О несостоятельности современной массовой религии
Собственно сегодня уже ни для кого не секрет, что религия давно уже не выполняет свою главную функцию и предназначение быть Лествицей духовной из мира в Небо. Вчера это было ещё не так очевидно, как сегодня, когда религия основательно стала на службу власти и государства, превратившись из духовного инструмента в инструмент социальной политики и идеологии.
К слову сегодня уже даже не большинство, а все источники информации, включая и искусственный интеллект (Chat GPT 4), на вопрос о роли и задаче религии в обществе, дают ответ, основанный исключительно на социальной и гражданской миссии религии даже не упоминая духовных целей и задач.
Вот к примеру один из ответов ИИ на вопрос о том, какова функция религии в современном мире ? :
1. Социальная интеграция и сплочение общества. Религия объединяет людей в общины и социальные группы с общими ценностями, задачами, нормами и ритуальным поведением, что способствует созданию чувства принадлежности к социальной группе и взаимопомощи в рамках религиозного сообщества.
2. Объяснение принципа мироустройства и помощь в поиске человеком смысла жизни. Религиозные доктрины и учения отвечают на фундаментальные вопросы о происхождении мира, предназначении человека, природе страдания, смерти и тому подобных аспектах, что помогает людям справляться с экзистенциальными кризисами и неопределенностью.
3. Нормативное регулирование поведения человека. Религии всегда опираются на соответствующий кодекс морали, нравственности и соответствующие этические нормы, которые направляют и регулируют поведение верующих, способствуют морализации общественных отношений и стабилизации социальных институтов.
4. Эмоциональная поддержка и утешение человека. Посредством ритуально-обрядовой и культовой функции, включающей соответствующие ритуалы, обряды и таинства, религия помогает людям справляться с жизненными трудностями, горем, страданием, стрессом и неуверенностью, обеспечивая эмоциональную поддержку через веру в высшие силы.
5. Легитимизация власти и социального порядка. Во многих государствах религия служила и служит важным инструментом легитимизации власти или социальных институтов, обосновывая социальный порядок через божественные установления или предначертанные свыше законы.
Таким образом, массовая религия помогает не только удовлетворять духовные потребности человека, но и стабилизировать общество, формировать общие ценности и укреплять чувство общности среди его членов.
Вот аналогичный ответ о главной задаче религии от более продвинутой нейросети:
1. Социальная сплоченность и стабильность: Массовая религия выступает в качестве объединяющей силы, сближая людей через общие верования и практики. Эта социальная сплоченность имеет важное значение для поддержания общественного порядка и предотвращения резких социальных изменений.
2. Культурная идентичность и преемственность: Массовая религия играют ключевую роль в формировании культурной идентичности и обеспечении преемственности традиций. Религия помогает сохранять и передавать культурные ценности, языки и обычаи из поколения в поколение.
3. Моральное и этическое руководство: Религия предоставляет человеку моральные учения и этические руководства, которые формируют системы ценностей отдельных людей и человеческих сообществ. Нравственные учения дают ориентиры для различения добра и зла и поощряют последователей вести добропорядочную жизнь.
4. Психологическая поддержка и преодоление трудностей: Религия обеспечивает эмоциональный комфорт и помогает людям справляться с жизненными трудностями, такими как страдания, потери и смерть. Религия предлагает объяснения экзистенциальных вопросов и предоставляет основу для понимания причин страданий и невзгод.
5. Социальный контроль: Религия служит агентом социального контроля, продвигая моральное поведение и социальное соответствие членов общества единой социальной норме. Религия укрепляет культурные нормы и ожидания, что помогает поддерживать социальный порядок.
6. Объяснение необъяснимого: Массовая религия предлагает человеку и обществу варианты объяснения экзистенциальных вопросов и тайн бытия, таких как смысл жизни, природа вселенной и греха, существование страданий и т.д. Это помогает людям найти смысл и цель в жизни, особенно в трудные времена.
7. Социальная структура и организация: Религии влияют на социальную организацию и структуру общества, предоставляя рамки для социального взаимодействия и сплоченности. Религии часто определяют демографическую политику, структуру семей и социальных сообществ. В некоторых религиях их лидеры обладают значительным авторитетом и властью в вопросах установления моральных норм, влияя на социальные иерархии и политику власти.
8. Ритуалы и традиции: Религиозные ритуалы, традиции и правила обеспечивают чувство идентичности и социальной сплоченности. Они символизируют наиболее важные вехи в жизни людей и отражают их неизменные внутренние ценности.
9. Социальная справедливость и благосостояние: Многие религии обращаются к острым социальным проблемам, предлагая идеи и подходы к решению бедности, неравенства и прав человека и т.д. Религиозные традиции часто выступают за социальную справедливость и благополучие в маргинализированных сообществах.
10. Образование и знания: Религии и их религиозные институты часто служат центрами образования, духовно-нравственного просвещения и распространения гуманитарных знаний. Они предоставляют платформы для религиозно-нравственного обучения, духовной и социальной поддержки, общественного взаимодействия, способствуя интеллектуальному и культурному развитию обществ.
