009. Князь Дмитрий Донской
Многолетняя смута привела к развалу Золотой Орды. В её восточной части в 1380 г. при поддержке эмира Самарканда Тимура власть захватил чингизид хан Тохтамыш. В западной части (со столицей Сараем) делами заправлял с 1361 г. темник Мамай. У монголо-татар звание темник носил командующий 10-тысячным войском (тьмой). Мурза (монг.-тат. — принц) — высший аристократический титул у монголо-татар. Поскольку Мамай не был чингизидом и прав на титул хана не имел, он просто менял на престоле ханов-марионеток по своей воле. С 1359 по 1380 г. сменилось 25 ханов!
Для ведения войн и противостояния Тохтамышу Мамаю надо было собрать большое количество людей, поэтому он привлёк воинов-наемников Востока и Запада. У самого Мамая денег не хватало, но он рассчитывал получить финансовую помощь от своих союзников — генуэзцев. Однако те потребовали взамен концессии для добычи мехов и торговли на севере Руси, в районе ростовского Великого Устюга.
Мамай пообещал князю Дмитрию Московскому и некоторым его боярам устроить их личные дела, в том числе, молодому князю Дмитрию выдать ярлык на великое княжение в обмен на предоставление концессий. Если бы Дмитрий согласился на эту сделку, то Московское княжество стало бы торговой колонией генуэзцев. С некоторых пор Московское княжество, ранее покорное татаро-монголам, почувствовало свои возросшие силы и стало стремиться к самостоятельной политике.
И хотя многим боярам предложение показалось выгодным, преподобный Сергий Радонежский решительно заявил, что «на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех». Авторитет Сергия был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться, к тому же его поддержал митрополит Алексий. В результате Москва отвергла предложение Мамая и генуэзцев, и тем самым перешла от союза с Мамаем к вражде с ним.
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.
В 1377 г. татары напали на Нижний Новгород и разгромили русских в битве при реке Пьяна. В следующем году темник послал разорить Москву пятидесятитысячное войско по главе с мурзой Бегичем. Однако московская дружина под водительством великого князя Дмитрия Ивановича встретила татар у реки Вожа на Рязанской земле и 11 августа 1378 г. обратила их в бегство. Это была первая за многие годы победа русских над татарами.
Мамай был взбешён! Год готовился он к великому походу на Москву, нанял генуэзцев, черкесов, аланов и ясов, поддержали его литовцы и рязанский князь Олег. Великий князь Дмитрий тоже готовился к битве. Он созвал дружины со всех подвластных ему княжеств.
Как рассказал Епифаний Премудрый, решающей битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идёт на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены». Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный".
Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле и сказал: "Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить". И добавил: "Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься".
Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий, несмотря на запрет инокам участвовать в боях, благословил выйти против воинов из орды Мамая не только с крестом, но и с оружием в руках двух схимонахов боярского рода — опытных в военном деле Пересвета и Ослябю.
Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушёл из монастыря и быстро отправился в путь». 20-го Димитрий был уже в Коломне. 26—27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?
Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.
Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. Он, согласно Епифанию, при встрече своим ответом не предрёк великому князю безусловную победу и спасение от смерти, поскольку этот ответ содержал слова «если Бог поможет тебе» и по этой причине не был пророчеством. Лишь позже, когда русские воины, выступившие в поход, увидели войско «татарское весьма многочисленное» и «остановились в сомнении», «размышляя, что же делать», неожиданно «появился гонец с посланием от святого», в котором говорилось: "Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог"
И вот 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, произошло одно из переломных сражений мировой истории. Началось оно с поединка витязя-инока Пересвета и татарского богатыря Челубея. Пересвет поразил Челубея, но и сам пал.
После чего началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало. Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
Решил его исход русский засадный полк, который тайно выжидал в стороне и вступил в сечу, когда силы сражавшихся уже были на исходе. Мамай бежал. Опоздавшие литовцы, узнав о разгроме татар, тоже предпочли удалиться несолоно хлебавши. Рязанские историки утверждают, будто Олег Рязанский вступил в сговор с литовцами против Москвы по поручению Дмитрия Донского и обманом помешал им вовремя прибыть на Куликово поле.
Русское войско понесло тяжелые потери. Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство. Долгое время на Руси не могли даже определить, победа ли была на Непрядве, или поражение. Лишь в XVI в. по повелению царя Ивана Грозного Куликовская битва безоговорочно была признана великой победой русского народа. Видимо, царь же пожелал, чтобы князя-победителя называли Дмитрием Донским.
В том же 1380 г. после Куликовской битвы Мамай был разгромлен на реке Калке воинством Тохтамыша, после чего последний объявил себя ханом Золотой Орды. Преследуемый татарской погоней, Мамай бежал в Крым, где был настигнут и убит.
Куликовское сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.
Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно. Золотоордынское иго, в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.
Свидетельство о публикации №225022401652
Великие люди оставили нам великую страну! Дмитрий Донской перед битвой на Куликовом поле заручился благословением Сергия Радонежского. Он сказал: ты победишь, если тебе поможет Бог. Но потом прислал в войска послание: ты победишь, Бог тебе поможет! Сам молился и вёл репортаж на расстоянии о ходе битвы. Вот оно, величие Сергия! Схимник Ослябя победил татарского богатыря, хоть сам погиб. Вера христианская вселяла в войско сознание о непобедимости. Битва была страшной, и долго ещё размышляли: победили ли на Куликовом поле или проиграли? Читать тоже было интересно!
Всего Вам доброго!
Василий.
Василий Храмцов 25.02.2025 13:49 Заявить о нарушении