День Победы в балыклыкульской школе, Башкортостан
Война казалась вечной, и ей всё ещё не было конца. Морозы пытались удержаться даже в марте. Но апрель, все - таки, смилостивился над людьми, и стало чуть теплее. Все нетерпеливо ждали лета. А что лето? Работа в школе заканчивалась, но это вовсе не значило, что можно отдохнуть. Никаких каникул! Никакого отпуска! Кончилась учеба, все на посевные работы. Подростки тоже были задействованы в колхозных работах. Работников не хватало.
Начинался май. Теперь подростки нередко пропадали на полях, или на площадке, где готовили нехитрую посевную технику. Но чаще они были на конюшне. Лошади устали за долгую военную зиму. И сейчас нуждались не только в усиленном кормлении. Им, как и людям, не хватало тепла и ласки. Мальчишки, сил для лошадей не жалели. Их надо было кормить, чистить, и просто приговаривать ласковые слова. Животные понимали все!
Посевная набирала свои обороты. Кое – где поля уже освободились от снега, и мальчишки вместе со взрослыми уже проводили пробную вспашку. Проработав дотемна, юные герои полей, могли проспать не только первый, но и второй урок.
- Какой урок? Без них посевная сорвется! А уроков впереди еще много будет! А хлеб нужен сейчас, и просо тоже, и овёс.
Мунавара Сафина достала свою тетрадку, заменяющую классный журнал, и сразу поняла, что отсутствуют трое. Только вчера она радовалась, что все на месте. А сегодня опять пустые места на скамейках!
- А где Талгат, Фаил и Рафкат? – строго спросила она дежурного.
- Они с бригадиром на поле поехали, сев же начинается.
Урок начался. После короткой переменки, алгебру сменила физика.
Отсутствовавшие мальчики, пришли только к окончанию третьего урока.
Вид у них был взъерошенный, руки, грязные от работы, а со лба стекали капельки пота. Но сами они были возбужденные, как будто только что увидели настоящий самолет! Они вбежали в класс, и хором выпалили:
- Ура! Победа!
- Ура! – сорвался с места класс. Все соскочили со своих скамеек, начали обниматься, обнимали свою учительницу, выбегали в коридор. А Мунавара обессилено опустилась на стул. Она оперлась локтями на стол, закрыла глаза, и обеими ладошками крепко зажала свой рот. Иначе, как бы она сдержала свои рыдания? Плечи её напряглись, но предательские слезы все равно просочились сквозь сжатые веки.
Все эти нестерпимые месяцы войны, стремительно пробежали перед её глазами. Она поняла, что юности у неё не было, и уже не будет. Она была почти такой же девчонкой, когда начала работать в этой, сельской школе, Из детства она сразу шагнула в зрелую, взрослую жизнь. В этой жизни совсем не было слова «Хочу». А было только бесконечное и изнурительное слово «Надо». У этих мальчишек и девчонок все ещё впереди. А у неё уже ничего такого не будет!
- Что с Вами? – подбежали к ней девочки.
- Ничего. Это я от радости – слукавила она.
- Разве от радости плачут? - искренне удивились школьницы. Сейчас радовались даже те, кто за эти годы лишился своих отцов и братьев. Юный возраст быстрее зализывает раны от потерь.
К классу уже торопливо шагала директор школы, чтобы сообщить радостную весть. Но вездесущие мальчишки успели сделать это раньше неё. С поля их привезли прямо к правлению колхоза, где, они и услышали эту новость. Да и бегали мальчишки намного быстрее официальных посыльных.
Была среда, 9 мая 1945 года. День близился к полудню
Свидетельство о публикации №225022401968