Таким образом, религии мира выполняют множество важных социальных задач, от формирования культурной идентичности и предоставления морального руководства, до влияния на социальные структуры и процессы, включая и оказание социальной и психологической поддержки.
Эти функции подчеркивают неотъемлемую роль религии в общественном сознании и всех социальных процессах, происходящих в человеческом обществе и государстве, хотя критический взгляд призывает рассматривать эту роль с учетом более широких социальных, политических и исторических контекстов.
Как это ни странно, но в двух ответах самых современных интеллектуальных систем о роли религии в современном мире говорится только о социальной (мирской) задаче религии и нет даже упоминания о самой главной - сугубо духовной задаче и функции религии, которая определена как:
1. “Religare” — что означает “связывать” или “воссоединять” человека с Богом (Логосом) той особой духовной связью, которую человек некогда утратил.
2. “Relegere” — что означает “пересматривать” или “внимательно просматривать” самого себя в поиске пороков (грехов) и отклонений от высшего духовного закона (Логоса).
Иными словами, современная религиозность так омирщала, так выхолостилась и так основательно срослась с государством и властью, что совершенно забыла и полностью утратила своё основное духовное предназначение, став вместо этого сугубо социальным инструментом государства для поддержания общественного порядка, как альтернативой идеологии.
Говоря другими словами, современное государство держит при себе религию только с одной целью - поскольку религия эффективно работает на государство как институт поддержания социальной НОРМЫ и гражданского порядка.
При этом невольно закрадывается мысль о том, что если бы религия решала свою главную задачу - подлинно ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ для спасения не государства и власти, а человеческой души, причём, не с помощью патриотизма и победобесия, а через выведение человека из мiра к Логосу путём аскезы, отречения , иночества и монашества, то...
...ни одна власть и ни одно государство не потерпело бы такой независимой религии, которая освобождает человека от социального рабства и даёт возможность достижения духовной свободы и независимости от мира и социума. Нет даже сомнений в том, что любое государство и власть запретили бы такую религию вместе с церковью, как институты духовной трезвости, осознанности, правды и свободомыслия.
Увы современному государству и власти нужна сугубо подручная религия с казённой церковью, которые служат гражданским аналогом полиции нравов в современном обществе и системой религиозного обслуживания населения, решая исключительно социальные, идеологические, психологические и политические задачи и проблемы.
Духовная цель и задача давно уже стала для массовой религии неактуальной, а актуальными стали социальная, идеологическая и моральная задачи, которые не только не связаны с духовной, но прямо противоположны, поскольку духовная цель и задача - это вырвать человека из мiра, как собрания всех страстей и лжи, а социальная задача - это втянуть человека в мiр и прочно привязать к мiру, как собранию всех страстей и лжи.
"И скажу короче: мир есть плотское житие и мудрование плоти."
"Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик."
"Слово «мир» есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти. миром называется и состав собирательного имени, объемлющего собою отдельно взятые страсти. Когда вообще хотим наименовать страсти, называем их миром, а когда хотим различать их по различию наименований их, называем их страстями."
(Преп. Исаак Сирин, Симфония по творениям преп. Исаака Сирина, Мир, Слово 2, 21)
Собственно из слов преподобного совершенно чётко вытекает то, что современная религия решает в корне чуждую ей и совершенно противоположную задачу максимального вовлечения человека в мир, как собрание страстей, и связывание человека не с Богом (Логосом), а с миром, обществом и государством.
В данной связи и возникает недвусмысленный вопрос о том, а какая польза душе человека в деле духовного спасения от такой религии и церкви, которые спасают в первую очередь НЕ ДУШУ, а государство, власть и себя, как империю, используя доверие страждущих и отсутствие у них выбора ?
Построение православной империи на земле, как второй Византии и Третьего Рима, олицетворяющего христианской рай заведомо утопична. Вот что говорит об этом один из самых известных в наше время афонских старцев и исихастов - монах Симеон Афонский (Симон Безкровный):
"Старания превратить земную жизнь в земной рай является заблуждением и незнанием истины. Тот, кто уничтожил свой эгоизм с помощью Христовой благодати и стал единым в духе со Христом, называется познавшим истину, которая сделала его свободным. Только такой человек, ставший свободным в практическом познании истины и в котором нет эгоизма, может помочь другому человеку сделать это. Такова истинная доброта. Всякая иная помощь людям эгоистична".
И нужно сказать, что данный вопрос остаётся пока без ответа, поскольку в условиях монополии религии, в обществе просто нет той силы, которая могла бы как поставить этот вопрос, так и найти вариант его решения в форме приведения религии в соответствие её изначальным и сугубо духовным целям и задачам.
Именно поэтому духовный лидер буддизма Далай Лама ещё в 2013 г. сделал эпохальное заявление:
"Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию,терпению, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но сегодня мировая реальность такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я всё больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще"
"Миру сегодня нужна не религия, а образование"
По материалам книги "Психология Логоса", К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г.)
Свидетельство о публикации №225022401696