он вынудил их платить дань татарским ханам. Александр понимал, что в случае неповиновения разграбят татары новгородскую землю.

Собрав свою дружину, неугодный князь отправился в Переяславль-Залесский. Однако вскоре новгородские бояре вновь взмолились, чтобы он принял новгородское княжение и защитил их. Немецкие рыцари Тевтонского ордена, воспользовавшись моментом, немедленно захватили Псков, Изборск, волжские земли, оказались в опасной близости к Новгороду. Рыцари-крестоносцы, получив благословение Папы Римского на захват Руси и обращение русского народа в «истинную» веру, вторглись в русские земли. Без князя-воина с его сильной дружиной отстоять город было невозможно, и Александр вернулся обратно.

В 1241 г. Александр с княжеской дружиной и войском из новгородцев, ладожан, ижоры и карел штурмом взял крепость Копорье и на побережье Финского залива освободил от влияния ордена Водьскую землю Великого Новгорода. Для ведения дальнейшей борьбы с неприятелем сил было недостаточно и князь призвал на помощь своего брата Андрея Ярославича с его дружиной, владимирцами и суздальцами. Объединенное войско освободило от крестоносцев города Псков и Изборск. Обе воюющие стороны стали готовиться к решающему сражению. Русское войско собиралось в освобожденном Пскове, а тевтонское и ливонское рыцарство – в Дерпте.

Весной 1242 г. войско крестоносцев-католиков, состоявшее из рыцарской конницы и пехоты из ливов, покоренной орденом чуди и др. (12 тыс. человек) двинулось на Русь. Александр Невский решил дать генеральное сражение в наивыгоднейших для себя условиях.
Ледовое побоище проходило вблизи о. Вороньего, примыкая к восточному берегу узкой южной части Чудского озера. Выбранная Александром позиция в максимальной мере учитывала все благоприятные географические особенности местности и ставила их на службу русскому войску. За спиной новгородской рати находился заросший густым лесом берег с крутыми склонами, исключавший возможность маневра. Правый фланг был защищен зоной воды, называвшейся Сиговица. Здесь, вследствие некоторых особенностей течения и большого числа ключей, лед был очень хрупким. Местные жители об этом знали и, несомненно, сообщили Александру. Наконец, левый фланг был защищен высоким береговым мысом, откуда открывалась широкая панорама вплоть до противоположного берега.

Учитывая особенность тактики рыцарей, которые обычно вели фронтальную атаку бронированным клином, названным на Руси «свиньей», Александр Невский расположил свое войско (15–17 тыс. чел.) на восточном берегу Чудского озера. Он решил ослабить центр боевого построения русского войска и усилить полки правой и левой руки, конницу князь разделил на два отряда и расположил их на флангах позади пехоты. За «челом» (полком центра боевого порядка) находилась дружина князя.

5 апреля 1242 г. с восходом солнца рыцарский клин двинулся в атаку. Русские лучники встретили врага ливнем стрел. Но закованным в латы тевтонцам они почти не причиняли вреда, хотя наступавшая рядом с крестоносцами чудь понесла ощутимые потери. Постепенно лучники пятились к рядам пехоты и, наконец, слились с ней в едином строю. Рыцари пришпорили коней и врубились в расположение новгородской пешей рати. Началась неравная сеча. Об этом критическом для русских войск эпизоде летописец говорит: «И немци и чюдь пробишася свиньей сквозь полкы».

Крестоносцы уже готовы были торжествовать победу, но, увидев перед собой вместо пространства для маневра неодолимый для конницы берег, поняли свою ошибку. Впервые русские воины после рассечения боевого порядка не побежали с поля боя, обрекая себя на смерть от мечей и копий крестоносцев. Немедленно слева и справа на рыцарский клин обрушились оба крыла русского войска, а с тыла, совершив обходной маневр, ударила отборная дружина князя Александра. «И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди, и бе труск от копий ломления, и звук от мечного сечения, и не бе видети леду, покры бо ся кровию».

Ожесточенность битвы нарастала. Окруженных, сбившихся в кучу рыцарей новгородцы стаскивали с лошадей крючьями. Спешенный крестоносец, закованный в тяжелы латы, не мог противостоять ловким русским воинам. Битва продолжалась недолго и закончилась полным поражением тевтонцев. Первыми побежали кнехты, за ними обратились в бегство облаченные в доспехи рыцари. Часть рыцарского войска русские дружинники загнали на Сиговицу. Хрупкий лед не выдержал и проломился под тяжестью закованных в латы крестоносцев и их коней. Рыцари шли под лед, и не было им спасения.

В этом сражении, не считая множества простых воинов, погибло 500 знатных рыцарей, а 50 тевтонских «нарочитых воевод» было взято в плен. При торжественном въезде князя в Новгород все они пешком шли за конем князя. По мирному договору, заключенному несколькими месяцами спустя, орден отказывался от всех притязаний на русские земли и возвращал территории, захваченные ранее.

Теперь, благодаря Александру Невскому, западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс. Известно, что отец Александра Невского, князь Ярослав, скончался в Каракоруме, куда его вызвал монгольский хан Гуюк. Было предположение, что Ярослав был там отравлен.

От Орды Александр Невский получил ярлык на Великое княжение и стал для всего русского народа великим заступником. Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Перед ханом он вел себя очень учтиво и даже смиренно, зная, что от его поведения зависит сохранность новгородской земли, русских людей.

Надо было все переносить, чтобы облегчить участь русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою. Александр Невский опасался европейского умственного ига и во имя спасения от него добровольно пошел в физическую неволю к монголам.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти пройти языческие обряды: пройти сквозь огонь, поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды. Однако князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. «Смерть, смерть ему», — закричали волхвы. Приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним — князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала Гольд и Гемент уговаривали его перейти в латинство, подружиться с крестоносцами. За это Запад обещал помочь сбросить татарское иго. Но князь, отразив натиск шведов и немцев, четко представлял истинную подоплеку римской дипломатии: подставить Русь, стравить ее с Ордой. А Запад приберет к рукам, что останется от нашей страны. И категорически отказался.

Александр Невский чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что «татар бити». Все со страхом ждали татарской мести. Однако события развивались по-другому: хан Берке воспользовался ситуацией, он, ссылаясь на восстание русских, прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред народом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них.

Но силы его были подорваны и он возвращается на родную землю тяжелобольным человеком. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь отдал Богу душу 14 ноября 1263 года. Ему было всего 42 года. Перед смертью он принял иноческую схиму с именем Алексий. Его тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».

При погребении случилось чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить духовную грамоту. И вдруг князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время».


Рецензии
Доброго дня, Полина! С Масленицей Вас!
Князь воистину великий и мудрый! Читал, и ком подступал к горлу - так проникался я гордостью и любовью к деяниям великого человека! Что осталось бы от Руси, не води он войска на битвы и не применяй мудрость полководца! А Русь подвергалась опасности и с Запада и с Востока. А князю всего меньше сорока лет. И академиев не оканчивал. Пытались обратить его и Русь в другую веру, католическую, но он отстаивал христианскую. С нами Бог и сила - в правде. Не преклонил он головы и перед обрядами татар, сказав гордо, что царю он кланяется, так как его посадил на царство Бог, а твари он не кланяется. И снискал уважение у жестокого правителя. А потом и вовсе перестал платить дань татарам. А те в свою очередь - монголам. Не в силе правда, а в правде сила!
Читать было интересно! Спасибо!
Василий.

Василий Храмцов   25.02.2025 13:28     Заявить о нарушении